Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Проект Бал как элемент дворянского быта в романе в стихах А.С.Пушкина Евгений Онегин

Содержание

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: - изучить бал как явление в жизни дворянского общества 19 века и рассмотреть его роль в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
БАЛ КАК ЭЛЕМЕНТ ДВОРЯНСКОГО БЫТА В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.С.ПУШКИНА ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:  - изучить бал как явление в жизни дворянского общества ЗАДАЧИ:  1) собрать и проанализировать культурологический и литературно-художественный материал по данной АКТУАЛЬНОСТЬ: Работу можно использовать на уроках литературы в общеобразовательных школах и ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС: Какова роль бала в раскрытии авторского замысла? ГИПОТЕЗА:Бал является значительным элементом в сюжете романа, воплощающим замысел Пушкина. ПЛАН:1. История появления бала.2. Бальные ритуалы и особенности.3. Одежда и украшения.4.Танцы как СЛОВАРНАЯ РАБОТА:Бал — это собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. СЛОВАРНАЯ РАБОТА:Мазу́рка — польский народный танец. Название произошло от жителей Мазовии — Работа   по плану История появления балаВ жизни русского столичного дворянина XVIII – начала XIX века Таким образом, бал оказывался, с одной стороны, сферой, противоположной службе – областью Со времени петровских ассамблей остро встал вопрос и об организационных формах светской Бальные ритуалыБальная мода 19 века – настоящая сокровищница изысканных фасонов, тканей и ТанцыОсновным элементом бала как общественно-эстетического действа были танцы. Они служили организующим стержнем Один из бальных танцев, упомянутых Пушкиным, – вальс. Пушкин характеризовал его так: Не только скучная моралистка Жанлис, но и пламенный Вертер Гёте считал вальс Последовательность танцев во время бала образовывала динамическую композицию. Каждый танец, Мазурка составляла центр бала и знаменовала собой его кульминацию. Мазурка танцевалась с Но существовало и другое противопоставление. Старая «французская» манера исполнения мазурки требовала от Стихи Пушкина:  Буянов, братец мой задорный,  К герою нашему подвел Татьяну Котильон – вид кадрили, один из заключающих бал танцев – танцевался на Одежда и украшенияПрическа на балах в XIX века представляла собой укладку в Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не только для создания Вывод.Таким образом, бал – это не только сами танцы, а целое театрализованное Вывод.Танцы были структурным элементом культуры дворянского быта и явлением социальной жизни общества, Вывод.Сцены бала показали не только общество и его нравы, различие деревенского и Список использованной литературы:Балы и праздники в России. Книга-энциклопедия. - М. Аргументы и
Слайды презентации

Слайд 2 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: - изучить бал как явление в жизни

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: - изучить бал как явление в жизни дворянского общества

дворянского общества 19 века и рассмотреть его роль в

романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Слайд 3 ЗАДАЧИ: 1) собрать и проанализировать культурологический и литературно-художественный материал

ЗАДАЧИ: 1) собрать и проанализировать культурологический и литературно-художественный материал по данной

по данной теме; 2) проанализировать сцены бала в «Евгении

Онегине»; 3) познакомиться с литературоведческой критикой.

Слайд 4 АКТУАЛЬНОСТЬ: Работу можно использовать на уроках литературы в общеобразовательных

АКТУАЛЬНОСТЬ: Работу можно использовать на уроках литературы в общеобразовательных школах

школах и классах с углублённым изучением предмета, применять в

качестве дополнительного материала на уроках мировой художественной культуры.

Слайд 5 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС:
Какова роль бала в раскрытии авторского

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС: Какова роль бала в раскрытии авторского замысла?

замысла?


Слайд 6 ГИПОТЕЗА:
Бал является значительным элементом в сюжете романа, воплощающим замысел

ГИПОТЕЗА:Бал является значительным элементом в сюжете романа, воплощающим замысел Пушкина.

Пушкина.


Слайд 7 ПЛАН:
1. История появления бала.
2. Бальные ритуалы и особенности.
3.

ПЛАН:1. История появления бала.2. Бальные ритуалы и особенности.3. Одежда и украшения.4.Танцы

Одежда и украшения.
4.Танцы как основной элемент бала.
5. Виды танцев.
6.

Бал в жизни героя в романе «Евгений Онегин».

7. Вывод.


Слайд 8 СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Бал — это собрание многочисленного общества лиц

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:Бал — это собрание многочисленного общества лиц обоего пола для

обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев

или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке.

Дворянство — это привилегированное сословие, возникшее в феодальном обществе и ставшее государственно-образующей основой этого общества в средние века в истории Европы.

Котильон — бальный танец французского происхождения. Первоначально так называлась нижняя юбка. В дальнейшем это название закрепилось за танцем, во время которого были видны нижние юбки.


Слайд 9 СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Мазу́рка — польский народный танец. Название произошло

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:Мазу́рка — польский народный танец. Название произошло от жителей Мазовии

от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился

этот танец.

Вальс — общее название бальных, социальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя.


Слайд 10 Работа по плану

Работа  по плану

Слайд 11 История появления бала
В жизни русского столичного дворянина XVIII

История появления балаВ жизни русского столичного дворянина XVIII – начала XIX

– начала XIX века время разделялось на две половины:

пребывание дома было посвящено семейным и хозяйственным заботам – здесь дворянин выступал как частное лицо; другую половину занимала служба – военная или статская, в которой дворянин выступал как верноподданный, служа государю и государству, как представитель дворянства перед лицом других сословий. Противопоставление этих двух форм поведения снималось в венчающем день «собрании» – на балу или званом вечере. Здесь реализовывалась общественная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском собрании, человек своего сословия среди своих.

Слайд 12 Таким образом, бал оказывался, с одной стороны, сферой,

Таким образом, бал оказывался, с одной стороны, сферой, противоположной службе –

противоположной службе – областью непринужденного общения, светского отдыха, местом,

где границы служебной иерархии ослаблялись. Присутствие дам, танцы, нормы светского общения вводили внеслужебные ценностные критерии, и юный поручик, ловко танцующий и умеющий смешить дам, мог почувствовать себя выше стареющего, побывавшего в сражениях полковника. С другой стороны, бал был областью общественного представительства, формой социальной организации, одной из немногих форм дозволенного в России той поры коллективного быта. В этом смысле светская жизнь получала ценность общественного дела. Характерен ответ Екатерины II на вопрос Фонвизина: «Отчего у нас не стыдно не делать ничего?» – «…в обществе жить не есть не делать ничего».

История появления бала


Слайд 13 Со времени петровских ассамблей остро встал вопрос и

Со времени петровских ассамблей остро встал вопрос и об организационных формах

об организационных формах светской жизни. Формы отдыха, общения молодежи,

календарного ритуала, бывшие в основном общими и для народной, и для боярско-дворянской среды, должны были уступить место специфически дворянской структуре быта. Внутренняя организация бала делалась задачей исключительной культурной важности, так как была призвана дать формы общению «кавалеров» и «дам», определить тип социального поведения внутри дворянской культуры. Это повлекло за собой ритуализацию бала, создание строгой последовательности частей, выделение устойчивых и обязательных элементов. Возникала грамматика бала, а сам он складывался в некоторое целостное театрализованное представление.

История появления бала


Слайд 14 Бальные ритуалы
Бальная мода 19 века – настоящая сокровищница

Бальные ритуалыБальная мода 19 века – настоящая сокровищница изысканных фасонов, тканей

изысканных фасонов, тканей и аксессуаров. В России высшее общество,

а тем более столичное, беспрекословно следовало французским и английским модам, нередко заказывая наряды из Парижа или Лондона.
Платья из струящихся тканей следовало дополнять легкими палантинами, которые придавали бы еще большую воздушность кружащейся в танце даме. Как вариант были допустимы и тяжелые шали, выполненные из кашемира. Умение изысканно носить шаль на своих плечах было предметом гордости.
Важным аксессуаром бального костюма были перчатки. Они должны были быть не просто белыми, а белоснежными. Дамы предпочитали модели перчаток, заканчивающиеся выше локтя.
Кавалерам полагалось являться на бал во фраках, жилетах и галстуках. В первой половине века предпочтение отдавали белым галстукам, а во второй – черным.
Необходимо было составить полный комплект, в который входили: корсет, тонкая рубашка преимущественно из батиста, которая надевалась под него, накрахмаленные панталоны и нижняя шелковая юбка.


Слайд 15 Танцы
Основным элементом бала как общественно-эстетического действа были танцы.

ТанцыОсновным элементом бала как общественно-эстетического действа были танцы. Они служили организующим

Они служили организующим стержнем вечера, задавали тип и стиль

беседы. «Мазурочная болтовня» требовала поверхностных, неглубоких тем, но также занимательности и остроты разговора, способности к быстрому эпиграмматическому ответу. Бальный разговор был далек от той игры интеллектуальных сил, «увлекательного разговора высшей образованности» , который культивировался в литературных салонах Парижа в XVIII столетии и на отсутствие которого в России жаловался Пушкин. Тем не менее он имел свою прелесть – оживленность, свободу и непринужденность беседы между мужчиной и женщиной, которые оказывались одновременно и в центре шумного празднества, и в невозможной в других обстоятельствах близости . Раннее обучение танцам было мучительным и напоминало жесткую тренировку спортсмена или обучение рекрута усердным фельдфебелем.

Слайд 16
Один из бальных танцев, упомянутых Пушкиным, – вальс.

Один из бальных танцев, упомянутых Пушкиным, – вальс. Пушкин характеризовал его

Пушкин характеризовал его так: Однообразный и безумный,  Как вихорь жизни молодой,  Кружится

вальса вихорь шумный;  Чета мелькает за четой. Эпитеты «однообразный и безумный» имеют не только эмоциональный смысл. «Однообразный» – поскольку, в отличие от мазурки, в которой в ту пору огромную роль играли сольные танцы и изобретение новых фигур, и уж тем более от танца-игры котильона, вальс состоял из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Ощущение однообразия усиливалось также тем, что «в это время вальс танцевали в два, а не в три па, как сейчас». Определение вальса как «безумного» имеет другой смысл: вальс, несмотря на всеобщее распространение ,пользовался в 1820-е годы репутацией непристойного или, по крайней мере, излишне вольного танца. «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности, чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие».

Слайд 17 Не только скучная моралистка Жанлис, но и пламенный

Не только скучная моралистка Жанлис, но и пламенный Вертер Гёте считал

Вертер Гёте считал вальс танцем настолько интимным, что клялся,

что не позволит своей будущей жене танцевать его ни с кем, кроме себя. Вальс создавал для нежных объяснений особенно удобную обстановку: близость танцующих способствовала интимности, а соприкосновение рук позволяло передавать записки. Вальс танцевали долго, его можно было прерывать, присаживаться и потом снова включаться в очередной тур. Таким образом, танец создавал идеальные условия для нежных объяснений: Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума: Верней нет места для признаний  И для вручения письма.  О вы, почтенные супруги!  Вам предложу свои услуги;  Прошу мою заметить речь:  Я вас хочу предостеречь.  Вы также, маменьки, построже За дочерьми смотрите вслед:  Держите прямо свой лорнет!

Слайд 18
Последовательность танцев во время бала образовывала динамическую композицию.

Последовательность танцев во время бала образовывала динамическую композицию. Каждый танец,

Каждый танец, имеющий свои интонации и темп, задавал определенный

стиль не только движений, но и разговора. Для того, чтобы понять сущность бала, надо иметь в виду, что танцы были в нем лишь организующим стержнем. Цепь танцев организовывала и последовательность настроений. Каждый танец влек за собой приличные для него темы разговоров. При этом следует иметь в виду, что разговор, беседа составляла не меньшую часть танца, чем движение и музыка. Выражение «мазурочная болтовня» не было пренебрежительным. Непроизвольные шутки, нежные признания и решительные объяснения распределялись по композиции следующих друг за другом танцев.

Слайд 19 Мазурка составляла центр бала и знаменовала собой его

Мазурка составляла центр бала и знаменовала собой его кульминацию. Мазурка танцевалась

кульминацию. Мазурка танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским

соло, составляющим кульминацию танца. И солист, и распорядитель мазурки должны были проявлять изобретательность и способность импровизировать. «Шик мазурки состоит в том, что кавалер даму берет себе на грудь, тут же ударяя себя пяткой в centre de gravité (чтобы не сказать задница), летит на другой конец зала и говорит: „Мазуречка, пане“, а дама ему: „Мазуречка, пан“. <...> Тогда неслись попарно, а не танцевали спокойно, как теперь». В пределах мазурки существовало несколько резко выраженных стилей. Отличие между столицей и провинцией выражалось в противопоставлении «изысканного» и «бравурного» исполнения мазурки: Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы; Теперь не то: и мы, как дамы, Скользим по лаковым доскам. «Когда появились подковки и высокие подборы у сапогов, делая шаги, немилосердно стали стучать, так, что, когда в одном публичном собрании, где находилось слишком двести молодых людей мужского пола, заиграла музыка мазурку <...> подняли такую стукотню, что и музыку заглушили».

Слайд 20
Но существовало и другое противопоставление. Старая «французская» манера

Но существовало и другое противопоставление. Старая «французская» манера исполнения мазурки требовала

исполнения мазурки требовала от кавалера легкости прыжков, так называемых

антраша (Онегин, как помнит читатель, «легко мазурку танцевал»). Антраша, по пояснению одного танцевального справочника, «скачок, в котором нога об ногу ударяется три раза в то время, как тело бывает в воздухе». Французская, «светская» и «любезная» манера мазурки в 1820-е годы стала сменяться английской, связанной с дендизмом. Последняя требовала от кавалера томных, ленивых движений, подчеркивавших, что ему скучно танцевать и он это делает против воли. Кавалер отказывался от мазурочной болтовни и во время танца угрюмо молчал. В воспоминаниях Смирновой-Россет рассказан эпизод ее первой встречи с Пушкиным: еще институткой она пригласила его на мазурку. Пушкин молча и лениво пару раз прошелся с ней по залу. То, что Онегин «легко мазурку танцевал», показывает, что его дендизм и модное разочарование были в первой главе «романа в стихах» наполовину поддельными. Ради них он не мог отказаться от удовольствия попрыгать в мазурке.

Слайд 21 Стихи Пушкина: Буянов, братец мой задорный,  К герою нашему подвел

Стихи Пушкина: Буянов, братец мой задорный,  К герою нашему подвел Татьяну

Татьяну с Ольгою… имеют в виду одну из фигур

мазурки: к кавалеру (или даме) подводят двух дам (или кавалеров) с предложением выбрать. Выбор себе пары воспринимался как знак интереса, благосклонности или (как истолковал Ленский) влюбленности. Николай I упрекал Смирнову-Россет: «Зачем ты меня не выбираешь?» В некоторых случаях выбор был сопряжен с угадыванием качеств, загаданных танцорами: «Подошедшие к ним три дамы с вопросами – oubli ou regret – прервали разговор…»

Слайд 22 Котильон – вид кадрили, один из заключающих бал

Котильон – вид кадрили, один из заключающих бал танцев – танцевался

танцев – танцевался на мотив вальса и представлял собой

танец-игру, самый непринужденный, разнообразный и шаловливый танец. «… Там делают и крест, и круг, и сажают даму, с торжеством приводя к ней кавалеров, дабы избрала, с кем захочет танцевать, а в других местах и на колена становятся перед нею; но чтобы отблагодарить себя взаимно, садятся и мужчины, дабы избрать себе дам, какая понравится. 

Слайд 23 Одежда и украшения
Прическа на балах в XIX века

Одежда и украшенияПрическа на балах в XIX века представляла собой укладку

представляла собой укладку в виде локонов с приоткрытым лбом.

Локоны необычно комбинируются благодаря необычайным техникам плетения. Они смотрятся очень оригинально и нежно.

Слайд 24 Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший

Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не только для

не только для создания свежего дуновения, но и в

качестве языка общения, ныне почти утраченного.

ЯЗЫК ВЕЕРА:
веер развернут, дама отмахивается - "я замужем";
веер закрывается - "вы мне безразличны";
открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой";
веер полностью раскрыт - "ты мой кумир".
Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень
непристойная просьба):
подать верхним концом - симпатия и любовь;
подать ручкой - презрение;
подать открытым, перьями вперед - напрашиваться на любовь.

Одежда и украшения


Слайд 25 Вывод.
Таким образом, бал – это не только сами

Вывод.Таким образом, бал – это не только сами танцы, а целое

танцы, а целое театрализованное представление со своим ритуалом, это 

особенное  событие  в  жизни человека  позапрошлого  века. Юрий  Михайлович  Лотман, известный литературовед, писал: «Здесь реализовывалась частная жизнь  дворянина: он  не  был  ни  частное  лицо  в  частном  быту, ни  служивый  человек  на  государственной  службе – он  был  дворянин  в  дворянском обществе, человек  своего  сословия  среди  своих.»


Слайд 26 Вывод.
Танцы были структурным элементом культуры дворянского быта и

Вывод.Танцы были структурным элементом культуры дворянского быта и явлением социальной жизни

явлением социальной жизни общества, где обнажалась сущность жизни. Умение

хорошо двигаться в сочетании с изысканными манерами, приобретенными только благодаря регулярным занятиям танцами, было присуще значительной части русского дворянства.

Слайд 27 Вывод.
Сцены бала показали не только общество и его

Вывод.Сцены бала показали не только общество и его нравы, различие деревенского

нравы, различие деревенского и городского дворянства, но и сыграли

важную роль в развитии действия, взаимоотношений героев, ведь именно на балу возник конфликт между Онегиным и Ленским из-за нарушения бального этикета, завершившийся убийством Ленского. Спустя некоторое время Евгений вновь встречает на балу Татьяну и влюбляется в нее. Таким образом, бал не только оказал влияние на судьбы главных героев, но и изменил их коренным образом.


  • Имя файла: proekt-bal-kak-element-dvoryanskogo-byta-v-romane-v-stihah-aspushkina-evgeniy-onegin.pptx
  • Количество просмотров: 598
  • Количество скачиваний: 42