Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Изобразительно-выразительные средства языка (10 класс)

Содержание

Изобразительные средства выразительности языка - это художественно-речевые явления, которые создают словесную образность повествования: тропы, различные формы инструментовки и ритмико-интонационной организации текста, фигуры.Тропы – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. Тропы основаны
Антоновская О.Ф.10 классИзобразительно-выразительные средства языка Изобразительные средства выразительности языка - это художественно-речевые явления, которые создают словесную образность ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА -звуки речи,словесное ударение, -ритм и рифма. Изучением стилистической функции этих Благозвучие речиРечь должна быть благозвучной, т. е. удобопроизносимой и приятной для слуха, Употребление музыкальных звуков, которые по отношению к немузыкальным шумным глухим составляют 74,5 Обычно сочетания из двух согласных находятся в начале или в середине слова, В русской речи благозвучие поддерживается и другими способами:- не произносится один из Звукописьсоответствие фонетического состава фразы изображаемому явлению виды звукописи Звуковые повторы аллитерация, т. е. повторение одинаковых или сходных согласных, например: ^ Полночной порою анафора — повторение одних и тех же начальных сочетаний звуков, например: ^ Грозой снесенные Звукоподражаниеиспользование слов определенного звучания для создания слуховых впечатлений — шороха, цоканья, бренчанья, Ономатопеи и звукообразные слова слова, которые своим звучанием напоминают обозначаемые ими процессы. Подбор лексики, созвучной с ведущим словом текста, создает звукообразы. Так, в стихотворении Звуковой выразительности речи помогают словесное ударение и интонация . Средством выражения синтаксических ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА Тропы Троп — это слово, словосочетание или предложение, употребленное в переносном значении Сравнениевид тропа, в котором один предмет поясняется путем сопоставления его с другим Сравнение выражается различными средствами, а именно: - сравнительным оборотом или придаточным предложе­нием, лексическими средствами — с помощью слов похожий, подобный, напоминает и др., например: Листья клена, именным сказуемым, например: Прелестная бездна: бездна — восторг (В. Маяковский.); Люди — лодки, хотя и на суше (В. Маяковский.); Эпитет вид тропа, образно определяющий предмет или действие.В основе эпитета обычно лежит Эпитеты выполняют стилистическую функцию усиления, уточнения или противопоставления, например: черная тоска, зеркальная гладь; Эпитетом может быть также качественное наречие на -о и деепричастие (обстоятельство), существительное в родительном Значение: выразительное художественное определение предмета или явления, подчеркивающее какой- либо из его существенных Метафоравид тропа, в котором слово или оборот речи употребляются в переносном значении Сближение предметов или явлений происходит по различным признакам, а именно:  по по расположению к чему-либо: подошва горы — ср.: подошва сапога; хвост кометы — ср.: хвост животного; рукав В роли метафоры могут выступать различные части речи: глаголы, существительные, прилагательные; напри­мер: поет МЕТАФОРАЗначение: перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства. Предмет сравнения только подразумевается Метонимияперенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности.Связь может СРАВНЕНИЕ  Значение: сопоставление одного предмета с другим. В отличие от метафоры есть Метонимиявид тропа, состоящий в переносе названия одного явления действительности на другое на между предметом и обладателем этого предмета, например: ^ Вбегает юнкер: «Драться глупо!» Тринадцать визгов: — Сдаваться! - между действием или его результатом и орудием, этого действия, например: ^ И пишет - между объектом знания и отраслью знания, например: лексика — словарный состав и лексика — наука о словарном составе. Значение: перенос названия одного предмета на другой на основании их смежности. Если при ПЕРИФРАЗ(А) ( РАЗВЕРНУТАЯ МЕТОНИМИЯ ). Значение: описательное выражение, употребленное вместо того или иного Синекдохаодин из тропов, разновидность метонимии, основанная на переносе значения с одного явления - определенного числа вместо неопределенного, например: Ослы! Сто раз вам повторять? Принять его, Гипербола        Литотатроп, образное выражение, преувеличивающее Ирония           Сарказмтроп, Аллегориятроп, иносказательно выражаю­щий отвлеченные понятия в конкретных художественных образах.в народном творчестве носителями Олицетворениевид тропа, в котором неодушевленные предметы и отвлеченные понятия наделяются свойствами человека Значение: одушевление неживого предмета, наделение его человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью.  ^ Пример: О Гротеск сочетание контрастного, фантастического с реальным. Широко используется в сатирических целях. (п) Стилистическиефигуры РИТОРИЧЕСКИЕ и СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – способ группировки слов, усиливающий эмоциональное воздействие текста. К РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ, ОБРАЩЕНИЕ ( Стилистические фигуры ) Р. ВОПРОС не требует ПАРАЛЛЕЛИЗМ  (Композиционный прием) Значение: однородное синтаксическое построение двух (и более ) предложений. ГРАДАЦИЯ  (Стилистическая фигура)  Значение: расположение близких по значению слов в АНАФОРА ; ЭПИФОРА (Стилистические фигуры)Значение: Анафора – единоначатие; эпифора- повторение одинаковых слов в анафораЭпифора    повторение слов или фраз в начале смежных высказыванийЖди ЭЛЛИПСИС Значение: пропуск во фразе какого – либо слова, легко подразумевающегося   Пример: Не Параллелизм стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или строфГляжу Антитеза резкое противопоставление понятий, мыслей, образов1) Я царь – я раб, я ИНВЕРСИЯ (Риторическая фигура)Значение: необычный порядок слов.  Пример: Я памятник себе воздвиг нерукотворный… ОКСЮМОРОН (Риторическая фигура)  Значение: сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие Домашнее заданиеТЕОРИЯ + примеры из текстов с указанием источника, желательно не из Интернета.
Слайды презентации

Слайд 2 Изобразительные средства выразительности языка - это художественно-речевые явления,

Изобразительные средства выразительности языка - это художественно-речевые явления, которые создают словесную

которые создают словесную образность повествования: тропы, различные формы инструментовки

и ритмико-интонационной организации текста, фигуры.

Тропы – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. Тропы основаны на внутреннем сближении, сопоставлении двух явлений, из которых одно поясняет другое.


Слайд 3 ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
-звуки речи,
словесное ударение,
-ритм и рифма.


Изучением

ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА -звуки речи,словесное ударение, -ритм и рифма. Изучением стилистической функции

стилистической функции этих средств занимается фоника. Фоникой называют также

звуковую организацию речи.

Слайд 4 Благозвучие речи
Речь должна быть благозвучной, т. е. удобопроизносимой

Благозвучие речиРечь должна быть благозвучной, т. е. удобопроизносимой и приятной для

и приятной для слуха, что достигается главным образом совершенным

сочетанием гласных и согласных звуков в тексте, а также преобладанием музыкальных («красивых») звуков. Музыкальными звуками считаются гласные, сонорные и большинство звонких согласных. Немузыкальными звуками являются шумные глухие, особенно шипящие [ш], [ч] и свистящие [с], [с'], а также звонкие шипящие и свистящие [ж], [з], [з'].

Слайд 5 Употребление музыкальных звуков, которые по отношению к немузыкальным

Употребление музыкальных звуков, которые по отношению к немузыкальным шумным глухим составляют

шумным глухим составляют 74,5 %, придает речи напевность, красоту

звучания. Так, в есенинской строке Снежная равнина, белая луна, саваном покрыта наша сторона легко произносятся сочетания звуков, короткие слова чередуются с длинными, интонация мелодичная, плавная. Все это создает благозвучие, или эвфонию.

Благозвучие может достигаться и сочетанием нескольких согласных. В русском языке такие сочетания чаще состоят из двух, иногда трех согласных, например: брод, драка, взрослый, строка. Такое сочетание согласных не противоречит законам эвфонии. Но сочетание четырех и более согласных на стыке двух слов нарушает благо­звучие речи, например: Министр встретился с учащимися; сердечность встреч.


Слайд 6 Обычно сочетания из двух согласных находятся в начале

Обычно сочетания из двух согласных находятся в начале или в середине

или в середине слова, например: снимок, стекло, бодрый. Такое расположение звуков

не нарушает благозвучия. Но скопление согласных звуков в конце слова затрудняет артикуляцию. Это встречается в кратких прилагательных и в форме родительного падежа множественного числа существительных, например: добр, затхл, кругл, черств; братств. Благозвучие восстанавливается, если между согласными появляется беглый гласный, например: блесна — блесен, прекрасный — прекрасен(ср.: блесн, прекрасн).

Слайд 7 В русской речи благозвучие поддерживается и другими способами:
-

В русской речи благозвучие поддерживается и другими способами:- не произносится один

не произносится один из согласных звуков, например: честно, поздно, здравствуй; -

используются предлоги со звуком о, например: ко мне, во всех, надо мною, обо мне, подо мною, со мною;

- произносятся слоговые сонорные, например: министер, вопель, болезень; - используются фонетические изменения в иноязычных словах, например: бивуак — бивак (стоянка войск под открытым небом для ночлега или отдыха), Иоан — Иван, Феодор — Федор.


Слайд 8 Звукопись
соответствие фонетического состава фразы изображаемому явлению
виды звукописи

Звукописьсоответствие фонетического состава фразы изображаемому явлению виды звукописи

Слайд 9 Звуковые повторы
аллитерация, т. е. повторение одинаковых или

Звуковые повторы аллитерация, т. е. повторение одинаковых или сходных согласных, например: ^ Полночной

сходных согласных, например: ^ Полночной порою в болотной глуши чуть слышно,

бесшумно шуршат камыши (К.Бальмонт.) — [ш] создает звуковое впечатление шелеста камыша; ассонанс — повторение одинаковых гласных, например: ^ Я коротаю жизнь мою. Мою безумную, глухую: сегодня трезво торжествую, а завтра плачу и пою (А. Блок.) — повторение гласного [у] создает гнетущее, удручающее впечатление; Тиха украинская ночь. Про­зрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух (А. Пушкин.) — [а], [о] звучат открыто и радостно;

Слайд 10 анафора — повторение одних и тех же начальных

анафора — повторение одних и тех же начальных сочетаний звуков, например: ^ Грозой

сочетаний звуков, например: ^ Грозой снесенные мосты, гроба с размытого кладбища

плывут по улицам! (А. Пушкин.); Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона (С. Есенин.); эпифора — повторение конечных звуков в словах, например: ^ Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным (С. Есенин.); стык — повтор конечного и начального звуков рядом стоящих слов, например: Плащ, щеголяющий дырою (М. Цветаева.).

Слайд 11 Звукоподражание
использование слов определенного звучания для создания слуховых впечатлений

Звукоподражаниеиспользование слов определенного звучания для создания слуховых впечатлений — шороха, цоканья,

— шороха, цоканья, бренчанья, дребезжанья, чириканья и т. п.,

например: В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таяния земли и от роста травы (Л. Толстой.) — звуком [ш] передаются тихие заглушённые звуки; Партер и кресла, всё кипит. В райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит (А. Пушкин.) — повторение звуков [р], [п] передает усиливающийся шум в театре перед началом спектакля, а повторение звуков [з], [ш], [с] создает слуховое впечатление шума поднимающегося занавеса.

Слайд 12 Ономатопеи и звукообразные слова
слова, которые своим звучанием

Ономатопеи и звукообразные слова слова, которые своим звучанием напоминают обозначаемые ими

напоминают обозначаемые ими процессы. Они называют звуки, издаваемые человеком,

животным, неживой природой, например: ахать, хихикать, охать; чирикать, мяукать, шипеть, кудах­тать, кукарекать, скрипеть, шуршать, цокать, тикать, бренчать, дребезжать; тренькать (на балалайке), хруст (хвороста). звукообразные слова не подражают звукам, а своей экспрессивностью по звучанию помогают образной передаче явлений, например: бой, грубо, крик, рвать — произносятся резко; дева, льнуть, милый, нега — произносятся мягко; тише, слышишь  — произношение напоминает шелест.

Слайд 13 Подбор лексики, созвучной с ведущим словом текста, создает

Подбор лексики, созвучной с ведущим словом текста, создает звукообразы. Так, в

звукообразы. Так, в стихотворении С. А. Есенина «Береза» художественный

образ березы усиливается средствами звукописи — повторением звуков [б] — [р] в словах близкого звучания.

Фонетической выразительности поэтической речи способствует рифма — повтор отдельных звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более строк, например: И стала мне молодость сниться, и ты, как живая, и ты... И стал я мечтой уноситься от ветра, дождя, темноты (А. Блок.).


Слайд 14 Звуковой выразительности речи помогают словесное ударение и интонация

Звуковой выразительности речи помогают словесное ударение и интонация . Средством выражения

. Средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски служат

мелодика (повышение и понижение голоса), ритм (чередование ударных и неударных, долгих и кратких слогов), интенсивность (сила и слабость произнесения), темп (скорость или медленность), тембр (звуковая окраска) речи, фразовое и логическое ударение (выделение речевых отрезков или отдельных слов во фразе), например: Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды и не искать следа, со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда (С. Есенин.).

Слайд 15 ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА 
Тропы Троп — это слово, словосочетание или предложение, употребленное

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА Тропы Троп — это слово, словосочетание или предложение, употребленное в переносном

в переносном значении для создания образа.
Основная область применения -

художественная литература и публицистика.

К тропам относятся:
простые тропы : сравнение, эпитет
сложные тропы: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза.


Слайд 16 Сравнение
вид тропа, в котором один предмет поясняется путем

Сравнениевид тропа, в котором один предмет поясняется путем сопоставления его с

сопоставления его с другим предметом.
Например: ^ Как огромный навозный жук, черный

танк наползал жужжа (А. Сурков.). Здесь названы все три компонента сравнения: то, что сравнивается(танк); то, с чем сравнивается (навозный жук); тот признак, по которому сравнивают (наползал).

Слайд 17 Сравнение выражается различными средствами, а именно:
- сравнительным оборотом

Сравнение выражается различными средствами, а именно: - сравнительным оборотом или придаточным

или придаточным предложе­нием, вводимым союзами как, как будто, будто, словно,

точно, ровно, подобно, как бы, похож на и др., например: Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная (А. Чехов.); Мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни (В.Маяковский.);  - формой сравнительной степени прилагательного или наречия, например: ^ Под ним струя светлей лазури (М. Лермонтов.); - формой творительного падежа, например: ... И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой (И. Бунин.);

Слайд 18 лексическими средствами — с помощью слов похожий, подобный, напоминает и

лексическими средствами — с помощью слов похожий, подобный, напоминает и др., например: Листья

др., например: Листья клена, похожие на лапы, резко выделялись на

желтом песке ал­лей (А. Чехов.); Над головами важно шумели сосны, и шум их был подобен падающим в отдалении водам(А. Толстой.); Форма горы отчасти напоминает кол­пак, каким покрывают домашние чайники (И. Андроников.); приложением, например: ^ Руки милой — пара лебедей — в золоте волос моих ныряют (С. Есенин.);

Слайд 19 именным сказуемым, например: Прелестная бездна: бездна — восторг (В. Маяковский.); Люди — лодки, хотя и

именным сказуемым, например: Прелестная бездна: бездна — восторг (В. Маяковский.); Люди — лодки, хотя и на суше (В. Маяковский.);

на суше (В. Маяковский.); обстоятельством-наречием, например: ^ Олейник под­нялся, прислушался, по-кошачьи, настороженно повел

глазами по лесной чаще (М. Бубеннов.); присоединительной конструкцией, вводимой союзом так (обычно развернутое сравнение), например: Живу печальный, одинокий и жду, придет ли мой конец: так поздним хладом пораженный, как бури слышен зим­ний свист, один на ветке обнаженной трепещет запозда­лый лист (А. Пушкин.).

Слайд 20 Эпитет
вид тропа, образно определяющий предмет или действие.
В

Эпитет вид тропа, образно определяющий предмет или действие.В основе эпитета обычно

основе эпитета обычно лежит сравнение, метафора или метонимия. Так,

эпитеты сахарный (снег), лебяжий (снег) дают образную характеристику предмета в виде скрытого сравнения. В предложении И мы тебя, поэт, не разгадали, не поняли младенческой печали в твоих как будто кованых стихах (В. Брюсов.) эпитет кованых подчеркивает в понятии не только присущий ему признак, но и переносит на него с другого понятия новое качество.
Это метафорический эпитет.

Слайд 21 Эпитеты выполняют стилистическую функцию усиления, уточнения или противопоставления,

Эпитеты выполняют стилистическую функцию усиления, уточнения или противопоставления, например: черная тоска, зеркальная

например: черная тоска, зеркальная гладь; пестрая тревога, веселые песни; неразлучные

враги, живой труп. Эпитеты чаще всего выражаются прилагательными, например: ^ В ущелье не проникал еще радостный луч мо­лодого дня (М. Лермонтов.);Да! Теперь решено. Без возврата я покинул родные поля, уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя (С. Есенин.).

Слайд 22 Эпитетом может быть также качественное наречие на -о и деепричастие

Эпитетом может быть также качественное наречие на -о и деепричастие (обстоятельство), существительное в

(обстоятельство), существительное в родительном падеже (несогласованное определение), существительное в

функции приложения или сказуемого, местоимение, например: Из-под куста мне ландыш сереб­ристый приветливо кивает головой (М. Лермонтов.); Волны несутся, гремя и сверкая (Ф. Тютчев.); Волшебный край! Там в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы (А. Пушкин.); Но наше северное лето, карикатура южных зим, мелькнет и нет (А. Пушкин.); И такой на небе месяц — хоть иголки подбирай (М. Исаковский.). 

Слайд 23 Значение: выразительное художественное определение предмета или явления, подчеркивающее какой-

Значение: выразительное художественное определение предмета или явления, подчеркивающее какой- либо из его

либо из его существенных признаков. Пример: Статные осины высоко лепечут над нами. Воздух чист

и свеж ,как поцелуй ребенка. Возможная функция в тексте: эпитет живо и наглядно рисует предметы и действия и дает возможность увидеть их такими, какими увидел их писатель, создавая произведение. В роли эпитетов могут выступать не только определения, но и обстоятельства, выраженные качественными наречиями, которые живописно рисуют действия. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печально свет она.

Слайд 24 Метафора
вид тропа, в котором слово или оборот речи

Метафоравид тропа, в котором слово или оборот речи употребляются в переносном

употребляются в переносном значении на основе аналогии, сходства в

каком-либо отношении двух предметов или явлений.

В основе метафоры лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании общего признака, например:встает солнце, тяжелый характер, веселый ветер. В метафоре имеется только то, с чем сравнивается предмет. Однако отсутствующие компоненты сравнения (предмет, который сравнивается, и признак, по которому сравнивают) легко подразумеваются, например: И глухо, как от подачки, когда бросят ей камень в смех, покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег (С. Есенин.). 


Слайд 25 Сближение предметов или явлений происходит по различным признакам,

Сближение предметов или явлений происходит по различным признакам, а именно: по

а именно: по цвету: золотая осень — ср.: золотая монета; сереб­ряный тополь — ср.: серебряный

подстаканник; по форме: кольцо дыма — ср.: кольцо в двери; жу­равль колодца — ср.: журавль летит; конь в шахматах — ср.: конь вороной; по функции: дворник — стеклоочиститель у автомашины — ср.: дворник — работник при доме; крыло самолета — ср.: крыло птицы; перо авторучки — ср.: перо гусиное;

Слайд 26 по расположению к чему-либо: подошва горы — ср.: подошва сапога; хвост

по расположению к чему-либо: подошва горы — ср.: подошва сапога; хвост кометы — ср.: хвост животного;

кометы — ср.: хвост животного; рукав реки — ср.: рукав пальто; по впечатлению или

ощущению: черная зависть — ср.: черная шаль; теплый прием — ср.: теплый костюм; льется речь — ср.: льется вода; по общей оценке: ясная мысль — ср.: ясная звезда и др.

Слайд 27 В роли метафоры могут выступать различные части речи:

В роли метафоры могут выступать различные части речи: глаголы, существительные, прилагательные;

глаголы, существительные, прилагательные; напри­мер: поет зима, пришла весна; пожар сердца,

язык пла­ката; золотая пора, меткое слово. Помимо простой метафоры (сокращенного сравнения), существуют так называемые развернутые метафоры, например: ^ Отговорила роща золотая березовым веселым языком (С. Есенин.). 

Слайд 28 МЕТАФОРА
Значение: перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства.

МЕТАФОРАЗначение: перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства. Предмет сравнения только

Предмет сравнения только подразумевается В отличие от сравнения метафора

всегда одночленна. К примеру, метафора: горит костер рябины красной.. Сравнение же выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя. ^ Пример: Тихо в чаще можжевеля по обрыву Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.

Возможная функция в тексте: метафоры используются для придания речи особой выразительности, эмоциональности, для выражения личностной оценки автора, его неповторимой индивидуальности, особенностей его мышления, его связи с народно - поэтической культурой.


Слайд 29 Метонимия
перенос названия с одного предмета на другой на

Метонимияперенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности.Связь

основе их смежности.
Связь может быть:
1) между предметом и материалом
Не

то на серебре – на золоте едал. (А.С.Грибоедов)


2) между содержимым и содержащим

3) между действием и орудием

4) между автором и произведением

5) между местом и людьми

Я три тарелки съел. (И.А.Крылов)

Его перо любовью дышит. (А.С.Пушкин)

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.
(А.С.Пушкин)

Город шумел. (Ю.Олеша)






Слайд 30 СРАВНЕНИЕ Значение: сопоставление одного предмета с другим. В отличие от

СРАВНЕНИЕ Значение: сопоставление одного предмета с другим. В отличие от метафоры есть

метафоры есть объект сравнения. ^ Пример: Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши

сани… Возможная функция в тексте: сравнение придает описанию особую наглядность, выразительность, формирует новое осмысление, помогает живо, образно представить предмет.

Слайд 31 Метонимия
вид тропа, состоящий в переносе названия одного явления

Метонимиявид тропа, состоящий в переносе названия одного явления действительности на другое

действительности на другое на основании их смежности.
В основе метонимии

лежит сопоставление не сходных (как в метафоре), а реально связанных явлений. Связь эта может быть: между содержимым и содержащим, например: ^ Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! (И. Крылов.) — ср.: фарфоровая тарелка; Аудитория внимательная — ср.: светлая аудитория; Блюдо вкусное — ср.: блюдо кра­сивое; между материалом и изделием из этого материала, например: ^ Максим Петрович: он не то на серебре, на золоте едал (А. Грибоедов.) — ср.: стоимость золота, серебра;

Слайд 32 между предметом и обладателем этого предмета, например: ^ Вбегает юнкер:

между предметом и обладателем этого предмета, например: ^ Вбегает юнкер: «Драться глупо!» Тринадцать

«Драться глупо!» Тринадцать визгов: — Сдаваться! Сдаваться! — А в двери — бушлаты, шинели, тулупы (В.

Маяковский.), т. е. матросы, солдаты, рабочие; знаменитый бас — ср.: густой бас;

между автором и его произведением, например: ^ А в по­ходной сумке — спички и табак, Тихонов, Сельвинский, Пастернак (Э. Багрицкий.), т. е. произведения Тихонова, Сельвинского, Пастернака; Читаю Шолохова — ср.: Читаю произведения Шолохова; Хотя мы знаем, что Евгений издавна чтенье разлюбил, однако ж несколько творений он из опалы исключил; Певца Гяура и Жуана, [Байрона] да с ним еще два-три романа (А. Пушкин.);


Слайд 33 - между действием или его результатом и орудием,

- между действием или его результатом и орудием, этого действия, например: ^ И

этого действия, например: ^ И пишет боярин всю ночь на­пролет; перо

его местию дышит (А. К. Толстой.); Перо его кормит — ср.: стальное перо; научный труд — ср.: труд физический; - между местом действия и людьми, находящимися на этом месте, например: ^ Все село над ним смеялось — ср.: село Славянка; Завод и село, встречай делегаток (В. Маяковский.);

- между действием и местом или производителями этого действия, например: переход границы — ср.: подзем­ный переход; защита диссертации — ср.: играть в за­щите;


Слайд 34 - между объектом знания и отраслью знания, например: лексика —

- между объектом знания и отраслью знания, например: лексика — словарный состав и лексика — наука о словарном составе.

словарный состав и лексика — наука о словарном составе.


Слайд 35 Значение: перенос названия одного предмета на другой на основании

Значение: перенос названия одного предмета на другой на основании их смежности. Если

их смежности. Если при метафорическом переносе необходимо сходство предметов,

то при метонимии достаточно их пространственной близости, смежности. К примеру, название сосуда используется в значении содержимого: Я три тарелки супа съел; имя автора заменяет название произведения: Траурный Шопен громыхал у заката;название отличительных признаков людей или предметов используется вместо их обычных наименований: Черные фраки носились врозь и кучами там и там. При метонимии (в отличие от метафоры) не требуется сходства между предметами. ^ Пример: Читал охотно Апулея. Возможная функция в тексте: метонимия позволяет кратко выразить мысль, она служит источником образности.

Слайд 36 ПЕРИФРАЗ(А)
( РАЗВЕРНУТАЯ МЕТОНИМИЯ ). Значение: описательное выражение, употребленное вместо

ПЕРИФРАЗ(А) ( РАЗВЕРНУТАЯ МЕТОНИМИЯ ). Значение: описательное выражение, употребленное вместо того или

того или иного слова, в котором указаны признаки неназванного

прямо предмета или лица. Пример: Об А. С. Пушкине мы можем сказать: «Гордость нашей литературы, гениальный ученик Г. Р. Державина, блестящий преемник В. А. Жуковского».  ^ Возможная функция в тексте: перифразы играют в речи эстетическую роль, их отличает яркая эмоционально – экспрессивная окраска. К примеру, А.С. Пушкин любил использовать перифразы при описании картин русской природы: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – люблю я пышное природы увяданье…Здесь перифразы, заменяют слово осень, образно характеризуют это время года. земли… 

Слайд 38 Синекдоха
один из тропов, разновидность метонимии, основанная на переносе

Синекдохаодин из тропов, разновидность метонимии, основанная на переносе значения с одного

значения с одного явления на другое по признаку количественного

соотношения между ними.

В синекдохе возможно употребление: - единственного числа вместо множественного и наоборот, например: ^ Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек (В. Лебедев-Кумач.) — вместо люди;


Слайд 39 - определенного числа вместо неопределенного, например: Ослы! Сто раз

- определенного числа вместо неопределенного, например: Ослы! Сто раз вам повторять? Принять

вам повторять? Принять его, позвать, просить, сказать, что дома,

что очень рад (А. Грибоедов.) — вместо много раз; - родовое понятие вместо видового и наоборот, например: ^ На всей планете, товарищи люди, объявите: войны не будет! (В. Маяковский.) — вместо земле; Мне и рубля не накопили строчки (В. Маяковский.) — вместо денег;

часть вместо целого, например: Имеете ли вы в чем-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства (А. Гер­цен.) — вместо в доме. Синекдоха используется в различных стилях — в разговорном, публицистическом, деловом, художественном, например: ^ Карась здесь не водится; Красный воин дол­жен одержать победу (Н. Тихонов.); Заводу необходима фреза новой модели; Взыскательный покупатель; Защита требует оправдания подсудимого; Ну что ж, садись, светило (В. Маяковский.).


Слайд 40 Гипербола

Гипербола    Литотатроп, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет,

Литота
троп, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление —

их размер, силу, красоту, значение, например: В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский.).

троп, образное выражение, преуменьшающее размер, силу, значение описываемого.

^ Какие крохотны коровки, есть, право, менее булавочной головки (И. Крылов.); Небо с овчинку показалось (Поговорка.).

Являются средством идейно-эмоциональной оценки предмета речи.


Слайд 41 Ирония

Ирония      Сарказмтроп, заключающийся в упо­треблении слова

Сарказм
троп, заключающийся в упо­треблении слова или

выражения в смысле, обратном бук­вальному, с целью насмешки, например: Посмотрите, каков Самсон! (о слабом, хилом человеке).

Злая ирония, например: ^ Какая честь для нас, для всей Руси! Вчерашний раб, та­тарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач, возьмет венец и бармы Мономаха... (А. Пушкин.).

ЮМОР - добродушная ирония: например: ^ Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона! (И. Крылов.).


Слайд 42 Аллегория
троп, иносказательно выражаю­щий отвлеченные понятия в конкретных художественных

Аллегориятроп, иносказательно выражаю­щий отвлеченные понятия в конкретных художественных образах.в народном творчестве

образах.
в народном творчестве носителями свойств людей выступают животные, предметы,

явления, например: ^ Лев — воплощение власти; Лиса — хитрости; Заяц — трусости; Медведь — грубой силы; Змея — коварства; Осел — глупости, упрямства; Волк — жадности.

Слайд 43 Олицетворение
вид тропа, в котором неодушевленные предметы и отвлеченные

Олицетворениевид тропа, в котором неодушевленные предметы и отвлеченные понятия наделяются свойствами

понятия наделяются свойствами человека — человеческими чувствами, действиями, мыслями,

речью. Например: Без че­ловека и дереву скучно; К ней прилегла в опочивальне ее сиделка— тишина (А. Блок.); На корточках ползали слухи, судили, решали, шепча (С. Есенин.); О чем ты воешь, ветр ночной? О чем, так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.); Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит (М. Лермонтов.).

Слайд 44 Значение: одушевление неживого предмета, наделение его человеческими чувствами, мыслями,

Значение: одушевление неживого предмета, наделение его человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью. ^ Пример: О

поступками, речью. ^ Пример: О чем ты воешь, ветр ночной, О чем

так сетуешь безумно? Возможная функция в тексте: олицетворения придают тексту яркий, зримый характер, подчеркивают индивидуальность стиля автора. Благодаря им, мы безошибочно, например, узнаем стиль С. Есенина, В. Маяковского и др.

Помогает раскрыть наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления.


Слайд 45 Гротеск
сочетание контрастного, фантастического с реальным.


Широко используется

Гротеск сочетание контрастного, фантастического с реальным. Широко используется в сатирических целях.

в сатирических целях. (п)
В романе Булгакова «Мастер и

Маргарита» автор использовал гротеск, где смешное неотделимо от ужасного, в представлении, устроенном Воландом в варьете.

Слайд 48 Стилистические
фигуры

Стилистическиефигуры

Слайд 49 РИТОРИЧЕСКИЕ и СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – способ группировки слов, усиливающий

РИТОРИЧЕСКИЕ и СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – способ группировки слов, усиливающий эмоциональное воздействие текста.

эмоциональное воздействие текста. К ним относятся: инверсия, литота, оксюморон,

антитеза, параллелизм, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое восклицание и др. ^ Функции в тексте: и троп, и фигура – намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь внимание слушателя или читателя, заставить его глубже понять смысл того, о чем говорится или пишется

Слайд 50 РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ, ОБРАЩЕНИЕ
( Стилистические фигуры

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ, ОБРАЩЕНИЕ ( Стилистические фигуры ) Р. ВОПРОС не

) Р. ВОПРОС не требует ответа, но имеет

лирико – эмоциональное значение: Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? ( А. С. Пушкин ). Р. ВОСКЛ. тоже играет роль усиления эмоционального восприятия: Какое лето, что за лето!\ Да это просто колдовство. ( Ф. И. Тютчев ). Р

Р. ОБРАЩ.
 рассчитано на тот же эффект: Дух бродяжий! Ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст.


Слайд 51 ПАРАЛЛЕЛИЗМ (Композиционный прием)
Значение: однородное синтаксическое построение двух (и более

ПАРАЛЛЕЛИЗМ (Композиционный прием) Значение: однородное синтаксическое построение двух (и более ) предложений.

) предложений. Пример:

В синем море волны хлещут, В синем небе звезды блещут. ( А. С. Пушкин ). ^  Возможная функция в тексте: для нагнетения
настроения, усиления впечатления.

Слайд 52 ГРАДАЦИЯ (Стилистическая фигура)
Значение: расположение близких по значению слов в

ГРАДАЦИЯ (Стилистическая фигура) Значение: расположение близких по значению слов в порядке

порядке нарастания или ослабления их эмоционально- смысловой значимости. Различают

градацию восходящую ( нарастание ) и нисходящую ( ослабление ). Пример:  При одном предположении подобного случая вы бы должны…испустить ручьи…что я говорю! ^ Реки, озера, океаны слез! /восх./.  А между тем это был ведь человек умнейший и даровитейший, человек, так сказать, даже науки, хотя, впрочем, в науке…ну, одним словом, в науке он сделал не так много и, кажется совсем ничего. Возможная функция в тексте: благодаря градации, происходит нагнетение или ослабление сравнений, эпитетов, метафор и т. д.

Слайд 53 АНАФОРА ; ЭПИФОРА (Стилистические фигуры)
Значение:
 Анафора – единоначатие; эпифора-

АНАФОРА ; ЭПИФОРА (Стилистические фигуры)Значение: Анафора – единоначатие; эпифора- повторение одинаковых слов

повторение одинаковых слов в конце самостоятельных отрезков речи. Пример: А. Грозой снесенные мосты, Гроза с

размытого кладбища.  Э. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему я титулярный советник? 

Слайд 54 анафора
Эпифора
повторение слов или фраз

анафораЭпифора  повторение слов или фраз в начале смежных высказыванийЖди меня,

в начале смежных высказываний


Жди меня, и я вернусь.
Только очень

жди…
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
(К.Симонов)


повторение слов или фраз в конце смежных высказываний



Не станет нас! А миру хоть бы что,
Исчезнет след! А миру хоть бы что.
(Омар Хайям)





Слайд 55 ЭЛЛИПСИС
Значение: пропуск во фразе какого – либо слова,

ЭЛЛИПСИС Значение: пропуск во фразе какого – либо слова, легко подразумевающегося  Пример: Не

легко подразумевающегося  Пример: Не тут – то ( было ): море

не горит.
(И. А. Крылов). Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью (скачем) по полю при первом свете дня.
( А. С. Пушкин). ^ Возможная функция в тексте: употребляется для краткости и энергии выражения или в целях негодования.

Слайд 56 Параллелизм
стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз,

Параллелизм стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или

стихотворных строк или строф
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу

на прошлое с тоской.
(М. Лермонтов.)

Параллелизм помогает увидеть авторскую позицию по отношению к тому, о чем он пишет.



Слайд 57 Антитеза
резкое противопоставление понятий, мыслей, образов
1) Я царь

Антитеза резкое противопоставление понятий, мыслей, образов1) Я царь – я раб,

– я раб, я червь – я бог!

(Г. Державин.)

2) Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченный.
Белую работу делает белый, черную работу – черный. (В.В.Маяковский)


Слайд 58 ИНВЕРСИЯ (Риторическая фигура)
Значение: необычный порядок слов. Пример: Я памятник себе воздвиг

ИНВЕРСИЯ (Риторическая фигура)Значение: необычный порядок слов. Пример: Я памятник себе воздвиг нерукотворный… Возможная

нерукотворный… Возможная функция в тексте: инверсия используется преимущественно в поэтической речи

для привлечения внимания читателя или слушателя к самым важным в смысловом отношении словам.

Слайд 59 ОКСЮМОРОН
(Риторическая фигура) Значение: сочетание контрастных по значению слов, создающих

ОКСЮМОРОН (Риторическая фигура) Значение: сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие

новое понятие или представление. ^ Пример: честный вор, сухое вино, горячий снег. Возможная

функция в тексте: оксиморон создает внутренне противоречивый и одновременно цельный образ.

Слайд 62 Домашнее задание
ТЕОРИЯ + примеры из текстов с указанием

Домашнее заданиеТЕОРИЯ + примеры из текстов с указанием источника, желательно не из Интернета.

источника,
желательно не из Интернета.


  • Имя файла: izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka-10-klass.pptx
  • Количество просмотров: 183
  • Количество скачиваний: 1