Слайд 2
Фонетические законы (звуковые законы)
законы функционирования и развития звуковой
материи языка, управляющие, как устойчивым сохранением, так и регулярным
изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.
Так как звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут, во–первых, влиять друг на друга, особенно соседние, когда рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего, и, во–вторых, испытывать влияние общих условий произношения (влияние начала и конца слова, характера слога, положения под ударением или в безударном слоге).
Слайд 3
Позиционные изменения
Влияние общих условий произношения вызывает
позиционные изменения – изменение фонем обусловлено их отношением к
ударению, а также их позицией в абсолютном начале или в абсолютном конце слова, т.е. исключительно их позицией и не зависит от влияния других звуков.
Ударение– это выделение из группы слогов одного слога. Это в разных языках достигается различными средствами:
силой или интенсивностью артикуляции – это динамическое ударение (иначе: силовое, его также часто называют экспираторным)
Ležák [leZa:k] – «лежебока»
Enfant [ɑ̃:fɑ̃] – «ребенок»
Слайд 4
долготой произношения – это квантитативное ударение (иначе: количественное
или долгóтное)
движением голосового тона (восходящего, нисходящего или комбинированного) на
фоне нейтрального тона прочих слогов – это тоновое ударение (иначе: мелодическое, музыкальное)
«край» (端 хаси)
«палочки для еды» (箸 ха↓си)
«мост» (橋 хаси↓)
Слайд 5
Редукция
– это ослабление и изменение звучания безударных слогов
и прежде всего слоговых звуков этих слогов
Количественная редукция -
это уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге.
Количественно редуцируются гласные [и], [ы], [у]:
[сын – сыны´ – сынΛв'j'а´]
[су´днъ – суда´ – судΛво´й']
Качественная редукция - это ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге.
воды [воды] – вода [вΛда] – водовоз [вƏдΛвос]
Слайд 6
Комбинаторные изменения
– изменения фонем под влиянием соседних (или
несоседних) фонем. Большинство таких изменений можно объяснить удобством произношения.(
Осуществляются в фонетических процессах аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, диэрезы, эпентезы, гаплологии и др.)
Слайд 7
Аккомодация
— (от лат. accomodatio «приспособление») – фонетический процесс, при котором
взаимодействуют разнотипные звуки – гласные и согласные.
прогрессивная аккомодáция
- экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего. после мягких согласных гласные а, о, у, э становятся более передними:
[а], [о], [у], [э]
рад – ряд, ток – тек, лук – люк, нэт – нет
регрессивная аккомодáция - рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего
[и]
мил – мыл, лик – лык, игры – отыгран
цел – цель, бит – бить, пар – парь, кон – конь, дул – дуль
Слайд 8
Ассимиляция
— (от лат. assimilatio «уподобление») – фонетический процесс, в результате
которого взаимодействующие звуки сближаются полностью или частично. . Возникают между
звуками того же рода (у гласных с гласными, у согласных с согласными)
Контактная (от лат. contactus «соприкосновение») – взаимодействие двух рядом стоящих звуков: ножка [шк]; и дистактная (от лат. dis «раз» и tangere, tactum «касаться») – взаимодействие несоседних звуков, разделенных другими звуками.
Полная – два разных звука превращаются в два одинаковых, которые обычно сливаются и произносятся как один долгий звук (например, отдать [дд]. При полной ассимиляции уподобление происходит по всем признакам, свойственным взаимодействующим звукам (по глухости – звонкости, твердости – мягкости, по типу артикуляции и т.д.). Неполная ассимиляция – два разных звука остаются разными, но сближаются между собой по какому-либо признаку, например, слово сдоба [зд]: происходит уподобление согласных по звонкости, в остальном эти звуки остаются различными.
Прогрессивная (от лат. progressus «движение вперед») – влияние предыдущего звука на последующий (Ванькя) и регрессивная (латинская приставка указывает на противоположность действия) – влияние последующего звука на предыдущий, например, косьба [зьб].
Слайд 9
Сингармонизм
Разновидностью прогрессивной ассимиляции является сингармонизм (от греч. syn «вместе» и harmonia«связь», «созвучие») — уподобление гласных
(иногда согласных) в рамках одного слова по одному или
нескольким фонетическим признакам, таким, как ряд, подъём (открытость) или огубленность. Явление присуще главным образом агглютинативным языкам. Сингармонизм по ряду и огубленности характерен для большинства тюркских языков. В западных языках финно-угорской группы действует закон гармонии гласных по ряду образования звуков (передний или задний). Для тибетского языка характерен сингармонизм по подъёму.
турецк. oda – комната, odalar – комнаты; ev – дом, evler – дома.
в венгерском языке: leves — суп, levesek — супы; saldto — салат, saldtdk — салаты.
Слайд 10
Диссимиляция
– (от лат. dissimilatio«расподобление») – фонетическое изменение, когда
из двух одинаковых или двух похожих звуков образуются или
разные или менее похожие звуки.
Диссимиляция возникает между звуками одного типа — гласными (вокалическая диссимиляция) либо согласными (консонантическая диссимиляция) — и обычно направлена на облегчение произношения.
Возможна диссимиляция смежных звуков (контактная диссимиляция) и звуков, разделённых другими звуками (дистактная, например диссимиляция плавных [р], [л] в истории русского литературного языка: «велблюд > верблюд», «феврарь > февраль»).
Различаются прогрессивная диссимиляция (изменение звука под влиянием предшествующего: «прорубь» > прост. «пролубь») и регрессивная (изменение звука под влиянием последующего: «коридор» > прост. «колидор»). Диссимиляция характерна для ненормированной речи (диалекты, просторечие, детская речь) и в литературном языке встречается редко.
Диссимиляция противоположна ассимиляции, однако иногда оба эти вида фонетических изменений происходят одновременно. Например, «мягкий» произносится как [м’äх’к’ьi̯] в результате полной регрессивной ассимиляции по голосу ([гк’] > [кк’]), регрессивной диссимиляции по способу образования ([кк’] > [хк’]) и регрессивной ассимиляции по мягкости ([хк’] > [х’к’]).
Слайд 11
Прочие фонетические процессы
1. Диэрeзы (или выкидки) чаще всего
имеют ассимилятивную основу, например устранение йота между гласными, которые
стремятся уподобиться друг другу и слиться в один звук: бывает (основа [бываj-] и окончание [-от] в северновеликорусских диалектах) с переходом в бываат и далее [быва:т]; или выкидка мгновенных согласных [т], [д] между двумя длительными, например честный, праздный, счастливый; или же устранение тех же [т], [д] в группах стк, здк: повестка, поездка.
Но бывают выкидки и на диссимилятивной основе, таковы случаи произношения [шт], [шн] вместо чт, чн, например что [што], скучно [скушнΛ] и т. п.
Особенно ярко это проявляется в гаплологии, когда выкидке подвергается один из двух одинаковых или подобных слогов, например знаменосец (вместо знаменоносец), близорукий (из близоркий вместо близозоркий), минералогия (вместо минералология), трагикомедия (вместо трагикокомедия), и т. п.
Слайд 12
2. Эпентезы (или вставки), наоборот, чаще всего имеют
диссимилятивную основу (например, вставка согласных), чаще всего [в] или
[j] между гласными в случае непосредственного соседства двух гласных, в просторечии: Ларивон, Родивон, Левонтий, а также радиво, какаво (детская речь, просторечие); йотовая эпентеза типична в иноязычных словах на–ia: Italia, India, Persia как: Италия, Индия, Персия (т. е. с–ия [-иja] на конце); в просторечии эта эпентеза постоянна, ср. скорпиен, шпиен, фиялка, и т. п.
В области согласных частый случай – вставка мгновенного звука между двумя соседними длительными, в просторечии ндрав, страм вместо нрав, срам.
3. Протезы (или надставки) являются собственно разновидностью эпентез, только протезы не вставляются в середину слова, а приставляются спереди, к началу слова. В качестве протетических согласных бывают опять же [в], [j], которыми «прикрываются» начальные гласные слова: вострый, восемь (вместо острый, осемь); ето [jэто] (вместо это) и т. п.
В качестве протетических гласных в русском языке известно и, например в южнорусских диалектах ишла вместо шла, Ильгов вместо Льгов, Ильвовна вместо Львовна, и здесь разгружает группу начальных согласных. Это явление очень типично для тюркских языков, где не допускается скопление согласных в начале слова, например ыштаны вместо штаны, ыстакан вместо стакан и т. п.