Слайд 2
Цель проекта – определение соответствия авторской сказки фольклорным
традициям.
Задачи :
- рассмотрение композиции волшебной сказки, ее основных законов
и функций;
- выявление авторских деталей в сказке Эдуарда Успенского.
Практическая значимость работы– собранный нами материал можно использовать на уроках литературы при изучении сказок.
Слайд 3
СКАЗКА – один из видов фольклорной прозы, встречающийся у
различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры.
Э.В.Померанцева выделяет сказки
о животных
волшебные,
авантюрно-новеллистические,
бытовые.
В.Я.Пропп делит сказки на
волшебные,
кумулятивные,
о животных, растениях, неживой природе и предметах,
бытовые или новеллистические,
небылицы,
докучные сказки.
Слайд 4
Работы Владимира Яковлевича Проппа, посвященные исследованию сказок:
«Морфология волшебной
сказки»
«Исторические корни волшебной сказки»
«Мотивы русской волшебной сказки»
Слайд 5
Важнейшие признаки сказки:
присутствие обязательной установки на вымысел;
«несоответствие окружающей действительности» и «необычайность… событий, о которых повествуется»
.
Слайд 6
Эдуард Успенский
Сказка
«Иван - царский сын и
Серый Волк»
Слайд 7
Функции героев в волшебной сказке
Герои отлучаются из дома
К герою обращаются с запретом
Запрет нарушается
Недостача обнаруживается, к герою
обращаются с просьбой
Искатель соглашается или решается на противодействие
Герой покидает дом
Слайд 8
Функции героев в волшебной сказке
Начальная недостача ликвидируется
Герой возвращается
Герой
подвергается преследованию
Герой спасается от преследования
Ложный герой предъявляет необоснованные притязания
Герою
предлагается трудная задача
Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета
Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу
Враг наказывается
Герой вступает в брак и воцаряется
Слайд 9
Композиция сказок
1. Завязка- решение трудной задачи
2. Кульминация- это
противодействие беде или недостаче
3. Развязка- свадьба и воцарение
Слайд 10
Обязательные сказочные элементы
Наличие героя-помощника (Серый Волк)
Троекратный повтор (три
сына, три испытания, на третий день встретил Волка)
Наличие вымысла
(Волк разговаривает, было растение в деревянной кадушке, на котором солёные огурцы росли, живая и мертвая вода, яблоки оздоровительные )
Волшебные превращения ( волк умеет превращаться в людей, в других животных)
Положительные и отрицательные герои (Иван и его братья)
Традиционные формулы и лексика (Долго ли, коротко ехали. Ох ты гой еси, младой юноша!)
Слайд 11
Вывод
Авторская сказка соответствует традиционной композиции фольклорной волшебной сказки;
в произведении Э.Успенского герои выполняют все основные сказочные функции;
соблюдаются
основные законы сказки, главный из них – добро побеждает зло.
Слайд 12
Особенности сказки Э. Успенского
Современная лексика («Серый Волк возникать
и спорить не стал», тырит, пролетарии, церемониться-чикаться, «Ничего себе
условия игры» и др.)
Наличие психологической характеристики героя («расстаться мне с ним ну никаких силов нет», «Что верно, то верно, скоро он ещё оценит Ивана-царевича и его способности!» «Иван-царевич и сам был не подарок в смысле честности и благородства»)
Характеристика происходящего со стороны автора («какой он, к чёрту, царевич», « по другим сведениям всё не так было…»).
Слайд 13
Особенное имя героя (Берендей-Быслав-Василий (Анна-Мария-Гонсалес) Андронович)
Есть своеобразный
эпилог (новая встреча с Волком уже после воцарения Ивана)
Не
совсем традиционная концовка:
Да, Серый Волк - он молодец! Тут и сказочке конец.
Конец
Да, конец уже, а жаль.
И меня берёт печаль.
Привет вам, юные друзья!
Ждать с вами встречи буду я.