«На
широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя»
(Из письма И. В. Сталину, март 1930 г.)
:
Слайд 3
Афанасий Иванович Булгаков - отец писателя
Профессор богословия
Слайд 4
Варвара Михайловна Булгакова - мать писателя
Варвара Михайловна
родилась 5(17) сентября 1869 года в городе Карачеве Орловской
губернии в семье протоиерея. Окончила Орловскую женскую гимназию с программой мужских гимназий. В 1888-1890 гг. была учительницей в 4-м классе Карачевской женской прогимназии. 1 июля 1890 г. вышла замуж за Афанасия Ивановича Булгакова и переехала в Киев. У них было семеро детей: Михаил (1891), Вера (1892), Надежда (1892), Варвара (1895), Николай (1898), Иван (1900) и Елена (1902).
Слайд 6
Дом на Воздвиженской № 10
в
Киеве
Слайд 8
Татьяна Николаевна Лаппа - первая жена Булгакова
Слайд 9
Своё медицинское образование
он скрывал до конца жизни
Диплом
Михаила Афанасьевича
Слайд 10
«…приехал без денег, без вещей в Москву с
тем, чтобы остаться в ней навсегда»
(Из автобиографии
М.
А. Булгакова)
Слайд 11
«Цилиндр мой я с голодухи на базар снёс.
Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть
издохну».
(Из книги «Записки на манжетах»)
Слайд 12
Любовь Евгеньевна Белозерская - вторая жена Булгакова
Слайд 13
ПРАВИТЕЛЬСТВУ СССР
28 марта 1930 г. Москва
Михаила
Афанасьевича Булгакова
(Москва, Б. Пироговская, 35-а, к. 6)
Я обращаюсь к правительству со следующим письмом:
После того, как все мои произведения были запрещены, среди многих граждан, которым я известен как писатель, стали раздаваться голоса, подающие мне один и тот же совет:
Сочинить «коммунистическую пьесу» (в кавычках я привожу цитаты), а кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным письмом, содержащим в себе отказ от прежних моих взглядов, высказанных мною в литературных произведениях, и уверения в том, что отныне я буду работать как преданный идее коммунизма писатель-попутчик. Цель: спастись от гонений, нищеты и неизбежной гибели в финале.
Этого совета я не послушался. Навряд ли мне удалось бы предстать перед Правительством СССР в выгодном свете, написав лживое письмо, представляющее собой неопрятный и к тому же наивный политический курбет. Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет.
Созревшее во мне желание прекратить мои писательские мучения заставляет меня обратиться к Правительству СССР с письмом правдивым.
Произведя анализ моих альбомных вырезок, я обнаружил в прессе СССР за десять лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них: похвальных — было 3, враждебно-ругательных — 298.
Последние 298 представляют собой зеркальное отражение моей писательской жизни…
Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равносильна для меня погребению заживо...
прошу правительство СССР приказать мне в срочном порядке покинуть
пределы СССР в сопровождении моей жены Любови Евгеньевны Булгаковой.
Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу.
Если же и то, что я написал, неубедительно и меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу Советское правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссера.
Я именно точно и подчеркнуто прошу о КАТЕГОРИЧЕСКОМ ПРИКАЗЕ, О КОМАНДИРОВАНИИ, потому что все мои попытки найти работу в той единственной области, где я могу быть полезен в СССР, как исключительно квалифицированный специалист, потерпели полное фиаско. Мое имя сделано настолько одиозным, что предложения работы с моей стороны встретили ИСПУГ, несмотря на то, что в Москве громадному количеству актеров и режиссеров, а с ними вместе и директорам театров, отлично известно мое виртуозное знание сцены.
Я предлагаю СССР совершенно честного, без всякой тени вредительства специалиста, режиссера и актера, который берется добросовестно ставить любую пьесу, начиная с шекспировских пьес и вплоть до пьес сегодняшнего дня.
Я прошу о назначении меня лаборантом-режиссером в 1-й Художественный Театр — в лучшую школу, возглавляемую мастерами К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя — я прошусь на должность рабочего сцены.
Если же и это невозможно, я прошу советское Правительство поступить со мной, как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, В ДАННЫЙ МОМЕНТ, — нищета, улица, гибель.
М. Булгаков.
Слайд 15
Из телефонного разговора Булгакова и Сталина:
Сталин: Мы ваше
письмо получили. Читали с товарищами.
Вы будете по нему благоприятный ответ иметь. А,
может быть, правда, вас пустить за границу? Что,
мы вам очень надоели?
Булгаков: Я много думал в последние годы, может ли
русский писатель жить без родины, и мне
кажется, что не может…
Сталин: Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите
работать? В Художественном театре?
Булгаков: Да, я хотел бы, но я говорил об этом, мне
отказали.
Сталин: А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что
они согласятся. Нам бы нужно встретиться,
поговорить с вами…
Слайд 16
Елена Сергеевна Булгакова - третья жена Булгакова
Слайд 17
"Секретно. Срочно. В 3 3/4 дня я венчаюсь
в Загсе. Отпустите меня через 10 минут".
Записка М.
Булгакова
Слайд 18
Из воспоминаний Елены Сергеевны:
«Слушали замечательно, после чтения долго,
стоя, аплодировали. Однако главный герой пьесы, уже одобренной в
Комитете по делам искусств, категорически высказался против ее постановки. Причем, в разговоре с В. Немировичем-Данченко, Сталин сказал, что «пьесу «Батум» он считает очень хорошей, но ее нельзя ставить». Режиссер несостоявшегося спектакля В. Г. Сахновский объяснил Булгакову, почему не приняли пьесу: «Нельзя такое лицо, как Иосиф Виссарионович Сталин, делать романтическим героем, нельзя ставить его в выдуманные положения и вкладывать в его уста выдуманные слова».