Слайд 2
ВВЕДЕНИЕ
«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески»,
«проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями
профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.
А где формируется «творческая личность»? Конечно же, в школе начинается процесс ее становления, и очень важно правильно организовать этот процесс. Поэтому на современном этапе развития школьного образования главной задачей становится не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.
Следовательно, тема: «Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы» является актуальной и перспективной для современного российского образования и общества в целом.
Слайд 3
Работа по развитию творческих способностей учащихся
на уроках русского языка и литературы.
Основной целью на уроках
русского языка и литературы является обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.
Главные задачи на данных уроках – научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом.
Так как развитие творческого потенциала учащихся – одна из важнейших задач обучения в школе, то возникает вопрос: какая же система методов и приёмов должна быть, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности?
В процессе работы я пришла к выводу, что в первую очередь необходимо наличие определенного мировоззрения в педагогической среде. Сегодня, на мой взгляд, эта задача решена. Учитель на современном этапе выстраивает педагогическое взаимодействие на иных, нежели в традиционной, уходящей в прошлое педагогике, условиях: как диалогическое, творческое, личностное и индивидуализированное.
Во-вторых, система работы учителя должна быть адекватна поставленным задачам.
Слайд 4
Эвристическая задача
Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и
учебный интерес, приблизить возможность открытия. Например, учащимся предлагается вставить
в текст упражнения буквы - стандартное задание, ставшее традиционным в школе. Но можно сделать его моделью интересного творческого процесса:
Мы с вами составляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?
Это эвристический вопрос, результаты которого многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаются видеть «ошибкоопасные» места, а, значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта.
Слайд 5
Составление опорных сигналов
Чтобы закрепить языковую закономерность и окончательно
освоить её, не боясь ошибки в дальнейшем, учащийся должен
«увидеть» правило в системе небольшого количества ярких и запоминающихся знаков, схем. Этому и служит прием составления схем. Я не даю их в готовом виде, т.к. их использование малопродуктивно. Ребята составляют их сами.
Работая со схемой, школьники припоминают сведения, осмысляют их применительно к собственному «я». Правила становятся не безразличной схемой, а обращенной к личности ученика системой зримых и запоминаемых объектов. Их составление развивает творческие способности.
Слайд 6
Толкование языковых терминов
Я задаю вопрос: «Почему прилагательное так
называется, как вы думаете, ребята?» Дети рассуждают, что исходя
из слова, прилагательное – то, что прилагается, добавляется к чему-то.
- Без чего оно теряет свой полный смысл?
– Без существительного.
Ребята отмечают, эта часть речи «прилагается» к существительному, всегда сопутствует ему. Смотрим у Даля: «Прилагательное - имя, причастное к существительному для обозначения свойств или качеств его». И тогда логичным становится не изучение отдельных прилагательных как части речи, а работа по теме на уровне слов. Учащиеся могут сами дать неожиданные и оригинальные толкования языковых терминов. Например, причастие семиклассники объяснили как разновидность слов, причастных к тому, о чём говорится в предложении: они не несут смысловую нагрузку, но они причастны к выражению яркости языка, образности
Слайд 7
Игра
Игра позволяет сделать многие понятия «живыми», создает творческие
ситуации на уроке.
Например, в начале изучения темы «Члены предложения»
я приношу в класс необычный, непонятный предмет («нечто с другой планеты»). Ученикам предлагается задать столько вопросов, сколько, по их мнению, требуется для того, чтобы получить максимально полную информацию о неизвестном предмете. И последовали вопросы:
- Что это?
- Что он делает?
- Какие у него свойства?
- Где применяется?
- Как? Для чего? И т.д.
Каждый ответ рождал новый, более конкретный вопрос на уточнение. Если проанализировать все прозвучавшие и зафиксированные на доске вопросы, мы увидим, что все члены предложения: и подлежащее, и сказуемое, и обстоятельство, и определение, и дополнение – в них отражены. Далее классу дается задание - попытаться обобщить все, что удалось узнать о незнакомом предмете. Ученики читают свои предложения. И вдруг обнаруживается, что у каждого своё. Каждый вынес в объяснение то, что ему показалось важным.
Игровые приемы дают простор творческому развитию.
Слайд 8
Уроки развития речи
Уроки развития речи – это уроки творчества.
На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его
творческие способности. По мнению Л.В. Занкова, наилучшим образом служит развитию речи естественность высказываний детей, обусловленность устной речи внутренними побуждениями, когда речь отвечает своему жизненному назначению – общению. Эффективность учебного процесса определяется, в конечном счете, характером деятельности учителя. Если учитель не сумел вызвать и организовать собственную творческую деятельность учащихся, содержательное и разумное их общение, большого успеха он не добьётся. Методике русского языка в настоящее время известны различные виды работ по развитию речи, которые успешно используются в школьной практике.
Слайд 9
творческий диктант.
Служит одновременно задачам развития речи и обучения
правописанию. Однако в понимании термина «творческий диктант» до сих
пор нет полного единства. С.П. Резодубов, Н.С. Поздняков относили к творческому диктанту такой вид упражнения, при котором учащиеся составляют и записывают предложения с данными словами. А.В. Текучев указывал, что творческий диктант – собирательное название разнообразных упражнений творческого характера. Я строю работу над творческим диктантом, исходя из идеи стилистического эксперимента А.М. Пешковского – Л.В. Щербы. Стилистический эксперимент таит в себе богатейшие возможности для развития речи и совершенствования творческих работ учащихся. Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся способствует слиянию обучения и воспитания в единый органический процесс, позволяет решать на уроке образовательные и воспитательные задачи в тесной взаимосвязи. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине.
Слайд 10
Изложение
В системе работы большую роль играют изложения. Это
и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности
(текст). При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определённая работа. Речь учащихся обогащается, они начинают использовать более разнообразные по структуре и стилистической принадлежности грамматические структуры. На уроках использую все виды изложений: подробные и сжатые, полные и выборочные и т.д.
Методист Львов считает, что «сочинение – творческая работа. Оно
требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения всех его творческих сил». Дети любят писать сочинение, любят именно за его творческий характер, за то, что в нём можно проявить свою самостоятельность, своё отношение. По тому, что и как пишут ученики, можно определить не только уровень развития их речи, но и отношение к жизни. Необходимо также отметить, что любое сочинение способствует развитию воображения, внимания, памяти, логического и образного мышления.
Сочинение-миниатюра Сочинение по картине Сочинение по данному началу Сочинение-описание Сочинение-рассказ Сочинение-рассуждение Сочинение по личным впечатлениям Музыкальные впечатления Читательские впечатления Жизненные впечатления
Слайд 12
Работа по развитию речи учащихся на основе иллюстративного
материала
Речевые ситуации, созданные с помощью слова учителя и средств
наглядности, являются ситуациями воображаемыми, поэтому при создании таких ситуаций от преподавателя и ученика требуется немалая доля творчества. Надо поставить школьника в такие условия, чтобы он говорил не потому, что обязан, а прежде всего потому, что ему интересно выразить свое отношение. В учебнике русского языка для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов и др.) есть много творческих заданий по рисункам. Приведу примеры некоторых из них:
Творческие задания, ориентирующие учащихся на словесное рисование.
Творческие задания, направленные на озвучивание, оживление картины, рисунка.
Творческие задания, ориентирующие учащихся на создание высказывания, аналогичного образцу. Как правило, такие высказывания представляют собой повествование о новых приключениях героя, с которым ребята познакомились, анализируя текст-образец.
Творческие задания, целью которых является восстановление с помощью рисунка пропущенной части текста..
Творческие задания на основе изобразительной наглядности не только обеспечивают мотивацию высказывания, но и развивают у детей творческое воображение, наблюдательность, содействуют формированию коммуникативных умений.
Слайд 13
Творческие лаборатории
Структура уроков при развивающем обучении предполагает организацию
творческой, поисковой лингвистической деятельности учащихся с различным уровнем учебных
и лингвистических способностей. Дифференцированный подход помогает в условиях классно-урочной системы обучения реализовать творческие возможности всех учащихся.
Например, при изучении в 5 классе темы «Буквы е-и в корнях с чередованием» предполагаются дифференцированные творческие задания на уроке:
составить таблицу для распределительного диктанта;
выполнить упражнение с графическим комментированием;
написать творческую работу, используя слова с еи.
Слайд 14
Выводы
В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо
использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского
языка и литературы
Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер
Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя