Слайд 2
Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени
О чем говорит
название рассказа?
От чьего лица ведется повествование? Почему?
Слайд 3
Время действия
Послевоенные годы – карточная система снабжения продуктами,
обязательные для населения государственные заёмы, тяготы колхозного труда;
Место действия
– Сибирь – родина писателя, глухая сибирская деревушка, садов нет, т.к. деревья зимой вымерзают.
Слайд 4
В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь?
Слайд 6
Постоянные голод, страдания от одиночества, разлуки с домом,
матерью, острое переживание несправедливости, горечь обмана. Жизнь преподносит Володе
жестокие уроки и ставит перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить мать. Горькие мысли о маме и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть.
Слайд 7
Художественные приемы
В портретных описаниях автор использует прием антитезы
(противопоставление):
Образ Лидии Михайловны:
«…Она сидела передо мной аккуратная, вся умная
и
красивая, красивая и в одежде, и в своей женской
молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня
доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.»
Слайд 8
Образ Володи:
«…Посмотреть, конечно, было на что: перед ней
крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом,
неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки. Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги.»
Слайд 9
Чирки
мн. местн.
Обувь, сшитая из одного куска кожи.
Обувь с
невысоким голенищем.
Слайд 10
Почему Володя не принял посылку с продуктами?
Когда я
бочком влез с посылкой в дверь, Лидия Михайловна приняла
вид, что ничего не понимает. Она смотрела на ящик, который я поставил перед ней на пол, и удивленно спрашивала:
- Что это? Что такое ты принес? Зачем?
- Это вы сделали, - сказал я дрожащим, срывающимся голосом.
- Что я сделала? О чем ты?
- Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы.
Я заметил, что Лидия Михайловна покраснела и смутилась. Это был тот единственный, очевидно, случай, когда я не боялся смотреть ей прямо в глаза. Мне было наплевать, учительница она или моя троюродная тетка. Тут спрашивал я, а не она, и спрашивал не на французском, а на русском языке, без всяких артиклей. Пусть отвечает.
- Почему ты решил, что это я?
- Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.
- Как! Совсем не бывает?! - Она изумилась так искренне, что выдала себя с головой.
- Совсем не бывает. Знать надо было.
Лидия Михайловна вдруг засмеялась и попыталась меня обнять, но я отстранился. от нее.
- Действительно, надо было знать. Как же это я так?! - Она на минутку задумалась. - Но тут и догадаться трудно было - честное слово! Я же городской человек. Совсем, говоришь, не бывает? Что же у вас тогда бывает?
- Горох бывает. Редька бывает.
- Горох... редька... А у нас на Кубани яблоки бывают. Ох, сколько сейчас там яблок. Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда. - Лидия Михайловна вздохнула и покосилась на меня. - Не злись. Я же хотела как лучше. Кто знал, что можно попасться на макаронах? Ничего, теперь буду умнее. А макароны эти ты возьми...
Слайд 11
Гордость, чувство собственного достоинства, стойкость – это не
случайные черты поведения героя, а проявление ХАРАКТЕРА.
Слайд 12
Послесловие
«Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она
встретила меня после школы и проводила до дому.
—
Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь. — А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет.. . Тут виновата я.. .
Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка.. . в ней лежали макароны и три красных яблока.. . Раньше я видел только на картинке, но догадался, что это они» .
Слайд 13
Душевная щедрость, доброта, истинная любовь к детям, не
жалеть о случившимся – потерять работу, ободрить, помочь –
вот главное для Лидии Михайловны. Это делает её похожей с главным героем, чувство собственного достоинства сближает их.
Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто её принимает. Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила. Добро возвращается добром.