Слайд 2
Биография
Детство:
Село Константиново, Рязанская губерния;
Отец – А. Н. Есенин,
мать – Т. Ф. Титова;
Сестры- Екатерина и Александра;
Воспитание в
зажиточной семье деда;
Религиозное воспитание.
Образование:
1904г. – земская школа, Константиново;
1909г. – церковно-приходская учительская школа,
Спас-Клепики;
1913г. – вольнослушатель на историко-философском отделении Московского городского народного университета иимени Шанявского.
Слайд 3
Биография
Личная жизнь:
1912г. – уезжает в Москву, работает в
конторе у отца, затем переходит в типографию И. Сытина
помошником корректора. Знакомится с революционным рабочим движением.
1915г. – переезжает в Петроград, знакомится с ведущими поэтами: Блоком, Городецким, Клюевым. Начинает литературную деятельность.
1917г. – женится на З. Н. Райх, становится отцом 2-х детей: Тани ии Кости.
1921г. – едет к другу в Ташкент.
1921г. – женится на Айседоре Дункан, известной американской балерине. Путешествует по Европе и США.
1925г. – женится на С. Толстой, ввнучкеЛ. Толстого.
Слайд 4
Биография
Исторический контекст:
1916г. – призывается в армию, но благодаря
хлопотам друзей получает назначение санитарном в Царскосельский военно-санитарный поезд
Императрицы, что позволяет ему посещать литературные концерты и приемы. Нна одном из них происходит встреча с царской семьей.
1916г. – путешествует в Крым в качестве санитара в поезде с Николаем 2.
С литературным выступлением приглашается к княгине Елизавете.
1917-18гг – восторженно принимает революцию, пишет произведения с надеждами на преображение России.
Слайд 5
Творчество
Новокрестьянская поэзия:
1900-1910е гг – деятельность «новокрестьянских поэтов»:
Н.
Клюев, С. Клычков, А. Ширяевец, П. Орешин
Обращение к деревенской
России вместо «железной»,
Связь творчества и природы.
Имажинизм:
1918г. – создание «Ордена имажинистов» в Москве:
А. Мариенгоф, В. Шершеневич, С. Есенин,
Цель творчества – создание образов,
Основное средство выразительности - метафора,
«Имажинисты», «Сандро», «Плеяда», «Чихи-Пихи».
Слайд 6
Творчество
1914 г. – первый сборник стихотворений «Радуница»;
1918г. –
Сельский часослов:
Автор – тонкий лирик, мастер пейзажа, знаток ннародного
языка и души. Воспевает крестьянскую Русь: «Она — богомольная, странническая, монастырская».
П.Н. Сакулин: «Весенним, но грустным лиризмом веет от “Радуницы”... мила, бесконечно мила поэту-крестьянину деревенская хата. Он превращает в золото поэзии…»
С. Есенин: «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве».
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.
Слайд 7
Творчество
1917г. – начало революционной поэзии:
Сборник стихотворений «Преображение»
Вера
в ссиду рреволюции;
Ожидание «преображения» страны;
Не хочу восприять спасение /Через муки его и крест:
Я иное постиг уучение /Прободающих вечность звезд.
ок. 1920г. – разочарование в революции:
Поэма «Русь уходящая»
Отрекается от принадлежности к Советской России;
Разочаровывается в смысле революции;
Друзья! Друзья! Какой раскол в стране,
Какая грусть в кипении веселом!..»
Слайд 8
Творчество
1920е гг . - мотивы "развороченного бурей быта"
Стихотворение
«Исповедь хулигана»
Смелые и необычные образы,
Сочетание литературных и простонародных слов,
Не каждый умеет петь,
Не каждому дано яблоком
Падать к чужим ногам.
Сие есть самая великая исповедь,
Которой исповедуется хулиган.
1923-25 гг– стихи последних лет:
Поэма «Анна Снегина», «Персидские мотивы»
Возвращение к теме Родины
Воспоминания о селе и родных местах
Подведение итогов жизни.