Слайд 2
Цели:
Продолжение знакомства с творчеством И.С.Шмелева; способствовать обучению комментировать
художественный текст;
Способствовать активизации внимания учащихся на уроке, развитию навыков
групповой и индивидуальной работы, умению работать самостоятельно, развитию чувства прекрасного и любви к литературному наследию:
Способствовать развитию внимания, тщательности работы.
Слайд 4
Шмелев теперь — последний и единственный из русских
писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и
свободе русского языка.
Шмелев изо всех русских самый распрерусский, да еще и коренной, прирожденный москвич, с московским говором, с московской независимостью и свободой духа.
А. И. Куприн
(1873-1950)
Иван Сергеевич Шмелев
Слайд 5
Иван Сергеевич Шмелев родился в патриархальной купеческой семье,
воспитывался в атмосфере религиозности.
В 1895 году началась литературная
деятельность Шмелева – в 1897 году увидели свет очерки «На скалах Валаама». Иван Шмелев обращал особое внимание на национальную специфику русской жизни, ее глубинные устои, старинные традиции.
Писатель не принял Октябрьскую революцию 1917 года и в 1922 году выехал в эмиграцию. Жил в Берлине, потом в Париже. В эмиграции он пишет книги «Родное», «Богомолье» и «Лето Господне».
Слайд 6
В страшном для России 1918 году Иван Сергеевич
Шмелев создает одно из самых удивительных своих произведений –
повесть «Неупиваемая Чаша».
По воспоминаниям современников, Шмелев был человеком исключительной душевной чистоты, не способным ни на какой дурной поступок. Ему были присущи глубокое благородство натуры, доброта и сердечность.
О пережитых страданиях говорил облик Шмелева – худого человека с лицом аскета, «изборожденным глубокими морщинами, с большими серыми глазами, полными ласки и грусти».
Слайд 7
Иван Сергеевич Шмелев умер 24 июня 1950 г.
близ Парижа от сердечного приступа.
В 2000 г. по
инициативе русской общественности и при содействии Правительства России прах Ивана Сергеевича Шмелева и его супруги был перевезен в Москву и перезахоронен в некрополе Донского монастыря.
Слайд 8
«Настало время, когда мы можем воздать должное этому
прекрасному человеку, православному писателю и истинному русскому патриоту» -
слова Святейшего патриарха Алексия II.
Слайд 9
Повесть
«Неупиваемая чаша»
Есть у писателя Ивана Шмелёва удивительная
повесть «Неупиваемая чаша» о талантливом крепостном художнике Илье Шаронове.
Повесть эта о духовной радости, о преодолении греха светом.
Слайд 10
Проблемный вопрос:
Каков был свободный выбор "несвободного" талантливого
художника, крепостного Ильи Шаронова?
Слайд 11
История жизни Ильи Шаронова
Художник записывал события своей жизни
в «итальянскую тетрадь»
Слайд 12
Тяжелое детство.
Илье 7 лет.
Был Илья единственный сын
крепостного дворового человека, маляра Терешки, искусного в деле, и
тягловой Луши Тихой. Матери он не знал: померла она до году его жизни. Приняла его на уход тетка, убогая скотница Агафья Косая, и жил он на скотном дворе, с телятами, без всякого досмотра, - у божья глаза. Топтали его свиньи и лягали телята; бык раз поддел под рубаху рогом и метнул в крапиву, но божий глаз сохранял, и в детских годах Илья стал помогать отцу: растирал краски и даже наводил свиль орешную по фанерам.
Слайд 13
Жизнь в барском доме.
Илье 12 лет.
Еще в полном
барских унижений, полусиротском детстве Илья впервые познал благодатную силу
молитвы, которой его научила старушка монахиня и которую он пронес через всю жизнь: «Защити-оборони, Пречистая!».
Страдая от самодурства старого барина, к которому был вязят в казачки, мальчик идет за утешением в Высоко-Владычный монастырь.
Слайд 14
Радостно трудился в монастыре Илья.
« Мне и труда
нету, одна радость»…
Сам все нашептывал, напевал эту кроткую, радостную
песнь церкви, когда выписывал в слабом свете под куполом старого бога Саваофа, маленький и легкий.
Уже старый был он, с глазками лучиками, и, смотря на него, думал Илья, что такие были старенькие угодники – Сергий и Савва, особо почитаемые Арефием.
Слайд 15
Илья, обучаясь мастерству иконописца в монастыре, получает после
молитвы видение…
С этого утра положил Илья на сердце своем
–
служить Богу.
Слайд 16
Тут можно было бы смутиться: видение это
– не духовная ли прелесть? Ясно то, что путь
Ильи Шаронова –
не вполне каноничен, хоть и говорят про него обучавшие его мастера «да это же другой Рублев будет», хоть и считают монахини, что «благодать Божия на нем».
Но нет, не прелесть, если понять, что цель автора – не канонизация им созданного образа, а повесть о человеке с Богом в сердце.
Слайд 17
Новые имена узнал и полюбил Илья: Леонардо и
Микеланджело; Тициана и Рубенса; Рафаэля и Тинторетто…
Камни старые
узнал и полюбил Илья, и приросли они к его молодому сердцу.
Год учился он в городе Дрездене, у русского рисовальщика Ивана Михайловича.
— Помни, Илья: народ породил тебя — народу и послужить должен.
Сердце свое слушай.
В Италии Илья познал «взлет души и взмах вольных крыльев и неиспиваемую сладость жизни».
Слайд 18
Помнил Илья тихие яблочные сады по весне, милую
калину, как снегом заметанные черемухи и убранные ягодами раскидистые
рябины. Помнил синие колокольчики на лесных полянах, восковые свечки ладанной любки, малиновые глазки звездочки липкой смолянки и пушистые георгины, которыми убирают Животворящий Крест. И снеговые сугробы помнил, вьюжные пути и ледяные навесы в соснах. Помнил гул осенних лесов, визг и скрип санный в полях и звонкий и гулкий, как колокол, голос мороза в бревнах. Весенние грозы в светлых полях и ласковую. милую с детства радугу.
Но еще больше тянула душа на Родину.
Слайд 19
Илья на Родине.
Илья расписал церковь в Ляпунове.
В
цветах и винограде глядели со стен кроткие: Алексей —
человек божий и убогий Лазарь. Сторожили оружием — Михаил Архангел с мечом, Георгий с копьем и со щитом благоверный Александр Невский. Водружали Крест Веры и письмена давали слепым Кирилл и Мефодий. Вдохновенно читали Писание Иван Златоуст, Григорий Богослов и Василий Великий. Глядели и звали лаской Сергий и Савва. А грозный Илья мужицкий, на высоте, молниями гремел в тучах. Шли под широким куполом к лучезарному престолу господа святые мученики, мужи и жены, — многое множество, — ступали по белым лилиям, под золотым виноградом…
Шли в цепях сильные мира — к Смерти, а со светильниками свечами, под золотым виноградом, радостно грядущие в Жизнь Вечную.
Смотрел Илья, и еще больше радовалась душа его. И не было полной радости. Знал сокровенно он: нет живого огня, что сладостно опаляет и возносит душу. Перебирал всю работу — и не мог вспомнить, чтобы полыхало сердце.
Слайд 20
Написал Илья два портрета: один Анастасии Ляпуновой в
образе земной женщины, другой - в образе Девы Пречистой
с нимбом на голове.
Принял монастырь икону, названную «Неупиваемая чаша», и обладала она чудотворной силой - исцеляла больных и убогих. Сбылось напутствие русского рисовальщика Ивана Михайлова: "Помни, Илья: народ породил тебя - народу и послужить должен!"
Слайд 21
И каждый из нас выбирает свой путь... Каков
твой свободный выбор?
?