Слайд 2
Цели занятия:
Систематизировать и обобщить знания о различных изобразительно-выразительных
средствах
Уметь находить их в тексте
Уметь пользоваться этими средствами в
речи
Слайд 3
Ответьте на вопросы:
Что такое эпитет?
Это красочное определение
Что такое
метафора?
Это слово в переносном значении
Что такое гипербола?
Это преувеличение
Что такое
риторический вопрос?
Это вопрос, не требующий ответа
Что такое инверсия?
Это обратный порядок слов
Слайд 5
Познакомимся с некоторыми тропами:
Метонимия – перенос названия с
одного предмета на другой: с содержимого на содержащее.
Не дай
мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума.
Подразумевается доля нищего. Поэт утверждает, что лучше быть нищим.
Слайд 6
Синекдоха
Замещение слова другим, находящимся с ним в отношениях
«большее-меньшее».
Розы в хрустале
Имеется в виду не кусок хрусталя, а
хрустальная ваза.
Слайд 7
Гипербола и литота
Гипербола – от слова «гипер» -
очень – преувеличение.
Литота – наоборот, преуменьшение
Слайд 8
СРАВНЕНИЕ
Сравнение приравнивает предметы и явления и присоединяется союзами
«как», «будто», «словно», «как будто».
___________________
Используя сравнения, метафоры, эпитеты, опишите
эти цветы.
Слайд 9
Анафора и эпифора
Анафора – единоначатие.
Не надо путать анафору
с синтаксическим параллелизмом. Синтаксический параллелизм – это одинаковое строение
предложений с точки зрения синтаксиса.
Парцелляция – это деление предложений «на порции» с помощью запятых или точек на отрезки.
Эпифора – одинаковый конец строчек стихов, предложений.
Слайд 10
Градация
Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей
выразительности. Синонимы располагаются по нарастающей.
Как ему до сих пор
не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?
Слайд 11
Вопросно-ответная форма изложения
Вопросно-ответная форма изложения - форма речи,
при которой автор как бы делает читателя своим собеседником,
привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними.
Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма — дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится — это задача нас всех.
Слайд 12
Перифраза
Перифраза - описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова.
Особое место занимало у него в словаре слово «золото».
Золотом
называлось всё, что хотите. Уголь и нефть — «черное золото». Хлопок — «белое золото». Газ — «голубое золото».
(В. Войнович)
Слайд 13
Парцелляция
Парцелляция - намеренное дробление предложения на значимые смысловые
части.
Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от
неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт.
(С. Довлатов)
Слайд 14
Окказионализмы
Окказионализмы - индивидуально-авторские неологизмы
Как бы нам самим следить,
чтобы наши права не поширялись за счет прав других?
(А. Солженицын)
Слайд 15
Оксюморон
Оксиморон - соединение в образе или явлении несовместимых
понятий
Сладостные мучения испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Тревожно-радостное
ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне. (Н. Кривцов)
Слайд 16
Лексический повтор
Лексический повтор - повторение в тексте одного
и того же слова.
— Эти люди — ваши родственники?
—
Да, — сказал он.
— Все эти люди — родственники?
— Безусловно, — сказал он.
— Люди всего мира? Всех национальностей? Люди всех эпох?
(С. Довлатов)
Слайд 17
Контекстуальные синонимы
Контекстные (или контекстуальные) синонимы
Была, правда, старая
настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая
никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. (Д. Гранин)
То было видение...
Передо мною появились два ангела... два гения.
Я говорю: ангелы... гении — потому что у обоих на обнаженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого вздымались сильные длинные крылья.
(И. Тургенев)
Слайд 18
Контекстуальные антонимы
Контекстные (или контекстуальные) антонимы - слова, которые
в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами
только в исходном тексте.
Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.
Слайд 19
Ирония
Ирония - вид иносказания, когда за внешне положительной
оценкой скрывается насмешка.
Продаются мужские костюмы, фасон один. А цвета
какие? О, огромный выбор цветов! Черный, черно-серый, серо-черный, черновато-серый, серовато-черный, грифельный, аспидный, наждачный, цвет передельного чугуна, коксовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах.
(И. Ильф, Е. Петров)
Слайд 20
Инверсия
Инверсия - обратный порядок слов в предложении.
(При прямом
порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым
словом, несогласованное — после него, дополнение — после управляющего слова, обстоятельство образа дейст-
вия — перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами).
Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.
(М. Неверов)
Слайд 21
Гротеск
Гротеск - художественное преувеличение до невероятного, фантастического.
Если бы
какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить всё живое на
Земле и превратить её в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди. (В. Солоухин)
Слайд 22
Антитеза
Антитеза (противопоставление) - резкое противопоставление понятий, характеров, образов,
создающий эффект резкого контраста..
Всю мировую литературу я разделяю
на два типа — литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. Безумный безудерж Достоевского — и мощный замедленный ритм Толстого. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова! (Ф. Искандер)
Слайд 23
Эллипсис
Эллипсис – это неполное предложение. Пропуск слова в
нём заменён тире.
Слайд 24
Риторическое обращение
Риторическое обращение - фигура речи, в которой
в форме обращения выражается отношение автора к тому, о
чем говорится.
Милые мои! Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет? (В. Войнович)
Слайд 25
Риторический вопрос
Риторический вопрос - выражение утверждения в вопросительной
форме
Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем
лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В. Астафьев)
Слайд 27
Отгадайте виды изобразительно-выразительных средств.
«Съешь ещё тарелочку»
Метонимия
«Все флаги в
гости будут к нам»
Синекдоха
«Крошки во рту не было»
Литота
«Весь город
говорил об этом»
Метонимия
«Мужичок с ноготок»
Литота
«О чём ты воешь, ветр ночной? О чём ты сетуешь безбожно?»
Олицетворение и обращение
Слайд 30
Какое средство выразительности использовано?
(1)Рассказать о тех, кто снимает
шапки с чужих голов? (2)Кто портит телефоны-автоматы? (3)Кто разрушает
автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5)Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей?
Риторический вопрос
Слайд 31
Какое средство выразительности использовано?
(17)И что же, пакостник унялся?
(18)Притормозил? (19)Засовестился?
Парцелляция
Слайд 32
Какое средство выразительности использовано?
Да он как пакостил, так
и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит
под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут никакие уговоры, никакие увещевания, никакая мораль, даже самая передовая, не годятся.
Лексический повтор
Слайд 33
Какое средство выразительности использовано?
Но пакостников по сравнению с
порядочными людьми все же не так много.
Антонимы
Слайд 34
Какое средство выразительности использовано?
Не оттого ли, что мы
примирились с ними, опустили руки?
Риторический вопрос
Слайд 35
Какое средство выразительности использовано?
Пакость чаще всего творится скрытно.
Метонимия
Слайд 36
Какое средство выразительности используется в предложениях?
«Дяденька, что вы
делаете?» - зачирикали мальчишки.
Метафора «зачирикали»
Сегодня личные библиотеки в очень
многих домах. Могу сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретают из-за красивых корешков. Но и это не так страшно. Книга всегда найдёт того, кому она нужна.
Парцелляция
Слайд 37
Какие тропы выделены в тексте: «…От вёсел к
берегу кудрявый след бежал»? (А. Фет)
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Синекдоха
Слайд 38
Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так
уж мал, так уж мал, что из листика сирени
сделал зонтик он для тени и гулял»? (А. Плещеев)
Сравнение
Метафора
Литота
Эпитет
Слайд 39
Какой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь
разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим
любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу»? (А. С. Пушкин)
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Слайд 40
Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Люблю я
пышное природы увяданье…» (А. С. Пушкин)?
Эллипсис
Градация
Инверсия
Оксюморон
Слайд 41
Какой троп используется в стихотворении М. Ю. Лермонтова
«Чаша жизни»?
Мы пьём из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив
края
Своими же слезами
Когда ж пред смертью с глаз
Завязка упадёт,
И всё, что обольщало нас,
С завязкой исчезает –
Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был – мечта
И что она – не наша!
Эпитет
Развёрнутая
метафора
Олицетворение
Сравнение
Слайд 42
Какие тропы выделены в тексте: «И серебром облиты
лунным, деревья мимо нас летят, под нами с грохотом
чугунным мосты мгновенные гремят» (А. Фет)?
Метафора
Синекдоха
Метонимия
Эпитет
Слайд 43
Какой троп используется в тексте: «Преграждённая Нева обратно
шла, гневна, бурлива…»? (А. С. Пушкин)
Оксюморон
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Слайд 44
Какая стилистическая фигура используется в тексте: «О как
мучительно тобою счастлив я!» (А. С. Пушкин)?
Умолчание
Градация
Инверсия
Оксюморон
Слайд 45
Какой троп используется в тексте: «Природой здесь нам
суждено в Европу прорубить окно»? (А. С. Пушкин)
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Слайд 46
Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как
она косит: что взмах – то готова копна»?
(Н.
А. Некрасов)
Эпитет
Метафора
Гипербола
Метонимия
Слайд 47
Какая стилистическая фигура используется в стихотворении М. Цветаевой:
полюбил
богатый – бедную,
Полюбил учёный – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил
хороший – вредную:
Золотой – полушку медную.
Антитеза
Гадация
Инверсия
Лексический
повтор
Слайд 48
Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на
улице где-то одинокая бродит гармонь»?
(М. Исаковский)
Эпитет
Метафора
Сравнение
Метонимия
Слайд 49
Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Не жалею,
не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых
яблонь дым» (С. А. Есенин)?
Умолчание
Градация
Инверсия
Антитеза
Слайд 50
Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из
возмущённой глубины вставали волны…»
(А. С. Пушкин)
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Слайд 51
Какой троп используется в тексте: «Пусть заполнится годами
жизни квота, стоит только вспомнить это диво, раздирает рот
зевота шире Мексиканского залива»
(В. В. Маяковский)
Эпитет
Метафора
Гипербола
Оксюморон
Слайд 52
Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Я –
царь, я – раб, я – червь, я -
Бог» (Г. Державин)?
Лексический
повтор
Градация
Оксюморон
Антитеза
Слайд 53
Какой троп используется в тексте: «Гирей сидел, потупя
взор, янтарь в устах его дымился…»
(А. Пушкин)
Эпитет
Метафора
Метонимия
Сравнение
Слайд 54
Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как
воры, лезут в окна…»
(А. С. Пушкин)
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Слайд 55
Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Мы сёла
– в пепел, грады – в прах, в мечи
– серпы и плуги» (В. А. Жуковский)?
Лексический
повтор
Градация
Оксюморон
Эллипсис
Слайд 56
Проанализируйте данное стихотворение с точки зрения изобразительно-выразительных средств
Не
ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной;
Моей души
коснулась ты –
Она тревожна, как листы,
Она, как гусли, многострунна,
Житейский вихрь её терзал
И сокрушительным набегом,
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом.
Твоя же речь ласкает слух,
Твоё легко прикосновенье,
Как от цветов летящий пух,
Как майской ночи дуновенье…