Слайд 4
Появление в печати романа «Герой нашего времени»
1838 год
-появляется новелла «Фаталист», которая никак не связана с предыдущим
произведением.
1837 год - Лермонтов пишет совершенно законченную новеллу и не предполагавшую продолжения - «Тамань»
1838 год - объявление друзьям о плане большого романа из трех частей: «Бела», «Максим Максимыч», «Княжна Мери»
1840 год - издатель Краевский уговорил Лермонтова отдать роман в печать. Автор соединяет неожиданно для всех эти три части с новеллами «Тамань», «Фаталист»
Слайд 5
История создания романа
Роман начат в 1837 – 1838
гг.
Закончен в 1839 году.
Первоначально главы
будущего романа
печатались как самостоятельные повести
В 1840 году
Объединены в
р о м а н
Сначала роман имел название
«Один из героев начала века»
В окончательном варианте есть иронический оттенок, падающий не на слово «герой», на слово «нашего», т.е. не на личность, а
на эпоху
н а з в а н и е
Слайд 6
Нравственные проблемы в романе
проблема смысла жизни
И
назначения человека
проблема счастья
«наполеоновская
проблема»
(проблема крайнего
индивидуализма
и
эгоизма)
проблема
уважения к людям
Слайд 7
История создания
«С особенным удовольствием пользуемся случаем известить,
что М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих
повестей…Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе» -«Отечественные записки» (1840 г.)
«»..образ Печорина является клеветой на русскую действительность и русских людей…весь роман эпиграмма, в нем религиозности русской народности и следов нет.. Автор нарисовал свой портрет…» - С.О. Бурачок»Маяк» (1840 г.)
«…видно, Русь так уж сотворена, что в ней все обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!» -М. Ю. Лермонтов «Предисловие к роману» (1841)
Слайд 8
Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому
что, при самом рождении её, она была вспрыснута живою
водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова...
Перечитывая вновь «Героя нашего времени», невольно удивляешься, как всё в нём просто, легко, обыкновенно и в то же время так проникнуто жизнию, мыслию, так широко, глубоко, возвышенно...
Белинский В.Г.
Слайд 11
Цели урока
Познакомить с исторической обстановкой и условиями, в
которых задумывался и создавался роман
2. Показать трагедию поколения 30-х
годов XIXвека, « эпохи безвременья»
3. Раскрыть тему, идею и смысл заглавия романа М.Ю.Лермонтова, показать связь романа с литературной традицией
4.Воспитывать у учащихся уважение к истории Отечества, к деяниям предшествующих поколений
Слайд 13
Неизвестный художник.
М.Ю. Лермонтов в возрасте 6-8 лет.
1820-22 гг.
Холст, масло.
К.А. Горбунов.
Портрет М.Ю. Лермонтова в армейском
сюртуке с шашкой.
1840 г
Глаза-врата души человеческой
Ф.О. Будкин.
Портет М.Ю. Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка.
1834 г.
М.Ю.Лермонтов. Автопортрет 1837
Слайд 14
"...глаза чёрные,
как у горной серны,
так и
заглядывали
к вам в душу"
П.Е. Заболотский. 1940
Портрет М.Ю. Лермонтова
в штатском платье.
(Копия с работы неизвестного художника. 1830-32 гг.)
Слайд 15
www.themegallery.com
Company Logo
Смысл заглавия романа
«Герой нашего времени»
1). Что
значит «герой»?Выберите нужный вариант:
-исключительный по доблестям человек;
-главное действующее лицо
произведения;
-человек, являющийся выразителем какой-нибудь среды, эпохи
2).Почему «нашего» времени, а не «моего», не «вашего»?
Слайд 16
Прошедшее России было удивительно, её настоящее великолепно, что
же касается будущего, то оно выше всего, что может
нарисовать себе самое светлое воображение…
Граф Алекса́ндр Христофо́рович Бенкендо́рф (1782—1844) — российский военачальник, шеф жандармов и главный начальник Третьего отделения (1826—1844).
Согласны ли вы с мнением графа? Как характеризуется 30-е годы XIXвека в истории России?
Слайд 17
"Дума"
1838 год
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его
грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем
познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Слайд 18
www.themegallery.com
Company Logo
Анализ предисловия
1 абзац –обращение к публике, «которая
так молода и простодушна, что не понимает басни, если
в конце ее нет нравоучения»
2 абзац –ответ возмущенной критике
3 абзац – цель Лермонтова : «создать портрет, созданный из пороков всего поколения»
4 абзац –объяснение , как он намерен создавать портрет: «нужны горькие лекарства и едкие истины, довольно людей кормили сладостями»
Слайд 19
"Герой нашего времени"
«…Герой нашего времени», милостивые государи мои,
точно портрет, но ни одного человека: это портрет, составленный
из пороков нашего поколения в полном их развитии..»
М.Ю. Лермонтов
"Один из героев нашего времени"
Слайд 20
Врубель. Иллюстрации к роману
« Герой нашего времени»
Его
звали… Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас
уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха… Да с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!
Лермонтов Михаил Юрьевич
Герой нашего времени
Часть первая. Глава I. Бэла
Максим Максимыч о Печорине
Слайд 21
«Послушайте, Максим Максимыч, – отвечал он, – у
меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог
ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно… Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду…
Владимир Ивашов в фильме Станислава Ростоцкого «Герой нашего времени»
Печорин о себе
Слайд 22
" Странные" люди в литературе
Н.Карамзин «Рыцарь нашего времени»
(1802–1803)
К.Батюшков «Прогулка по Москве» (1869)
К.Ф.Рылеев « Чудак»
А.С.Грибоедов « Горе
от ума» (1812-1824)
А.С. Пушкин « Евгений Онегин» (1823—1831)
Слайд 23
Идея романа
Человек, который не подчиняется диктату строя,
общества, времени, берёт решение каждого случая в свои руки,
испытывает всё своим умом и подчиняет всё своей воле, является подлинным героем времени
Слайд 24
Какова тема романа « Герой нашего времени»?
Какова
идея романа?
В чём странность Печорина?
Чем обусловлена разорванность сюжетной линии?
Слайд 26
Сюжет – совокупность событий художественного произведения.
Слайд 27
Фабула – события в литературном произведении в их
последовательной связи.
Слайд 30
- Почему Лермонтов нарушает хронологию событий?
Лермонтов создал совершенно
новый роман – новый по форме и содержанию: психологический
роман.
Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.
Сюжетом сочинения становится “история души человеческой”.
Лермонтов дает нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник.
Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим.
Добрый, но ограниченный Максим Максимыч.
Офицер-повествователь.
“Наблюдения ума зрелого над самим собою”.
Слайд 37
www.themegallery.com
Company Logo
Романтизм в повести
Действие происходит на Кавказе. Лермонтов
создает романтический пейзаж (неприступные скалы, желтые обрывы, золотая бахрома
снегов). Но под внешней «романтикой» -реалистическое содержание.
Описание горцев тоже романтично(сильные характеры, гордые натуры) . Лермонтов использует очень популярный в то время сюжет: роман с черкешенкой, усугубляя трагические обстоятельства: гибнет вся семья Бэлы.
Слайд 67
www.themegallery.com
Company Logo
«Не судьба?»
1.Композиционное
обрамление повести –
песенка Бэлы на
свадьбе:
«..хорош русский офицер,.. только не расти, не цвести
ему в нашем саду»
2. С этого момента
начинается спор с
судьбой:
« Нет, расти, нет,
цвести!»
3. Финал. Бэла убита.
Печорин смеется:
он снова (в который раз)
проиграл судьбе!
«Не цвести» –так и есть!
Слайд 68
www.themegallery.com
Company Logo
Какие качества кому соответствуют?
Добавь свои характеристики!
Слайд 69
www.themegallery.com
Company Logo
Кто какой?
Печорин: смелый, честный,
противоречивый, деятельный,
скучающий, обаятельный,
загадочный,
страдающий
Максим Максимыч: добрый,
простой, чуткий, ограниченный,
служака, непосредственный
Повествователь: неравнодушный,
интересующийся всем,
литературно
образованный,
интеллигентный , умный,
Слайд 70
«Бэла»
Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч,
который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на
Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня и похищения любимой дочери местного князя, что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат, от руки Казбича погибают Бэла и её отец.
Слайд 75
Выводы:
Печорин – человек загадочный и двойственный
В его портрете
сочетаются черты силы и слабости
Это натура недюжинная, о чём
говорят его демонические черты
Это сложная натура, о нём нельзя судить по первому впечатлению
Слайд 77
Послушайте фрагмент и ответьте на вопросы:
Какой, по-вашему, должна
была быть эта встреча?
Почему Максим Максимыч обрадовался, узнав о
приезде Печорина?
Что изменилось в жизни штабс-капитана после встречи с Печориным в крепости?
Какой след в жизни Печорина могла оставить встреча с Максим Максимычем в крепости?
Почему Печорин так сухо разговаривал с Максим Максимычем?
Можно ли его оправдать?
Вам жалко Максим Максимыча?
Чего не понимает Максим Максимыч?
Слайд 78
Переполнен радостью, взволнован, хотел «кинуться на шею» Печорину.
«жадно
схватил его руку обеими руками: он ещё не мог
говорить».
Не знает, как называть: на «ты» - на «вы». Пытается остановить Печорина, просит, чтобы тот не уезжал.
Речь сбивчивая, передаёт взволнованность.
Напоминает о Бэле, интересуется о жизни Печорина в Петербурге.
Старается скрыть досаду. Напоминает о бумагах.
Слайд 79
Как ведёт себя при встрече Печорин?
Слайд 80
«довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул…руку…»
Односложные ответы.
«…
чуть-чуть побледнел и отвернулся…» , принуждённо зевает
Отказ, хоть и
вежливый. Берёт М.М. за руку.
Успокаивает, дружески обнимает М.М.
Полное безразличие к дневникам.
«Максим
Максимыч»
Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.Вся манера поведения Печорина рисует человека подавленного, ничего не ждущего от жизни. Встреча Печорина с Максимом Максимычем подчёркивает пропасть между ними – между простым человеком и дворянином.Печорин ищет смерти. Не дорожит своей жизнью. Он на краю. С Максим Максимычем они разные, идут по разным дорогам. Максим Максимыч этого не понимает,он видит поступки и не понимает их мотивов ,а ведь понять означает простить.
Слайд 85
www.themegallery.com
Company Logo
«Да и какое мне дело до радостей
и бедствий человеческих…»
Каковы особенности жанра путевых записок?
Чем отличается от
них дневник?
Что такое «Журнал Печорина»?
Кто пишет предисловие к «Журналу»? Зачем?
Дневник –
литературное произведение
в форме ежедневных записей
(чаще всего с указанием
даты), современных
описываемым событиям.
Изначально предполагает
полную откровенность,
искренность мыслей,
чувств пишущего.
Слайд 86
www.themegallery.com
Company Logo
«Возьмите повесть Лермонтова « Тамань», - в
ней не найдешь слова, которое можно было бы выбросить
или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом; какой чудный язык…!»
Д.В. Григорович
Слайд 89
Первая страница повести «Тамань» в журнале «Отечественные записки»,
1840, т. 8, № 2, с. 144
Слайд 98
www.themegallery.com
Company Logo
Печорин –романтик?
Моя певунья
Огненный поцелуй
Сила юношеской страсти
Невольное
биение
сердца
Я доканчивал второй стакан чая
Эта комедия
начинала мне надоедать
В
сенях она
опрокинула чайник
Я схватил ее одной рукой
за косу, другой за горло
Слайд 99
www.themegallery.com
Company Logo
«Опрокинутый» романтизм Лермонтова
Лермонтов использует возвышенные слова,
романтический
стиль, его герои таинственны.
Но все это нужно ему для
того, чтобы показать
правду жизни.
Слайд 100
Выводы:
Черты Печорина, проявившиеся в повести:
Активность, стремление к действию
Влечение
к опасности
Настойчивость
Наблюдательность
Какие прекрасные свойства человека! Но Печорин не кажется
счастливым. Ни одно действие Печорина не имеет большой цели. Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Он жалеет, что нарушил жизнь «честных контрабандистов», и восклицает: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие».
Слайд 101
Выводы.
Печорин в столкновении с контрабандистами показывает себя человеком
действия.
Герой решителен и смел, но активность его оказывается беспредметной.
У
героя нет возможности предаться деятельности крупной, совершать поступки, для которых он чувствует в себе силы.
Печорин растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье.
Слайд 106
www.themegallery.com
«Водяное общество»
Пьют, но не воду…
Лечатся, но не от
болезней…
Шутят, но не от радости…
Любят, но..(продолжите мысль..)
Почему поединок
с
«водяным обществом»
неизбежен?
Слайд 109
Печорин и Грушницкий
Докажите, что Печорина злит то, что
Грушницкий «рядится» под Печорина.
Зачем Печорин «дразнит» Грушницкого?
На чьей стороне
ваши симпатии?
Слайд 112
Печорин и княжна Мери(история отношений)
-Мери отвергает его (не
судьба?);
-Печорин старается ее разозлить;
-Пари Грушницкого с Печориным;
-Бал в ресторации;
«Дело
сделано!»
Вначале Печорин видит в
Мери избалованную барышню,
играет с ней. Но
по мере пробуждения ее души,
отношения становятся иными.
Печорин жестоко судит себя.
Слайд 114
Каким мы видим Печорина в отношениях с Верой?
Чем
Вера не похожа на Мери?
Почему при воспоминании о Вере
сердце Печорина «билось сильнее обыкновенного»?
Куда спешит Печорин по дороге к Пятигорску? За Верой ли?
Объясните его слезы.
Слайд 116
«Не спится…»
16 июня.
Что делал Печорин в ночь перед
дуэлью?
Какова роль утреннего пейзажа?
Какие условия дуэли были нарушены Лермонтовым?
Почему?
Слайд 121
www.themegallery.com
Company Logo
«На краю пропасти…»
Цели Грушницкого:
Цели Печорина:
-устроить из дуэли
фарс;
-восстановить свою
человеческую ценность
-доказать, что он не
жалкий мальчик,
но
мужчина
-защитить честь княжны
Мери;
-воздействовать на совесть
Грушницкого;
-осмыслить происходящее (судьба –не судьба?)
Слайд 123
«Фаталист»
Фатум –судьба
Фатальный –предопределенный роком, судьбой
Фатализм – мистическая вера
в неотвратимость судьбы, в то, что в этом мире
все заранее якобы предопределено судьбой, роком
Фаталист –человек, проникнутый фатализмом, верящий в предопределение свыше
Слайд 124
«Что властвует нами?»
Все персонажи делятся
на верящих в
судьбу и
противящихся этой вере.
Вулич –фаталист?
Печорин –фаталист?
Максим Максимыч –фаталист?
Лермонтов –фаталист?
Слайд 126
«Что властвует нами?»
Чем необычен Вулич?
Почему Печорин называет его
«существом необыкновенным»?
Что странно Печорину в поведении Вулича?
Убедил ли случай
с Вуличем Печорина в том, что человек подчинен предопределению?
Слайд 128
www.themegallery.com
Company Logo
«Я вздумал испытать судьбу…»
Докажите, что фатализм Печорина
не слепой, а действенный.
Фатализм Печорина (и Лермонтова)
не укладывается
в формулу: «От
Своей судьбы не уйдешь».
У этого фатализма иная формула :
«Не покорюсь!»
Слайд 129
www.themegallery.com
Company Logo
Кризис веры Печорина
Нет альтруизму
(альтруизм -бескорыстное действие
во имя добра другому человеку)
Есть сомнение и нет традиции
Нет
морали
( мораль –правила, которые выработало
человечество)
Есть право каждого действовать по своей воле
Эгоцентризм
В центре мироздания «Я» человека
Слайд 130
www.themegallery.com
Company Logo
«Я бы хотел любить весь мир…»
Объясните грани
душевной трагедии Печорина, комментируя выделенные слова текста:
«В первой молодости
моей я был мечтателем.. Но что от этого мне осталось?.. одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли,.. Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко..»
Слайд 132
www.themegallery.com
Company Logo
Смелость, жажда неизведанного, воля
отличают Печорина
от
людей его поколения и позволяют
автору сочувственно следить
за его
судьбой и называть его Героем времени…
Слайд 133
Концепция «лишнего человека»
Кто виновен в судьбе Печорина? (несостоявшейся
судьбе)
Слайд 134
В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его
эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в
каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”.
М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.
Слайд 135
Индивидуализм, пожалуй, является главной причиной того, что Печорин
был «лишним человеком» в жизни. (Определение — нравственный принцип, ставящий
интересы отдельной личности выше интересов общества).
Печорин всю жизнь ищет тревог, бурь. Но он живёт в относительно спокойное время, когда ему негде себя проявить, нечем занять свою душу. И он мучается от этого.