Слайд 2
Цель урока:
Проанализировать одну из героических поэм французского средневековья
«Песнь о Роланде».
Задачи:
обучающие: сформировать представление о французском героическом эпосе,
выявить историческую основу «Песни о Роланде», особенности переработки исторического факта в поэме, дать основы историко-литературного анализа;
развивающие: развивать ассоциативное мышление, навыки внимательного чтения;
воспитательные: воспитывать смелость, преданность, чувство патриотизма.
Слайд 4
«Песнь о Роланде» - древнейшая и
самая знаменитая достопримечательность французского эпоса.
Она стала известной в 1837
году, после опубликования Оксфордского рукописи, датированной 1770 годом.
Время возникновения поэмы точно не установлено (вероятно X в.)
Автор произведения неизвестен.
Слайд 5
Произведения Средневекового героического эпоса
Слайд 6
В основу «Песни о Роланде» положены реальные исторические
события, связанные с борьбой французкого короля Карла Великого против
мавров в VIII столетии. Изложенные в произведении события упоминаются в арабских и французких хрониках.
В 778 году Карл Великий по просьбе мусульманского владики, имея свои интересы в Испании вмешался в испанськие дела. Поход Карла був неудачным. Возвращаясь на родину, арьергард французов был разбит местными басками в Ронсевальскому ущелье Пиренеев на узкой горной дороге. Об этом драматическом случае сообщает историк Эйхард в «Описании жизни Карла Великого» (IX ст.): «В битве этой были убиты Эггихард, королевский стольник, Ансельм, пфальцграф Хруодланд, начальник Бретонской марки».
Слайд 7
Героическая поэма рождалась по гарячим следам исторических событий.
Её содержание— правдивый поэтический рассказ современника, который со временем
поддавался сюжетной обработке.
Так, вместо басков появились грозные арабы-мусульмане, которые захватили владения в Испании и уже неоднократно вторгалися на французкие земли.
Поражение в Ронсевале не покрыла позором французов, а только раскрыла их храбрость, умение стоять на смерть, защищая свою родину и прикрывая тыл головних сил, которые отходили.
Слайд 8
По свидетельству Эйнхарда, Карл «обладал могучим и крепким телом,
высоким ростом, однако не превосходил положенного, ибо известно, что
был он семи его собственных ступней в высоту» Его лицо отличали длинный нос и большие, живые глаза. У него были светлые волосы. Если судить по изображениям Карла на монетах, печатях и миниатюрах IX века, он по тогдашней франкской моде носил короткую причёску, брил бороду и имел длинные усы. Голос Карла был необычно высоким для такого внушительного мужчины. С годами король начал страдать от хромоты. Прижизненных портретов Карла не сохранилось, и многие позднейшие художники изображали его согласно своей фантазии, чаще всего в виде почтенного старца с длинными седыми волосами и бородой. Хотя многие принимали описание богатырского телосложения Карла за эпическое преувеличение, эксгумация могилы Карла подтвердила правильность описания: длина скелета составила 192 см
Слайд 9
Портрет
Карла Великого, выполненный
А. Дюрером
Слайд 10
Карл Великий.
Картина французского художника XIX в.
Л.-Ф. Амеля
Слайд 11
«Король был очень прост и умерен в своих
привычках. В обычные дни наряд его мало отличался от
одежды простолюдина. Вина он пил мало и ненавидел пьянство. Обед его в будни состоял всего из четырёх блюд, не считая жаркого, которое сами охотники подавали прямо на вертелах и которое Карл предпочитал всякому другому яству. Во время еды он слушал музыку или чтение. Его занимали подвиги древних, а также сочинение святого Августина „О граде Божием“. После обеда в летнее время он съедал несколько яблок и выпивал ещё один кубок; потом, раздевшись донага, отдыхал два или три часа. Ночью же он спал неспокойно: четыре-пять раз просыпался и даже вставал с постели. Во время утреннего одевания Карл принимал друзей, а также, если было срочное дело, которое без него затруднялись решить, выслушивал тяжущиеся стороны и выносил приговор. В это же время он отдавал распоряжения своим слугам и министрам на весь день. Был он красноречив и с такой легкостью выражал свои мысли, что мог сойти за ритора. Не ограничиваясь родной речью, Карл много трудился над иностранными языками и, между прочим, овладел латынью настолько, что мог изъясняться на ней, как на родном языке; по-гречески более понимал, нежели говорил. Прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил учёных, выказывая им большое уважение. Он сам обучался грамматике, риторике, диалектике и в особенности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за движением звезд. Пытался он также писать, и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды».
Исторические прототипы некоторых персонажей
Интересные факты
После Средних веков поэма была надолго забыта и опубликована впервые в 1837 году Франсиском Мишелем. Тем не менее сюжет поэмы был всё это время хорошо известен благодаря народным книгам о Гальене, внебрачном сыне Оливье, которые переиздавались непрерывно с 1500 года вплоть до середины XIX века. В основу этих книг легла прозаическая переработка поэмы «Гальен, восстановленный в своих правах», которая включала изображение битвы при Ронсевале и гибели Роланда
Слайд 14
Иллюстрация к рукописи “Песнь о Роланде”
Конрада ( с рукописи 12ст. )
Слайд 15
Страница оксфордской рукописи 11ст.