Слайд 3
И.Тургенев:
«Вся
моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь
в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость, вялость, ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?... Они лучшие из дворян – именно поэтому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность»
Слайд 4
Как роман связан с эпохой?
Роман написан в
1861 году
Время действия – 1855-1861гг – период, сложный для России.
1855 – закончилась проигранная война с Турцией, поражение для нашей страны позорно
Смена царствования – умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления либеральной общественной мысли
Во время правления Александра II в России процветает стремление к образованию в различных слоях населения
Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия свою передовую роль утрачивает
Разночинцы выбирают для себя в основном естественные науки, духовный мир они начисто отрицают
Именно на базе этих взглядов строится теория Базарова
Слайд 5
Д. Писарев
Роман «Отцы и дети» не ответ, а
вопрос к новому поколению: кто вы? какие вы? Действительно,
писатель настойчиво пытается понять: кто они, эти «новые люди». От этого романа идут пути ко всем написанным романам и повестям о «новых людях»
Слайд 6
Особенности романа «Отцы и дети»
В основе острый социальный
конфликт разночинца, «нового человека» с миром либеральных помещиков
Автор противопоставляет
два поколения – «отцов» и «детей» - социально-психологический роман
Слайд 7
Композиция романа
Пристальный интерес к человеку 60-х определил композицию романа
Композиция
кольцевая: автор дважды проводит Базарова по кругу: Марьино – Никольское – дом родителей
Создаётся великолепный эффект: к тем же людям в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.
Слайд 8
Особенности композиции
Писатель вводит немного действующих лиц, отбирает наиболее
существенные события: перед нами не вся жизнь героя, а
лишь самые важные, узловые моменты его биографии.
Особую роль в развитии сюжета играют идейные столкновения героев – большое место в романе занимают споры.
Диалог – главное композиционное средство раскрытия характера Базарова, его философских и политических взглядов. Лаконизм повествования достигается за счет тщательного отбора точных слов
Слайд 9
Особенности композиции
Детали позволяют писателю открыть самое важное и
в общественных взглядах, и в душевном складе героев. В
этом проявляется характерный принцип романиста. По словам Тургенева, «писатель должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представлять только явления»
Слайд 10
Художественное своеобразие романа «Отцы и дети»
В романе социальная
заостренность сочетается с глубоким психологизмом, мастерством создания человеческих характеров.
Тургенев был сторонником «тайной психологии», считая, что художник не должен передавать подробно движения души своих героев, и делал это средствами «внешнего обнаружения психологии»: с помощью диалога, портрета, пейзажа, реалистических деталей в описании обстановки и поведения героев.
Слайд 11
Евгений Базаров – главный герой романа «Отцы и
дети»
Слайд 12
Образ главного героя
Базаров противопоставлен всем действующим лицам. Он
человек иной среды, и это проявляется в его взглядах,
словах, во взаимоотношениях с другом, любимой, родителями.
Перед нами человек дела, труда, не считающий нужным соблюдать правила «хорошего тона», столь существенные в дворянском быту
Слайд 13
Детали, создающие образ Базарова
Красная, обнаженная рука
Свое имя
он произносит, как человек из народа: «Евгений Васильевич», тогда
как Николай Петрович его называет «Любезнейший Евгений Васильевич»
Создавая портретную зарисовку, Тургенев обращает внимание на выражение глаз: если у Павла Петровича они «особенно хороши», то у Базарова «большие, зеленоватые глаза выражали самоуверенность и ум»
Слайд 14
«Все противоположно в этих людях…»
Описание внешности Базарова и
Кирсанова построено по принципу контраста: франт, следивший за своим
костюмом, и Базаров, одетый в «длинный балахон с кистями»
Прическа
Манера вести себя, держаться, говорить.
Через небольшие реалистические детали, портрет героев автор показывает, как между Павлом Петровичем и Базаровым возникает острая неприязнь с первого знакомства
Слайд 15
Система образов романа
Базаров
Н.П. Кирсанов
П.П.Кирсанов
Аркадий Кирсанов
Одинцова
Ситников, Кукушкина
Родители
Слайд 16
Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа.
Из
28 глав лишь в 2 не появляется Базаров, в
остальных – он главное действующее лицо. Все остальные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные его черты, подчеркивают его превосходство, ум, силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.
Хронология романа позволяет установить, что личность Базарова формировалась в условиях общественного подъема. Он учился в Медико-хирургической академии в 1855-1859 гг, т.е. был уже вполне сформировавшимся человеком
Слайд 20
Кирсановы
Павел Петрович
Аристократизм
Изысканность вкусов
Стремление к франтовству
Желчность характера
Архаичность и бессмысленность
аристократизма
Преувеличенное внимание к одежде
Николай Петрович
Демократичность
Доброта
Робость
Стремление не отстать от века
Слайд 21
10 глава. Открытый идеологический конфликт