Слайд 2
«ГАМБУРГСКИЙ СЧЕТ» И ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ
(1)Выражение “гамбургский счет”
появилось у меня так.
(2)В 20 –е годы Союз писателей
в старом своем составе, как одна из писательских организаций, находился в Доме Герцена по Тверскому бульвару. (3)Было лето. (4)На первый этаж прямо в сад выходил большой тент: под тентом был ресторан, и весь первым этаж тоже был рестораном.
(5)Поваром ресторана был человек, фамилию которого я забыл; знаю, что по прежней своей профессии он являлся цирковым борцом.
(6)К нему приходили большие, уже немолодые люди, они садились тяжело на стулья и, как помнится мне, иногда нарочно их ломали.
(7)Шеф-повар для своих друзей приготовлял винегрет; порции подавались в больших, специально купленных умывальных тазах. (8)После такой закуски люди ели обед.
(9)Раз пришел человек, менее других отяжелевший, но всех крупнее. (10)Вокруг него сразу образовалась свита, расположившаяся по рангам: это был Иван Поддубный. (11)Пришел он с борьбы: боролись в цирке Шапито. (12)Было тогда Поддубному 70 лет. (13)Его попросили выступить бороться. (14)Рассказал он об этом спокойно:
— Бороться в 70 лет, — говорил Поддубный, — нельзя, но показать, как борются, можно. (15)Да и знали все, что меня по моему рангу положить нельзя. (16)Нехорошо человека в 70 лет вдруг взять да и положить на лопатки.
(17)— Показываю я перекат и вдруг чувствую, что мой молодой напарник хочет меня прижать, вместо того чтобы дать мне показать классический мост.
(18)Дальше я рассказываю точно:
Слайд 3
(19)— Бороться в 70 лет нельзя, но две минуты
или одну минуту я могу быть сильнее другого борца
на сколько угодно. (20)Но я никогда не толкался. (21)Если бы мы толкались, живых бы не было. (22) А тут я его толкнул; его унесли на доске.
(23)На что шеф-повар сказал спокойно:
— Пускай помнит гамбургский счет!
(24)Я спросил, что такое гамбургский счет, и мне объяснили, что это счет без условностей, без наигрыша. (25)Его в старину устанавливали в Гамбурге на закрытых состязаниях — без публики.
(26) Я написал о Поддубном и гамбургском счёте и, издавая книгу, включил туда этот рассказ. (27) Мне посоветовали в издательстве вынести это название на обложку. (28)Было это в 1924 году.
(29)Через 25 лет Константин Симонов во время борьбы с космополитизмом напомнил этот мой рассказ и на много лет прижал меня на лопатки.
(30)Как мне говорил Александр Фадеев, меня в дискуссии “не должны были упоминать”.
(31) Я сейчас не собираюсь толкаться , но скажу, что речь Симонова напечатала центральная газета “Правда” в 1949 г. (32) С тех пор мои рассказы не принимал ни один журнал.
(33) А через год в одном из очерков о жизни деревни, в разговоре колхозников, я прочитал: “А вот мы сейчас ему устроим гамбургский счет”. (34) Это говорилось, насколько я помню, про соседа, который жил нечестно, занимался показухой.
(35) Значит, читали мой рассказ эти простые люди, если запомнилось им и само выражение, и его смыслы.
(36)В спорте существует олимпийский счет, который, благодаря значению состязания, является истинным счетом, потому что у него есть показатели, которые можно проверить.
(370В искусстве правила счета иногда нарушают и человек, объявленный чемпионом, вдруг появляется на лотке уцененных книг. (38)Так что, значит, гамбургский счёт, без показухи , без обмана , есть и в литературе.
(По В. Шкловскому)
Слайд 4
Ви́ктор Бори́сович Шкло́вский
(1893 – 1984)
русский советский писатель,литературовед, критик, киновед и киносценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1979 года)
Слайд 5
Выражение «гамбургский счёт» восходит к легенде, рассказанной Виктором Шкловским со слов
известного циркового борца Ивана Поддубного. Эта история легла в основу
притчи-пролога одноимённой книги «Гамбургский счёт» 1928 года.
Выражение «гамбургский счёт» означало намерение русских цирковых борцов конца XIX — начала XX века выявить в своей среде действительно самого сильного. Обычно на арене цирка победитель схватки определялся заранее — по договорённости. Но один раз в году борцы, будто бы сходившиеся вдали от публики и работодателей в гамбургском трактире, выясняли в честной борьбе, кто же из них на самом деле сильнее других.
Немного истории
Слайд 6
Гамбургский счёт — чрезвычайно важное понятие.
Все борцы, когда борются,
жулят и ложатся на лопатки по приказанию антрепренёра.
Раз в году
в гамбургском трактире собираются борцы.
Они борются при закрытых дверях и завешанных окнах.
Долго, некрасиво и тяжело.
Здесь устанавливаются истинные классы борцов, — чтобы не исхалтуриться.
Гамбургский счёт необходим в литературе.
По гамбургскому счёту — Серафимовича и Вересаева нет.
Они не доезжают до города.
В Гамбурге — Булгаков у ковра.
Бабель — легковес.
Горький — сомнителен (часто не в форме).
Хлебников был чемпион.
— Виктор Шкловский. Гамбургский счет. Л. 1928
Слайд 7
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений
Автор-составитель Вадим Серов
Буква
П
По гамбургскому счету
Название сборника литературно-критических статей (1928) советского писателя,
кинодраматурга, теоретика кино и литературы Виктора Борисовича Шкловского (1893—1984). Под тем же названием он поместил там краткую программную статью, которой открыл книгу. В статье он пояснил смысл этого выражения. Шкловский пишет, что оно родилось в спортивной среде Германии; «Гамбургский счет — чрезвычайно важное понятие. Все борцы, когда борются, жулят и ложатся на лопатки по приказанию антрепренера. Раз в году в гамбургском трактире собираются борцы. Они борются при закрытых дверях и завешенных окнах. Долго, некрасиво и тяжело. Здесь устанавливаются истинные классы борцов, — чтобы не исхалтуриться. Гамбургский счет необходим в литературе».
И там же Шкловский назвал ряд писателей тех лет, кто, по его мнению, этого гамбургского счета не выдерживает. Потом критик изменил свое мнение, но статья вошла в историю русского языка уже потому, что дала рождение этому выражению, которое стало популярным сначала в писательской, а потом и в творческой среде вообще.
В настоящее время принято считать, что толкование Шкловским понятия «гамбургский счет» основано на легенде или просто неточных сведениях, поскольку в современном Гамбурге никому из его жителей (ни хозяевам ресторанов, ни историкам города) ничего не известно о каких-либо состязаниях, проводившихся в местных «трактирах».
Смысл выражения: рассматривать результат какого-либо дела, чье-либо творчество с сугубо профессиональных позиций.
Обычно выражение употребляется в форме «судить (о чем-либо) по гамбургскому счету».
Слайд 8
Для того, чтобы выяснить, кто из цирковых борцов
на самом деле сильнее, достаточно провести реальные, честные (т.е.
без всяких антерпренерских закулисных махинаций, заранее определяющих, кто у кого выиграет, а кто проиграет) соревнования раз в году в Гамбурге.
Но как определить гамбургский счёт, скажем, для художественной литературы или для авторов работающих в эзотерической сфере и так далее? К примеру известно, что в 1905 году на нобелевскую премию по литературе были выдвинуты два претендента - Лев Толстой и итальянский поэт Д. Кардуччи. Льву Николаевичу Толстому было отказано в Нобелевской премии за отсутствие «идеалистической направленности». В итоге премию получил Д. Кардуччи. Кто-нибудь знает эту фамилию? Кто-нибудь читал этого автора? Сильно сомневаюсь.
Таким образом возникает кошмарная, практически нерешабельная проблема критериев оценки и компетентности самих оценщиков.
На эту тему есть прекрасная суфийская притча "Чтобы оценить драгоценность нужно быть ювелиром" :
Слайд 9
К суфийскому мастеру Зун-н-Нуну Мисри пришёл юноша и
заявил, что суфии — мошенники, и наговорил ещё многое
в том же духе. Мастер снял со своего пальца кольцо и подал его молодому человеку.
— Отнеси это кольцо базарным менялам и посмотри, удастся ли тебе получить за него хоть одну золотую монету, — сказал он.
Но на базаре никто не пожелал дать за камень больше одного серебреника.
Юноша принёс его обратно.
— Теперь отнеси это кольцо к настоящему ювелиру, — сказал Зун-н-Нун. — Посмотри, во что он оценит его.
Ювелир предложил за кольцо тысячу золотых монет.
Юноша был потрясён.
— Так вот, — сказал Зун-н-Нун, — твоё знание о суфиях столь же велико, как и знание базарных менял о драгоценных камнях. Если хочешь разбираться в драгоценностях, стань ювелиром.
Суфи́зм – эзотерическое течение в исламе , проповедующее аскетизм и повышенную духовность , одно из основных направлений классической мусульманской философии. .
Слайд 10
Иван Железный,
Русский Богатырь, Чемпион Чемпионов, Король борцов
Иван Максимович
Поддубный
(1871
- 1949)
Слайд 11
Иван Максимович Поддубный родился в бедной семье землепашцев,
в бывшей Полтавской губернии, в селе Красенивке, неподалеку от
Золотоноши, которая в то время была уездным городком (ныне это Чернобаевский район Черкасской области). Его отец, потомственный запорожский казак, Максим Иванович, имел небольшое хозяйство. С детства Ваня (старший сын) был приучен к тяжелой крестьянской работе и с 12 лет батрачил, с ним росли три брата и три сестры. Рос он так же, как и все крестьянские дети. Вместе с отцом и братьями будущий чемпион с мальчишеских лет пахал землю, молотил рожь, метал стога. Простота крестьянского уклада жизни, нелегкий физический труд заложили в характере мальчика необыкновенное упорство, помогли накопить могучую силу, которыми впоследствии прославился русский самородок.
Весь род Поддубных обладал крепким здоровьем и колоссальной физической силой, необычайной выносливостью. Отец Ивана был богатырского роста и обладал геркулесовой силой: один, без всякого напряжения, поднимал пятипудовые мешки с зерном и бросал их на телегу, приговаривая при это: «Правильная у нас фамилия, крепкие мы, как дубки».
Мама Ивана Поддубного, Анна Даниловна, красиво пела, происходила из старинной казацкой семьи Науменко, их род славился своим долголетием. Говорят, дед Ивана по линии матери, бывший солдат, отслужив в армии 25 лет, дожил до 120. У Вани также был тонкий музыкальный слух. В детстве по воскресеньям и в праздники он пел в церковном хоре.
В пятнадцать лет Ваня смело принимал вызов отца побороться на кушаках. Борьба на поясах была в то время самым любимым зрелищем жителей Богодуховки. Желающих поглазеть на силачей Поддубных находилось немало. Отец и сын крепко брали друг друга за пояса и не отпускали до тех пор, пока один другого не уложит на лопатки. В силе в ту пору один другому не уступали. Правда, Максим Иванович, щадя самолюбие сына, иногда поддавался сам, и Ваня выходил победителем. Нередко поединок заканчивался вничью, и борьба переносилась на завтра. Бывало, во главе с отцом в семейном чемпионате поясной борьбы участвовали все старшие сыновья. Тогда местный учитель, большой знаток былинного фольклора, каждому из них давал имена великанов-богатырей: Максим Иванович — Илья Муромец, Иван — Алеша Попович, Митрофан — Василий Буслаев, Емельян — Добрыня Никитич. И хотя Максим Иванович и его сыновья об Илье Муромце и его друзьях ничего и не слышали, но раз уж сам учитель, человек всезнающий, дает им такие имена — значит, имена стоящие.
Слайд 12
В годы немецкой оккупации семидесятилетний Иван Максимович, чтобы
прокормить близких, был вынужден служить маркером в городской бильярдной.
После освобождения Ейска в 1943 году — вновь гастроли. Для СССР он был "непобедимым русским борцом".
Богатырские мускулы Поддубного и его преемников, среди которых были и командармы, олицетворяли советскую мощь. В декабре 1945 года, когда отмечалось 60-летие образования Атлетического общества, 74-летнему И.М. Поддубному было присвоено звание заслуженного мастера спорта СССР. Он был активен, вел переписку, делал обращения, подписывался так: "Русский богатырь Иван Поддубный". В 1947г. он выступал с программой "50 лет на арене цирка". Иван Максимович Поддубный послужил прообразом героя фильма "Борец и клоун" (1957 г.).
Иван Максимович Поддубный скончался 8 августа 1949 года в Ейске от инфаркта, на семьдесят седьмом году жизни, в жуткой нищете и голоде. Ради еды ему пришлось продать все завоёванные награды: советская власть вспоминала о своей «гордости», только когда ее нужно было выставить напоказ перед прессой и иностранными гостями.
Слайд 14
К1 Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или
иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну
из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет – 1 балл
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста – 0 баллов
Слайд 15
Вступление + формулировка проблемы
Можно ли в жизни на
самом деле наблюдать торжество справедливос- ти? Вот вопрос, над
которым рассуж- дает В.Шкловский.
Думаю, что данная проблема всегда актуальна. К сожалению, нравствен- ность людей несовершенна. В малых и больших поступках мы подчас бы- ваем нечестны и корыстны. Чувство справедливости – это та норма, к которой человек должен стремиться.
Слайд 16
К2
Комментарий к сформулированной проблеме
исходного текста
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный
текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет – 3 балла
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет – 2 балла
Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы, или в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста – 1 балл
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована илипрокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая,
не сформулированная или вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста – 0 баллов
Слайд 17
Комментарий к проблеме
Размышляя над данной проблемой, автор отталкивается
от реальной истории из жизни Ивана Поддубного, который был
очень авторитетной личностью в начале 20 века, поэтому его слова и действия имели большой вес. Шкловский опирается на высказывание борца о «гамбургском счёте», главной мыслью которого является справедливость в любых поступках.
Рассказ об Иване Поддубном стал судьбоносным для критика. Вторая часть текста посвящена не только драматичным событиям из жизни самого писателя, но и серьёзным выводам о справедливости в искусстве.
Текст написан в форме воспоминаний. Повествование от первого лица придаёт ему доверительную интонацию. Эмоциональность повествователя передаётся и читателю.
Слайд 18
К3
Отражение позиции автора исходного текста
Экзаменуемый верно сформулировал позицию
автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных
с пониманием позиции автора исходного текста, нет – 1 балл
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована – 0 баллов
Слайд 19
Позиция автора
Автор считает, что нечестные поступки недопустимы, так
как могут сломать жизнь человека, как случилось и с
самим Шкловским.
Слайд 20
К4
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Экзаменуемый выразил своё
мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись
или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) – 3 балла
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы – 2 балла
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт – 1 балл
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе – 0 баллов
Слайд 21
Собственная позиция + А1
С позицией автора невозможно
не согласиться. Как в жизни, так и в литературе
можно встретить множество примеров несправедливости.
Например, в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» завистливые писатели и критики «смешали с грязью» роман Мастера о Понтии Пилате. Посыпавшиеся на главного героя бесчестные и несправедливые обвинения лишили его жизнь смысла. Это привело к тому, что он сжёг своё произведение, разорвал отношения с Маргаритой и спрятался от реальности в сумасшедшем доме.
Слайд 22
Аргументация, А2
Если во времена В.Б.Шкловского спорт
был честным, а «олимпийский счёт» являлся «истинным счётом», то
в наше время ситуация другая. К сожалению, мы знаем из средств массовой информации, что результаты олимпиад не всегда справедливы.
Известна история с допингом, которую фабриковали недруги нашей страны. Всем был очень обиден тот факт, когда российским параолимпийцам запретили участие в зимней олимпиаде. Но мы верим, что справедливости обязательно восторжествует и наши спортсмены будут лучшими.
(Наталия Бянкина, 11 «А», частичная опора на Интернет)
Слайд 23
К5
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого
характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические
ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 балла
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 балл
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста – 0 баллов
Слайд 24
K6
Точность и выразительность речи
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения
мысли, разнообразием грамматического строя речи.
*Высший балл по этому критерию
экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 – 2
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли – 1 балл
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи – 0 баллов
Слайд 25
K7
Соблюдение орфографических норм
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая
ошибка) 3 балла
допущено не более 2-х ошибок 2 балла
допущено 3–4 ошибки1 допущено
более 4-х ошибок 0 баллов
K8
Соблюдение пунктуационных норм
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 3 балла
допущено 1–3 ошибки 2 балла
допущено 4–5 ошибок 1 балла
допущено более 5-и ошибок 0 баллов
K9
Соблюдение языковых норм
грамматических ошибок нет 2 балла
допущено 1–2 ошибки 1 балл
допущено более 2-х ошибок 0 баллов
Слайд 26
K10
Соблюдение речевых норм
допущено не более 1 речевой ошибки
2 балла
допущено 2–3 ошибки 1 балл
допущено более 3-х ошибок 0
баллов
К 11
Соблюдение этических норм
этические ошибки в работе отсутствуют 1 балл
допущены этические ошибки (1 и более) 0 баллов
К12.
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
1 балл
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале 0 баллов
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) 24 балла
Слайд 27
Сочинение ученика
В нашей жизни нам приходится взаимодействовать
со множеством людей. Есть среди них и порядочные, и
бесчестные, мечтающие самоутвердиться за чужой счет. Вот и в тексте Виктора Шкловского мы встречаем проблему честности, порядочности. Важно ли «играть честно»? И можно ли восстановить справедливость?
Автор рассказа приводит воспоминание об одной встрече с легендарным силачом Иваном Поддубным. Спортсмен рассказал о молодом борце, который, вместо того, чтобы демонстрировать приемы борьбы, попытался положить Поддубного на лопатки. Он, очевидно, надеялся, что справится с семидесятилетним силачом, не ожидающим нападения, и прославится как борец, победивший самого Поддубного. Но великий спортсмен не позволил ему это сделать.
Кроме того, автор рассказывает и о себе – о несправедливом обвинении в его адрес со стороны поэта Симонова. Это обвинение привело к тому, что Шкловского долгое время не печатали. Но будущее все расставило по своим местам, и оказалось, что слова «гамбургский счет» из рассказа про Поддубного стали народной пословицей.
Автор считает, что нечестный поступок недопустим, поскольку может разрушить жизнь окружающих людей, как несправедливое обвинение принесло огромный вред В. Шкловскому.
Слайд 28
Разумеется, с этим утверждением нельзя не согласиться.
И в собственной жизни, и в литературе мы встречаем
множество примеров того, как несправедливый или бесчестный поступок ломает чью-то судьбу. Например, в романе М. А. Булгакова мы читаем о том, как завистливые писатели и критики буквально смешали с грязью роман Мастера о Понтии Пилате. Конечно, причина была не только в зависти, но и в страхе, ведь тема была очень злободневна в то время, когда невмешательство, «умывание рук» легко могло стоить кому-то жизни. А Мастеру посыпавшиеся на него бесчестные и несправедливые обвинения стоили смысла жизни. Он сжег роман, порвал отношения с Маргаритой и спрятался от реальности в сумасшедшем доме.
Несправедливость разрушила и жизнь семьи Тамары Ивановны из повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Непорядочное поведение следователя, понимающего, что рыночный торговец виновен в изнасиловании и избиении Светы, но все равно готового отпустить его за взятку, вынудило женщину застрелить преступника. В мире, где не найдешь справедливости даже в прокуратуре, приходится самим заботиться о своей безопасности и спасении своих детей. В результате Тамара Ивановна оказалась в тюрьме, а жизнь ее дочери уже никогда не будет счастливой и безоблачной.
Бесчестные, непорядочные поступки не просто некрасивы: они безответственны по отношению к окружающим, так как калечат их судьбы. Но будущее все расставляет по своим местам.
(Материал из Интернета)
Слайд 29
7 секретов написания сочинения ЕГЭ. Русский язык.
Полезные советы эксперта.
1. План сочинения (важные нюансы).
1. Вступление.
Формулируется одна из проблем текста (вопросом) 2-3 предложения. Например: « Что такое память? Почему она важна для человека? Именно эту проблему поднимает (об этом рассуждает) Д.Д. Иванов в данном тексте».
2. Комментарий текста. Показываем, как проблема раскрывается в тексте, на каких примерах. Помним, что комментарий не пересказ. Представляем авторские тезисы, которые логично подводят нас к формулировке позиции.
3. Позиция автора. Это микровывод по комментарию текста и одновременно ответ на вопрос, который был поставлен во вступлении (они должны соотноситься) 1-3 предложения. Необходимы фразы типа «Авторская позиция заключается в том, что…»; «Автор считает, что… В этом и заключается его позиция.» и т.п.
Слайд 30
4. Личное мнение. Начинается связкой «Я согласен /
не согласен / согласен лишь отчасти с мнением (позицией)
автора». Представляем 2 аргумента за или против авторской позиции. Помним, что аргументы не равны примерам. Второй аргумент пишется с красной строки.
5. Вывод. По всему тексту сочинения, а не только по личному мнению. При этом вывод не содержит новые мысли, а лишь повторяет уже сказанное более общими словами ( 1-3 предложения). Например: «Таким образом, память является важной составляющей жизни человека, в чём мы убедились на различных примерах». 2. Проблема текста (что это такое и как её определить) Проблема это что-то спорное в тексте, поэтому вы увидите разные взгляды на проблему в тексте, который изучаете. Важно обратить внимание на начало и конец текста, потому что они всегда являются сильными позициями. В публицистическом тексте проблема может быть прямо сформулирована вопросом. В художественном тексте нужно научиться читать между строк, а потому особое внимание уделить финалу, даже если кажется, что текст не окончен. Пример проблем и аргументаций к ним: часть 1, часть 2, часть 3. 3.
Слайд 31
Аргументы (что поможет дилетанту в литературе и истории)
Аргумент = тезис + пример. Аргументы из читательского опыта
– это ваше знание литературы, истории, обществознания, экологии и иногда философии… Например: «Я согласен с мнением автора. Во-первых, память важна, ведь она соединяет прошлое, настоящее и будущее. К примеру, мы должны помнить о Великой Отечественной войне, чтобы этот печальный опыт прошлого не повторился в будущем. Во-вторых, память важна и с точки зрения генетики. К примеру, такое понятие, как генетическая память помогло человеку развиться от первобытного существа до homo sapiens, согласно теории Ч.Дарвина, и только благодаря этому мы можем говорить об эволюции человечества». Аргументы всегда должны соотноситься с позицией автора, а значит, чтобы проверить, верно ли подобран тезис, нужно прочитать позицию, после неё добавить «потому что», а потом присоединить ваш тезис. Если фраза получилась логичной, то вы на верном пути, а если логика отсутствует, начинайте работу сначала! 4. Композиция (особенности связного текста). Самое важное в тексте сочинения ЕГЭ – связки.
Слайд 32
Связкой для вступления является фраза «Именно эту проблему
раскрывает автор в данном тексте». Важными фразами в комментарии
являются следующие: « Автор отмечает…»; « Автор утверждает…»; « Автор замечает…»; «По мнению автора…», «Автор полагает…» и т.п. В выражении позиции автора важно написать: «В связи с этим авторская позиция заключается в том, что…»; «Автор считает, что… В этом и заключается его позиция.» Аргументы связываем конструкциями: «во-первых», «во-вторых», «с одной стороны», «с другой стороны», «кроме того»… Вывод начинается словами «таким образом», «итак», «подводя итог» и т.д.
5. Типы текстов в ЕГЭ (учимся различать стили). Все тексты Части С делятся на 2 типа (от этого зависит комментарий): - Публицистические – Художественные.
Публицистические. Проблема на поверхности. Представлены разные мнения о проблеме, из чего и состоит комментарий.
Художественные. Проблема скрыта. Сюжетный текст (комментарий включает критическое описание ситуации, а значит, чувствуем тонкую грань критического взгляда, чтобы не перейти на пересказ). Отличие публицистического текста от художественного в ориентации публицистического текста на общественно важную проблему.
Слайд 33
6. Критерии оценки (подробности из опыта эксперта).
Самые
«опасные» критерии: Очень легко теряются баллы по критериям 4
(аргументы), 5 (композиция), 9 (грамматические ошибки).
Особо выделяется критерий 6 (точность, богатство, выразительность речи), который считается поощрительным. Если вы допускаете неточности в речи, нарушаете логику, используете однотипные конструкции в тексте, значит, вашу речь уже нельзя назвать точной и богатой.
7. Почерк (проблема, бережно сохраненная еще с начальной школы).
Как ни странно, проблема почерка на ЕГЭ становится очень актуальной. Если ваш текст не читается, эксперт имеет право отказаться от проверки, поставив вам 0 баллов (такие случаи уже имели место)… Если вы неясно пишете а-о, е-и, то эксперт может увидеть и неверный вариант, а значит, вынести ошибку…
Читать далее: http://4ege.ru/russkiy/3175-7-sekretov-napisaniya-sochineniya-ege.html