Слайд 2
Цель работы – выявить основные способы формирования умений
учащихся понимать, интерпретировать и оценивать текст.
План.
Основные этапы характеристики текста.
Задания,
способствующие характеристике текста.
Образцы анализа текстов.
Слайд 3
I тип. Задания, направленные на
обучение пониманию текста.
Понимать текст можно на уровне семантики составляющих
его слов. Это значит. что учащийся учится извлекать из текста факты и осознавать, о каких именно фактах идёт речь. Например:
С помощью толкового словаря объясните значение непонятных слов.
Установите, в каком значении употребляется многозначное слово.
Определите по контексту и проверьте по словарю значение слов и словосочетаний из текста.
Докажите, что слово является многозначным.
Подберите синонимы к слову. Проверьте себя по толковому словарю и по словарю синонимов.
Подберите к словарю антонимы. Проверьте себя по словарю антонимов.
Слайд 4
Задания на понимание концепции текста формируют умения обобщать
усвоенную из текста информацию, формулировать понятия. Например:
Определить тему ,
основную мысль текста.
Поясните,как тема и основная мысль текста связаны с его заголовком.
Найдите ключевые слова. Как они помогают понять смысл текста? На какие смысловые части можно разделить данный текст? Составьте план текста.
Слайд 5
Задания, направленные на формирование умения выявлять подтекстовую информацию.
Например:
Покажите на примерах из текстов, как повтор синтаксической конструкции
создаёт выразительность поэтического текста.
Какие языковые средства ( фонетические, интонационные, лексические, грамматические) помогают автору изобразить, как начинается дождь,как он постепенно усиливается?
Какую роль играет инверсия в создании поэтической картины?
Какие чувства и мысли стремился передать автор?
Слайд 6
II тип
Задания , направленные на обучение интерпретации
текста.
В ходе проведения характеристики текста, особенно лингвокультурологической, учащиеся должны
формулировать выявленные с помощью этого анализа смыслы текста. Для лучшего понимания текста его необходимо анализировать с трёх сторон : лингвистической , речеведческой и культурологической. Поэтому существуют три разновидности заданий : лингвистические, речеведческие и культурологические. С помощью этих заданий текст подвергается системному взгляду на него как на единицу языка, речи и культуры. Пример речеведческих заданий.
докажите, что перед вами текст;
охарактеризуйте средства связи между предложениями и стилистические особенности, свойственные данному тексту;
опишите особенности данного текста как определённого типа речи;
охарактеризуйте образные средства речи, использованные автором в данном тексте
Слайд 7
Лингвистические задания направлены на обучение интерпретации текста как
единицы языка. Пример.
Выпишите из текста глаголы, определите их время
и вид. Почему в тексте так много глаголов?
Как использование глаголов настоящего и прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида соотносится с содержанием текста?
Слайд 8
Речеведческие задания способствуют осмыслению текста как единицы речи
и позволяют рассмотреть его речеведческие и содержательные характеристики, например,сформулировать
тему и основную мысль текста, определить тип и стиль речи. Пример.
Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую из них. Какими языковыми средствами создаётся перспектива описания?
Расскажите о текстообразующей роли глаголов в текстах – повествованиях и описаниях. Самостоятельно подберите примеры.
Слайд 9
Языковые и речеведческие характеристики текста
Языковые характеристики текста
классифицируются в соответствии с изучаемыми разделами: фонетическая, морфемная, лексическая,
морфологическая, синтаксическая, при наличии определенных орфографических или пунктуационных особенностей – орфографическая и пунктуационная.
Речеведческая характеристика текста предполагает оценку текста как речевого произведения (см. речеведческие задания) с точки зрения его функционально-речевой принадлежности, содержащихся в нем изобразительно-выразительных средств
Слайд 10
Культурологическая характеристика текста
Комплекс заданий, позволяющих выразить отношение к
тексту как единице культуры, - культурологическая характеристика текста. Главной
задачей является выявление заложенных в тексте культурных смыслов и выражение отношения к ним.
Задания, способствующие обучению культурологической характеристики текста:
Опишите ассоциации, которые вызывало у вас данное художественное произведение.
Найдите в тексте слова с национально-культурной коннотацией и поясните, какую функцию они выполняют в данном тексте.
Определите, какие образы текста являются ключевыми? Проведите анализ этих слов как концептов. Какие смыслы текста помог выявить концептный анализ текста? Обобщите глубинные смыслы данного текста.
Выразите собственное отношение к данному тексту как произведению культуры.
Слайд 11
Характеристика авторской позиции
Задания, направленные на обучение характеристике авторской
позиции, способствуют последовательному обучению учащихся умению вычленять способы выражения
авторской позиции в тексте и выражать свое отношение к ней.
Задания, способствующие обучению характеристике авторской позиции:
Какие языковые средства выражения отношения, оценки используются в тексте?
Какие языковые средства используются поэтом для выражения отношения к Москве?
3.Какие языковые средства в высказывании В.А. Жуковского помогают выразить чувство восхищения? Какие слова содержат высокую оценку?
4. Найдите в тексте опорные оценочные слова, являющиеся одним из средств описания природы. К каким частям речи они относятся?
С помощью каких языковых средств (лексических, фонетических, грамматических) автор создает настроение, выражает отношение, оценку?
Выразите письменно свое отношение к позиции автора. Обоснуйте свое согласие (или несогласие) с автором (возможны ссылки на разные источники, цитаты).
Слайд 12
Ценностная характеристика текста
Для выражения отношения к ценностным
установкам в тексте используются задания, направленные на обучение давать
тексту ценностные характеристики.
Задания, способствующие созданию ценностной характеристики текста и связанные с эстетическим восприятием текста:
Определите тип сказуемых. Объясните, какова эстетическая функция простых предложений в данном тексте.
Укажите средства художественной изобразительности. Поясните, как с их помощью реализуется эстетическая функция языка.
Слайд 13
Лингвокультурологическая характеристика текста
Лингвокультурологическая характеристика текста – комплексный вид
характеристики, позволяющий увидеть текст как целостную единицу языка, речи
и культуры. Учащиеся обучаются таким видам характеристики текста, как эмоциональная, языковая (фонетическая, лексическая, морфологическая), речеведческая. У учащихся закрепляется умение использовать все уже известные виды характеристики текста
Слайд 16
Примерный анализ стихотворения Тютчева
«Есть в осени первоначальной...»
Есть в
осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как
бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
5Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
10Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Слайд 17
Определите по словарю значение слова «праздный».
Какова тема и
основная мысль текста?
Найдите в тексте ключевые образы. Как они
помогают понять основную мысль?
На какие смысловые части можно разделить текст?
Каково значение слова «праздный» в тексте? Как оно характеризует состояние природы?
Благодаря каким деталям создаётся картина только что наступившей осени? Какие языковые средства помогают автору изобразить картину осеннего дня? Назовите эти средства художественной выразительности.
Чем любуется автор?
Какова мелодия стиха? Охарактеризуйте особенности звуковой организации текста.
Какие мысли и чувства стремится передать автор? Опишите ассоциации, которые вызвало это стихотворение?
Найдите глаголы в тексте, которые передают ощущение покоя и умиротворённости.
Каков общий настрой стихотворения – минорный или мажорный?
Нравится вам это стихотворение? Выразите своё отношение к тексту
Слайд 18
Это стихотворение принадлежит к числу произведений о природе.
Оно написано 22 августа 1857 года, во время поездки
из Овстуга в Москву. Неожиданно поэт взял из рук дочери Марии листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и начал быстро писать. Рука Тютчева дрожала, и дочь дописала третью строфу под диктовку.
Стихотворение проникнуто атмосферой покоя, дышит непередаваемой тонкой грустью.
Возникает ощущение чистого, «хрустального» воздуха, разлитого вокруг.
Автором создается картина отдыхающей после трудов природы
Где бодро серп гулял и падал колос ...
Теперь уж пусто все – покой везде
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
В стихотворении звучит нота умиротворённости, успокоенности, разлитой в природе осенью.
Слайд 19
. Н. Толстой отмечал, что в стихотворении «Есть
в осени первоначальной...» Тютчевым найдено точное слово, характеризующее состояние
природы – «праздной». Борозда праздная – значит «работы закончены, все убрали». В умении находить такие точные образы и состоит мастерство поэта.
С годами у Тютчева усиливается чуткость к конкретным деталям, и это отражало движение русской поэзии от романтизма к реализму. Благодаря деталям, создается реальная картина короткой, но дивной поры, только что наступившей осени. Мы любуемся блестящим «тонким волосом паутины» на земле. Небо – голубое, безоблачное, воздух «пуст» : птиц не слышно более.
Для стихотворения характерна типично «осенняя» мелодия. Она достигается благодаря звукозаписи – ассонансу.
Есть в осени первоначальной
короткая, но дивная пора.
Слайд 20
Обилие гласных звуков создает атмосферу покоя. Настраивает на
плавность, неспешность течения жизни. Многоточия после первой и третьей
строфы передают неспособность человека вместить в слова чувства и переживания , вызываемые красотой и величием природы .
Плавность, успокоенность достигается благодаря трехстопному (размеру стихотворения.
Читая это стихотворение, хочется бродить по лесу, вдыхать осенний воздух, любоваться природой. А еще хочется забыть про все проблемы и сбежать из города в деревню, в лес, в поле. А там .... Жизнь прекрасна и удивительна.
Слайд 21
Ещё одно сочинение – рассуждение.
Композиция сочинения-рассуждения
Вступление
Собственное рассуждение,
ответ на вопрос
Литературные аргументы (развернутые: пересказ-анализ, смысловой анализ, комплексный
анализ)
Выводы
Примерное сочинение .
Почему мы победили?
1.Вступление
История человечества насчитывает немало войн. Но войны, подобной Великой Отечественной, люди не знали никогда. Суровым испытанием стала она для всего русского народа, который поднялся на борьбу с фашизмом за независимость Родины и выстоял, победил. Что же помогло нашему народу выстоять? Только ли благодаря силе оружия мы разгромили врага? (48 слов)
Слайд 22
2 Собственное рассуждение
Я думаю,
что в ходе войны не все было подвластно грубой
и безжалостной силе. На мой взгляд, существовало нечто более могущественное, чем сила оружия, определившее исход войны. Это «нечто» - нравственное превосходство русских солдат над фашистами. Несмотря на страшные испытания, выпавшие на долю наших солдат в ходе второй мировой войны, многие из них не ожесточились, не превратились в зверей, а сохранили в себе доброту и человечность, оказались духовно выше и чище гитлеровцев. Возьмем, например, отношение к пленным. Русские солдаты в боях безжалостно уничтожали врага. Но на место жестокости приходят презрение и жалость после того, как враг перестает быть врагом, сложив оружие к ногам победителей. (100 слов)
3. Аргументы. В литературе мы найдем немало примеров, доказывающих это. В произведении В.П.Астафьева «Пастух и пастушка» есть такой эпизод. (17 слов)
Слайд 23
Читаем и анализируем отрывок из произведения В.Астафьева «Пастух
и пастушка»
(1)Одно желание было у Бориса: скорей уйти
из этого разбитого хутора подальше и увести с собою остатки взвода.(2)Но не всё ещё перевидел он сегодня.(3)Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: чёрное, костлявое, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно шёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали что-то и грелись.— (6)Греетесь, живодёры! — глухо произнёс солдат и начал срывать через голову ремень автомата. (7)Сбил шапку на снег, автомат запутался в башлыке маскхалата, он рванул его, расцарапав пряжкой ухо.— (8)Я вас нагрею! (9)Сейчас, сейчас... — (10)Солдат срывающимися пальцами поднимал затвор автомата.
(11)Борис кинулся к нему и не успел. (12)Брызнули пули по снегу, один простреленный немец забился у костра, а другой рухнул в огонь. (13)Вспугнутым вороньём загорготали пленные, бросаясь врассыпную. (14)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его самой землёю, скаля зубы, что-то дико орал и слепо жарил куда попало очередями.— (15)Ложись! — (16)Борис упал на одного из пленных, вдавил его в снег. (17)Патроны в диске кончились. (18)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (19)Пленные бежали из дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (20)Борис вырвал из рук солдата автомат, схватился с ним, оба упали. (21)Солдат шарил по поясу, искал гранату - не нашёл, разодрал маскхалат на груди.
Слайд 24
(22)Маришку сожгли-и-и! (23)Селян всех... (24)Всех загнали в церковь.
(25)Всех сожгли-и-и! (26)Мамку! (27)Крёстную! (28)Всех!.. (29)Всю деревню... (30)Я их
тыщу... (31)Тыщу кончу! (32)Резать буду, грызть!..
— (33)Тихо, друг, тихо! — (34)Солдат перестал биться, сел на снегу, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными. (35)Он разжал кулаки, так сильно стиснутые, что от ногтей остались красные вмятины на ладонях, облизал искусанные губы, схватился за голову, уткнулся лицом в снег и зашёлся в беззвучном плаче.
(36)А в ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.
(37)И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, иные курили, ожидая отправки. (38)Старший сержант с наискось перевязанным лицом и наплывающими под глаза синяками послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.
— (39)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (40)Поморозился весь! (41)Кто кормить-то будет семью твою? (42)Фюрер? (43)Фюреры, они накормят!..
(44)А бойца в маскхалате увели. (45)Брёл он, спотыкаясь, вниз опустив голову, и всё так же затяжно, беззвучно плакал.(46)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструмент. (47)Легко раненный немец, должно быть, из военных медиков, услужливо и сноровисто начал обихаживать раненых.(48)Врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому: «(49)Не ори! (50)Не дергайся! (51)Ладом сиди! (52)Кому я сказал, ладом!»
(53)И раненые, хоть наши, хоть чужие, понимали его, слушались, замирали, сносили боль, закусывая губы.
(54)Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую портянку, висевшую у припечка, делал козью ножку из легкого табака. (55)Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, клочков одежды, осколков и пуль. (56)В корыте смешалась и загустела кровь разных людей.
Слайд 25
Почему солдат начал стрелять по пленным? (Обезумел от
горя, потерял всех родных, близких, односельчан)
Понятно ли нам, читателям,
состояние солдата?
Почему Борис закрывает врага своим телом? (Несмотря на страшные преступления вражеских захватчиков, русские солдаты не должны убивать пленных)
Как относились к пленным русские солдаты? (Русские солдаты по-человечески относились к пленным немцам, давали им возможность согреться, утолить голод и получить медицинскую помощь, так как пленные – «тоже люди».)
Желая отомстить за погибших родных и близких, обезумевший от горя русский солдат начинает стрелять по пленным немцам. Нам, читателям, понятно его состояние и мы искренне сочувствуем ему. Но вправе ли он убивать пленных? Ответ на этот вопрос дает главный герой Борис, когда своим телом он закрывает пленного немца и останавливает стрелявшего солдата.
Не делает различий между своими и чужими военный врач, оказывая одинаковую медицинскую помощь и русским солдатам, и пленным немцам, потому что для него пленные – тоже люди, хотя и бывшие враги. (83 слова)
Приведу другой пример. В повести В.Кондратьева «Сашка» главный герой не расстреляет случайно взятого им в плен немца («этого гада»), не выполнит безрассудный приказ комбата, пребывающего в страшном состоянии ярости после гибели медсестры Катеньки. И напишет Кондратьев удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше, духовнее и чище. (95 слов)
Герои произведений В.Астафьева и В.Кондратьева не могут не вызывать восхищения и гордости за русского солдата, способного в бесчеловечных условиях войны остаться человеком и победить зло. (25 слов)
Всего в сочинении – 368 слов