Слайд 2
определить степень новаторства писателя в изображении «маленького человека»
на примере романа «Бедные люди»;
развивать исследовательскую культуру ;
воспитать уважение
к человеческой личности;
привить читательский интерес
к творчеству писателя.
Цели урока:
Слайд 3
Задачи урока:
Выяснить, как заглавие романа раскрывает новый аспект
в ее звучании?
Решить, почему автор выбрал эпистолярный жанр?
Вычленить
тематические черты «маленького человека», присущие образу Макара Девушкина.
Слайд 4
"...быть человеком
между людьми и
остаться им навсегда..."
(Ф.М.Достоевский)
Сострадание есть главнейший и,
может быть, единственный закон
бытия всего человечества.
Ф.М. Достоевский
Слайд 5
«Человек есть тайна . Ее надо разгадать, и
ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что
потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…»
Ф. М.Достоевский.
Слайд 7
« И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства;
но Гоголь – поэт по преимуществу социальный;
г. Достоевский – по преимуществу психологический.
Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга;
для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума».
В.Н. Майков. Литературная критика.
Российский литературный критик и публицист.
(1823-1847)
Слайд 8
Появление в свет романа “Бедные люди”
Май 1845 года.
4 часа утра. Светлая петербургская ночь. В комнату Достоевского
врываются Григорович и Некрасов, бросаются к нему начинают обнимать. Оба в совершенном восторге. Оказывается, всю ночь они читали вслух рукопись его романа «Бедные люди».В тот же день Некрасов передал рукопись Белинскому со словами :Новый Гоголь явился!» Когда же Некрасов опять зашел к нему вечером, критик в сильном волнении воскликнул: «Приведите, приведите его скорее!» Белинский встретил Достоевского приветливо, долго с ним беседовал. На прощание критик сказал: «Вам правда открыта и возвещена как художнику… Цените же ваш дар и оставайтесь верным, и будете великим писателем».Белинский не ошибся: Достоевский действительно оказался гением, он вывел русскую литературу на мировой уровень.
Слайд 9
«Да вы понимаете ль сами-то, что это вы
такое написали?»
В.Г. Белинский
«Это была самая восхитительная минута в моей жизни»
Ф. М. Достоевский
В.Г. Белинский
Ф. М. Достоевский
Слайд 10
«Честь и слава молодому поэту, муза которого любит
людей на чердаках и в подвалах и говорит о
них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»
В. Г. Белинский.
Слайд 12
Тройка. Ученики-мастеровые везут воду, 1866, Третьяковская галерея
Слайд 13
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, 1862, Третьяковская галерея,
Москва
Перов
Василий Григорьевич
Слайд 16
Задачи урока:
Выяснить, как заглавие романа раскрывает новый аспект
в ее звучании?
Решить, почему автор выбрал эпистолярный жанр?
Вычленить
тематические черты «маленького человека», присущие образу Макара Девушкина.
Слайд 18
«Станционный смотритель»
Название указывает на социальное
положение главного героя.
«Шинель»
Шинель – предмет поклонения Башмачкина, обретения смысла
существования, способ самоутверждения.
«Бедные люди»
Название во множественном числе, чтобы показать типичность судеб героев. Достоевский делает акцент на слове «люди», показывая не только нищету персонажей, но и их мечты, планы на изменение жизни, заботу о ближнем, чувство достоинства.
Слайд 19
Самсон Вырин
«Станционный смотритель»
Акакий Акакиевич
Башмачкин
«Шинель»
Слайд 20
Почему автор выбрал эпистолярный жанр?
Словарная работа.
Эпистолярный (лат.
Еpistola из гр. epistolё – письмо, послание). Написанный в
форме писем.
Адресат – лицо, которому адресовано любое почтовое отправление.
Адресант – лицо, посылающее почтовое отправление.
Слайд 21
Эпистолярный роман
- это роман в эпистолярной форме и
одновременно роман с эпистолярным сюжетом. История о переписке героев
рассказана в форме писем. Каждое из писем в составе романного целого одновременно является и "настоящим" письмом (для героев), и художественной формой (для автора).
Слайд 22
Эпистолярный роман -
роман в письмах, основной конфликт
в котором обнаруживается не в сфере отношений человека в
мире, а внутри самой личности.
Слайд 23
Почему автор выбрал эпистолярный жанр?
Достоевский написал роман
в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть
сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского: главное в «маленьком человеке» – это его натура.
Для бедного человека основа жизни - это честь и уважение, но герои романа «Бедные люди» знают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши».
Эпистолярная форма подчеркивала значимость «нового слова», которое Девушкин сам говорит. Упорная борьба героя за обретение собственного слога - это неловкие, косноязычные попытки доказать, «что он тоже человек,…сердцем и мыслями… человек».
Слайд 24
«Бедные люди».
Макар Девушкин.
Макар Девушкин
был первым откровением "великой идеи" Достоевского — идеи "восстановления
человека", духовного воскрешения забитых и бедных людей, униженных и оскорбленных.
Художник П. Боклевский
Слайд 25
Варенька Добросёлова.
Достоевский дал ей имя
своей любимой сестры, бывшей на год моложе его и
тесно связанной с ним и старшим братом Михаилом дружбой и общими детскими переживаниями и воспоминаниями. Ах, что-то будет со мною, какова-то будет моя судьба! Тяжело то, что я в такой неизвестности, что я не имею будущности, что я и предугадывать не могу о том, что со мной станется. Назад и посмотреть страшно. Там всё такое горе, что сердце пополам рвется при одном воспоминании. Век буду я плакаться на злых людей, меня погубивших!
Художник П. Боклевский
Слайд 26
«…Книжку вашу, полученную 6-го сего месяца, спешу
возвратить вам и вместе с тем спешу в сем
письме моем объясниться с вами. Позвольте, маточка: всякое состояние определено всевышним на долю человеческую. Тому определено быть в генеральских эполетах, этому служить титулярным советником; такому-то повелевать, а такому-то безропотно и в страхе повиноваться…»
«Да и сколько между нами ходит Самсонов Выриных, таких же горемык сердечных!.. Я сам это видал- это вот все около меня живет. Вот хоть бы и наш бедный чиновник, - ведь он, может быть, и такой же Самсон Вырин, только у него другая фамилия, Горшков…» (1 июля)
Слайд 27
«Двойники» Девушкина
Чиновник Горшков.
Покровский Захар Прокофьевич.
Студент Покровский Петр.
Тереза
Емельян
Иванович
Федора- служанка и помощница Вареньки.
«Бедные
люди».
Старик Покровский бежит за гробом своего сына.
Художник Н. Каразин. Начало 1890-х
Слайд 29
«Не понимают, как можно писать таким слогом. Во
всем они привыкли видеть рожу сочинителя, я же моей
не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет»
Ф.М. Достоевский.
Слайд 30
«Любезный брат.
Ты, верно, заждался письма моего, любезный брат.
Но меня задерживала неустойчивость моего положения. Я никак не
могу заниматься вполне чем бы то ни было, когда перед глазами одна неизвестность и нерешительность. Но так как я и до сих пор ничего не сделал хорошего по части моих собственных обстоятельств, то все равно пишу; ибо давно бы было нужно писать.
Я получил от москвичей 500 рублей серебром. Но у меня столько было долгов, старых и вновь накопившихся, что на печать недостало. Это бы еще ничего. Можно было бы задолжать в типографии или уплатить не все из домашних долгов, но роман еще не был готов. Кончил я его совершенно чуть ли еще не в ноябре месяце, но в декабре вздумал его весь переделать; переделал и переписал, но в феврале начал опять снова обчищать, обглаживать, вставлять и выпускать.
Из писем брату.
Слайд 31
Около половины марта я был готов и доволен.
Но тут другая история: цензора не берут менее чем
на месяц. Раньше отцензуровать нельзя. Они-де работой завалены. Я взял назад рукопись, не зная, на что решиться. Ибо кроме четырехнедельного цензурования печать съест тоже недели три. Выйдет к маю месяцу. Поздно будет! Тут меня начали толкать и направо и налево, чтобы отдать мое дело в «Отечественные записки». Да пустяки. Отдашь да не рад будешь. Во – первых, и не прочтут, а если прочтут, так через полгода. Там рукописей довольно и без этой. Напечатают, денег не дадут. Это какая – то олигархия. А на что мне тут слава, когда я пишу из хлеба? Я решился на отчаянный скачок: ждать, войти, пожалуй, опять в долги и к 1 сентября, когда все переселятся в Петербург и будут, как гончие собаки, искать носом чего – нибудь новенького, тиснуть на последние крохи, которых, может быть, и недостанет, мой роман. Отдавать вещь в журнал значит идти под ярем не только главного метрдотеля, но даже всех чумичек и поваренков, гнездящихся в гнездах, откуда распространяется просвещение. Диктаторов не один: их штук двадцать. Напечатать самому значит пробиться вперед грудью и если вещь хорошая, то она не только не пропадет, но и окупит меня от долговой кабалы и даст мне есть » 24 марта 1845 года Петербург из
письма Ф.М. Достоевского брату М.М.
Слайд 32
У меня кусок хлеба есть свой; правда, простой
кусок хлеба, подчас даже черствый; но он есть, трудами
добытый, законно и безукоризненно употребляемый. Ну что ж делать! Я ведь и сам знаю, что я немного делаю тем, что переписываю; да все-таки я этим горжусь: я работаю, я пот проливаю. Ну что ж тут в самом деле такого, что переписываю! Что, грех переписывать, что ли? "Он, дескать, переписывает!" "Эта, дескать, крыса чиновник переписывает!" Да что же тут бесчестного такого? … Ну, слогу нет, ведь я это сам знаю, что нет его, проклятого; вот потому-то я и службой не взял, и даже вот к вам теперь, родная моя, пишу спроста, без затей и так, как мне мысль на сердце ложится... Я это всё знаю; да, однако же, если бы все сочинять стали, так кто же бы стал переписывать? Я вот какой вопрос делаю и вас прошу отвечать на него, маточка. Ну, так я и сознаю теперь, что я нужен, что я необходим и что нечего вздором человека с толку сбивать. Ну, пожалуй, пусть крыса, коли сходство нашли! Да крыса-то эта нужна, да крыса-то пользу приносит, да за крысу-то эту держатся, да крысе-то этой награждение выходит, -- вот она крыса какая! Впрочем, довольно об этой материи, родная моя; я ведь и не о том хотел говорить, да так, погорячился немного. Все-таки приятно от времени до времени себе справедливость воздать. Прощайте, родная моя, голубчик мой, утешительница вы моя добренькая! Зайду, непременно к вам зайду, проведаю вас, моя ясочка. А вы не скучайте покамест. Книжку вам принесу. Ну, прощайте же, Варенька.
Ваш сердечный доброжелатель Макар Девушкин. Июня 20.
Слайд 33
«В гоголевском мире автор «Бедных людей» произвел «коперниковский
переворот», сделав предметом изображения не действительность героя, а его
самосознание как действительность второго порядка»
М.М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского.
русский философ и русский мыслитель
М.М. Бахтин (1895-1975)
Слайд 34
Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит
так много и с такими тональными вибрациями.»
В.В. Виноградов.
В.В. Виноградов. (1895-1969)
русский литературовед и лингвист-русист,
академик АН СССР
Слайд 35
Макар Девушкин ощущает себя благодетелем.
Это и философ,
рассуждающий о законах жизни;
это и мечтатель, представляющий Вареньку
в карете;
это раздавленный и униженный человек, обвиняющий других в жестокости.
Перед нами человек Достоевского, раскрывающийся с разных сторон.
Выпишите слова, с которыми у вас ассоциируется слово благодетель (ассоциативный ряд).
Слайд 36
Благодетель – тот, кто оказывает кому-либо покровительство, помощь,
услугу.
Слайд 37
Августа 1
Он, бедный-то человек, он взыскателен; он и
на свет-то божий иначе смотрит, и на каждого прохожего
косо глядит, да вокруг себя смущенным взором поводит, да прислушивается к каждому слову, -- дескать, не про него ли там что говорят? Что вот, дескать, что же он такой неказистый? что бы он такое именно чувствовал? что вот, например, каков он будет с этого боку, каков будет с того боку? И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там ни пиши! они-то, пачкуны-то эти, что уж там ни пиши! -- всё будет в бедном человеке так, как и было. А отчего же так и будет по-прежнему? А оттого, что уж у бедного человека, по-ихнему, всё наизнанку должно быть; что уж у него ничего не должно быть заветного, там амбиции какой-нибудь ни-ни-ни!
Слайд 38
На Гороховой.
А по-моему, родная моя, вот
тот шарманщик, которого я сегодня в Гороховой встретил, скорее
к себе почтение внушит, чем они. Он хоть целый день ходит да мается, ждет залежалого, негодного гроша на пропитание, да зато он сам себе господин, сам себя кормит. Он милостыни просить не хочет; зато он для удовольствия людского трудится, как заведенная машина, -вот, дескать, чем могу, принесу удовольствие. Нищий, нищий он, правда, всё тот же нищий; но зато благородный нищий; он устал, он прозяб, но всё трудится, хоть по-своему, а все-таки трудится. И много есть честных людей, маточка, которые хоть немного зарабатывают по мере и полезности труда своего, но никому не кланяются, ни у кого хлеба не просят. Вот и я точно так же, как и этот шарманщик, то есть я не то, вовсе не так, как он, но в своем смысле, в благородном-то, в дворянском-то отношении точно так же, как и он, по мере сил тружусь, чем могу, дескать. Большего нет от меня; ну, да на нет и суда нет.
Я к тому про шарманщика этого заговорил, маточка, что случилось мне бедность свою вдвойне испытать сегодня…
Слайд 39
Последнее письмо (без даты)
Ах, господи, господи! Так вы
это непременно в степь с господином Быковым уезжаете, безвозвратно
уезжаете! Ах, маточка!.. Нет, вы мне еще напишите, еще мне письмецо напишите обо всем, и когда уедете, так и оттуда письмо напишите. А то ведь, ангел небесный мой, это будет последнее письмо; а ведь никак не может так быть, чтобы письмо это было последнее. Ведь вот как же, так вдруг, именно, непременно последнее! Да нет же, я буду писать, да и вы-то пишите... А то у меня и слог теперь формируется... Ах, родная моя, что слог! Ведь вот я теперь и не знаю, что это я пишу, никак не знаю, ничего не знаю, и не перечитываю, и слогу не выправляю, а пишу только бы писать, только бы вам написать побольше... Голубчик мой, родная моя, маточка вы моя!
Слайд 40
Тематические черты
«маленького человека»
в образе Макара Девушкина
1.
Низкое, бедственное, подчиненное социальное положение.
2. Страдание от сознания своей
слабости и ошибок.
3. Острота жизненных переживаний.
4. Осознание себя «маленьким человеком» и стремление утвердить свое право на жизнь.
Но! Появляются новые черты «маленького
человека.
Слайд 41
Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека »
Его герой
окружен «двойниками».
Он не изолирован от общения с людьми: мир
«маленького человека» разрастается.
Девушкин не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему.
Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта: он мечтает о любви и литературном успехе.
Достоевский показывает «маленького человека» как личность более глубокую, чем Самсон Вырин и Акакий Акакиевич.
Достоевский подводит нас к мысли о том, что «маленькие люди» — личности в полном смысле слова, и их личностное чувство намного больше, чем у людей с положением в обществе.
«Маленький человек» более раним, для него страшно то, что другие могут не увидеть в нем богатую духовно личность.
Слайд 42
« И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства;
но Гоголь – поэт по преимуществу социальный;
г. Достоевский – по преимуществу психологический.
Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга;
для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума».
В.Н. Майков. Литературная критика.
Российский литературный критик и публицист.
(1823-1847)
Слайд 44
Итак, простимся теперь навсегда, друг мой, голубчик мой,
родной мой, навсегда!.. Ох, как бы я теперь обняла
вас! Прощайте, мой друг, прощайте, прощайте. Живите счастливо; будьте здоровы. Моя молитва будет вечно об вас. О! Как мне грустно, как давит всю мою душу! Господин Быков зовет меня. Вас вечно любящая Варя. Слезы теснят меня, рвут меня. Прощайте. Боже! как грустно! Помните, помните вашу бедную Вареньку!
Слайд 45
Варенька!
Ах, господи,
господи! Так вы безвозвратно уезжаете! Ах, маточка!.. Нет, вы
мне еще напишите, еще мне письмецо напишите обо всем, и когда уедете. так и оттуда письмо напишите. А то ведь, ангел небесный мой, это будет последнее письмо; а ведь никак не может так быть, чтобы письмо это было последнее. Да нет же. я буду писать, да и вы-то пишите... Голубчик мой, родная моя, маточка вы моя!
Слайд 46
Ф.М.Достоевский желал лучше жизни для чистого, доброго,бескорыстного, благородного,
душевного, честного, мыслящего, чувствительного, рассуждающего, духовно возвышенного и пытающегося
протестовать против несправедливости; но бедного, практически беззащитного,«униженного и оскорбленного» «маленького человека».
Ф.М. Достоевский.
Фото 1880
Слайд 47
Рано утром 28 января 1881г. Ф.М. разбудил жену
со словами: "Знаешь, Аня, я уже часа три как
не сплю и все думаю, и только теперь осознал, что я сегодня умру", - просил прочесть Евангелие, то самое, подаренное Натальей Дмитриевной Фонвизиной в Тобольске, открылась третья глава от Матфея… И вспомнилось ему, как познакомился он с Анной Григорьевной.
Достоевский позвал детей и "говорил с ними о том, как они должны жить после него, как должны любить мать, любить честность и труд, любить бедных и помогать им". Вечером того же дня его не стало.
Слайд 48
Похороны Достоевского.
Художник В. Порфирьев. 1881
Слайд 49
Надгробие на могиле Достоевского. Санкт-Петербург, Александро-Невская лавра