Слайд 2
Структура текста сочинения
1. Тезис, то есть высказывание о русском языке :
формулируем позицию автора (цитата дается в задании; ее можно переписать дословно, используя разные способы цитирования).
2. Рассуждение ученика о смысле высказывания: о чем эта цитата? как я ее понимаю? что имеет в виду автор? (т. е. выражаем своё отношение к позиции автора).
3. Аргументация (доказательства) в рассуждении ученика о смысле высказывания, то есть примеры из текста:
1) пример №1, его роль
2) пример №2, его роль
Внимание:
- если примерами являются слова или словосочетания, их нужно назвать и указать номер предложения, в котором они присутствуют;
- если в качестве примера используется предложение, его можно или процитировать, или только указать его номер.
4. Вывод.
Слайд 3
План и образец сочинения
1. Тезис,
то есть высказывание о русском языке: формулируем позицию автора
(цитата дается в задании; ее можно переписать дословно, используя разные способы цитирования).
2. Рассуждение ученика о смысле высказывания: о чем эта цитата? как я ее понимаю? что имеет в виду автор? (т. е. выражаем своё отношение к позиции автора).
3. Аргументация (доказательства) в рассуждении ученика о смысле высказывания, то есть примеры из текста:
1) пример №1, его роль
2) пример №2, его роль
4. Вывод.
Писатель В. Г. Короленко утверждал, что «русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
Я согласна с мнением писателя. Действительно, богатство и уникальность нашего языка состоят не только в том, что он содержит огромное количество слов, но, главным образом, в том, что его речевые возможности помогают выразить все, о чем мы думаем и что испытываем.
Например, в тексте О. Павловой медсестра говорит, что у Гришки «семь пядей во лбу» (предложение 11). Это фразеологический оборот. Данное средство выразительности помогает нам, читателям, понять, что Гришка умен не по годам.
А вот в предложении 3 автор использует слово «детишки» с уменьшительно-ласкательным суффиксом, и мы сразу понимаем, что он относится к ним с сочувствием и добротой.
Таким образом, выразительные возможности нашего языка помогают точно передавать свои мысли и чувства.
Слайд 4
Пошаговая инструкция по написанию сочинения
Шаг
1. Знакомимся с высказыванием.
Внимательно прочитайте
высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания.
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы:
- о богатстве, выразительности, точности русской речи;
- о средствах выражения мыслей;
- о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
- о взаимосвязи лексики и грамматики;
- о роли синтаксиса в человеческом общении;
- о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Слайд 5
Шаг 3. Оформляем вступление (тезис
и рассуждение ученика).
Во вступлении необходимо раскрыть
смысл высказывания. В этом вам помогут следующие слова и выражения:
- автор анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на.., останавливается на ..., раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует, касается, утверждает, считает, что ... и т.д.
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование, например:
- К. Г. Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования, например:
- Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К. Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
Слайд 6
Или:
- Высказывание К.
Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной,
для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
Или:
- В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Шаг 4. Пишем основную часть.
Основную часть можно начать следующими фразами:
- Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста).
- Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста).
- Докажем эту мысль на примерах из текста...
- Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Общие требования к аргументам таковы:
- примеров должно быть 2;
- примеры должны быть из указанного текста;
- приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
- Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык
очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Пример 2:
- Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса
-ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Слайд 8
Шаг 5. Пишем заключение.
В заключительной части сочинения делается вывод из всего
сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
- Таким образом, ... Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ... Мы убеждаемся в том, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ... и т.д.
Например:
- Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К. Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
Или:
- Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Слайд 9
Варианты рассуждений учеников
по ряду высказываний на лингвистическую тему
(примеры
взяты из текста О. Павловой)
(черным цветом выделены лингвистические термины,
которые помогают раскрыть смысл высказывания автора; синим – конкретный пример из текста; фраза, в которой указывается роль данного примера, подчеркнута)
1. «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу». (М. В. Панов.)
- Например, в предложении 52 («Смех светлым вихрем пронесся по всем углам, подхватив и ошеломленную Нюшу») аллитерация помогает услышать шум сильного порыва ветра.
- Невероятная новость о том, что Гришка смеется, поразила окружающих, и многозначное слово «высыпали» (51) помогает зримо представить, как в коридоре появилась толпа людей.
Слайд 10
- Уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк- в
слове «Гришенька» (11) и словосочетание со связью примыкание «горестно
вздохнув» (10), в котором наречие подчеркивает признак действия, отражают доброе отношение старшей медсестры к мальчику и ее беспокойство о том, что Гришка не умеет радоваться и смеяться.
- Восклицательные предложения в монологе Нюши (33 – 36) помогают почувствовать, как потрясена девушка разговором с Гришкой и как хочется ей отвлечь мальчика от страшных мыслей.
Слайд 11
2. «Автор идет от
мысли к словам, а читатель – от слов к
мысли». (Н. Шамфор.)
- Автор текста всего двумя эпитетами «худенький и бледный» (6) рисует внешность Гришки, и читатель понимает, что мальчик болен.
- Автор дала очень емкую характеристику Нюше, сказав, что она «волонтер» (2). Это иноязычное слово заставляет испытывать к девушке еще большую симпатию: значит, Нюша бескорыстно и добровольно помогает больным детям.
Слайд 12
3. «Языком человек не только
выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».
(Георг фон Габеленц.)
- В предложении 36 используется лексический повтор слова «пока» и многоточия после этого слова, и читателю становится понятно, как волнуется Нюша, как она искренне желает убедить Гришку в том, что «никто не исчезает насовсем», и в то же время не может найти для этого нужные слова.
- Радость автора от того, что в больницу не поступают новые тяжело больные дети, можно увидеть в использовании вводного слова в предложении 4 («В ноябре больных, к счастью, не было»)
- Старшая медсестра, несомненно, добрый человек, она любит Гришку, переживает за него. Поэтому ее радость от того, что мальчик наконец-то захохотал, передана фразеологизмом «залилась смехом» и эпитетом «счастливым (смехом)» (50).
Слайд 13
4. «Мысль формирует себя без
утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и
ясное для себя выражение. …Грамматика… и знаки препинания охотно ей повинуются». (М. Е. Салтыков-Щедрин.)
- Однородные сказуемые (предложение 38) отражают последовательность действий Нюши, когда она старалась скрыть от больного мальчика Гриши свои слезы: «отвернулась … вытерла (слезы) и посмотрела».
- Придаточные причины в сложноподчиненном предложении 7 помогают читателю понять, почему Гришка не мог играть в подвижные игры.
- Автор, рассказывая о работе Нюши, в предложениях 2 и 3 использует глаголы несовершенного вида прошедшего времени, которые подчеркивают постоянство, неизменность ее действий («приезжала… развлекала… играла… разучивала стихи), и нам становится понятно, что для девушки занятия с больными детьми стали частью ее жизни.
- В предложении 39 с помощью междометия «ойёёй!» изумленный Гришка выражает свою радость при виде изменившегося лица Нюши. А многоточие в предложении 42 передает заминку мальчика, не сразу сообразившего, на кого же стала похожа Нюша.
Слайд 14
Внимание! Не ошибитесь!
Главная трудность при написании подобного сочинения – разобраться
в смысле высказывания на лингвистическую тему и понять, какие примеры нужно искать в тексте. Допустим, в высказывании автор говорит о грамматике (синтаксис и морфология), а ученик в качестве аргументов нашел в тексте примеры средств выразительности (эпитет, фразеологизм, метафора и др.). Такие примеры будут считаться ошибочными.
Но в то же время они будут уместны, если в высказывании речь идет о лексике.
Слайд 15
Варианты сочинений на лингвистическую тему
(черным цветом выделены лингвистические
термины, которые помогают раскрыть смысл высказывания автора; синим –
конкретный пример из текста; фраза, в которой указывается роль данного примера, подчеркнута)
I
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы», - утверждает лингвист Г. Я. Солганик.
Это действительно так. Писатель воспринимает мир особо, он по-другому, глубже, чувствует его и с помощью слова создает такие образы, которые помогают читателю увидеть то, что скрыто между строк.
Так, в тексте О. Павловой интересен образ капельницы – «жирафа» и ее постепенное «оживление». В предложении 45 «жираф» «трясся…тонко звеня, словно вторя задорному смеху мальчика», а в предложении 50 он уже «трясся от смеха» вместе с Гришей. Сравнительный оборот и олицетворение показывают победу радости и жизни над «страшной тьмой».
Думаю, что и талант писателя определяется тем, насколько точно и убедительно он может воплотить в словесных образах мир, окружающий нас.
Слайд 16
II
В «Литературной энциклопедии» утверждается,
что, «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того
чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
Действительно, высказывая свои мысли или отношение к событиям, людям, понятиям, человек открывается сам, и мы можем понять, каков он.
Например, недетская серьезность Гришки, его пытливый ум раскрываются в коротком диалоге с Нюшей. Мысль об исчезновении «насовсем» волнует мальчика. Это передает лексический повтор: «меня не будет с детьми», «и в палате меня тоже не будет», «и у окна не будет», «и в другой игровой комнате не будет». Гришка словно не раз думал о своем исчезновении «насовсем», и уже представил, как его действительно нет нигде в тех местах больницы, где он мог бы находиться.
Но ребенок не знает, какие эмоции должны быть при мысли о смерти, поэтому спрашивает Нюшу: «Тебе не страшно?», «Ты не боишься?» Эти вопросительные предложения с отрицательной частицей «не» передают скрытую надежду мальчика на то, что в исчезновении насовсем нет ничего пугающего.
Именно диалог помог понять, почему медсестра сказала о Гришке, что он «семи пядей во лбу».
Слайд 17
III
По словам современного лингвиста Н.
С. Валгиной, «функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью
текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Действительно, абзац выступает как средство, позволяющее правильно понять информацию в любом тексте, однако, используя абзацный отступ, автор в художественном произведении может по-своему выразить значимость какой-либо мысли в развитии микротемы.
Так, О. Павловой хотелось подчеркнуть, насколько серьезно больны дети, и поэтому она вынесла эту мысль – всего одно предложение 3 – во второй абзац.
И предпоследний абзац – вновь одно предложение («А Гришка хохотал от души и не мог ни о чем думать») – передает важность этого события для всех, в том числе и для мальчика, и писательница абзацным отступом подчеркнула это.
Таким образом, каждый абзац развивает и поддерживает часть главной идеи и помогает увидеть автора.
Слайд 18
Обобщающая таблица
«Языковые единицы в тексте О. Павловой»
Языковые единицы
Морфология
(грамматика)
- Глаголы несовершенного вида прошедшего времени
- Глаголы совершенного вида
- Повелительное и условное наклонения
глагола
- Глаголы в будущем времени
- Роль наречий
- Местоимения
- Служебные слова (предлоги, частицы, союзы)
Роль языковых единиц в тексте
- Подчеркивают будничность, повторяемость действий, о которых повествуется в тексте
- Помогают увидеть, что действия совершаются лишь один раз и в строгой последовательности
- Выражают приказ, необходимость действия или его возможность
- Помогают рассказать о том, что произойдет после предыдущих событий
- Конкретизация, детализация действий
- Указывают на предметы, признаки, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении.
- Служат для связи слов и предложений, для выражения авторского отношения к происходящему
Слайд 19
Синтаксис (грамматика)
- Однородные члены предложения
- Обособленные члены предложения
-
Вводные слова
- Обособленное приложение
- Обособленное определение
- Обособленные обстоятельства
- Сложноподчиненные
предложения
- Безличные предложения
- Односоставные неопределенно-личные предложения
- Диалог
- Абзац
- Восклицательные предложения
- Уточнить мысль, сделать ее ярче, образней
- Оттенить авторское отношение к изображаемому
- Усилить зримость и наглядность изображаемого
- Достоверно описать состояние героев
- Помогают выразить обстоятельственные значения, усилить наглядность изображаемого
- Выражают психофизическое состояние человека, возникающее в результате действия какой-то причины
- В них важен сам факт, событие или действие, а субъект действия остается необозначенным, так как указание на него несущественно
- Помогает дать характеристику героя
- Логические и стилистические функции
- Помогают передать настроение, чувства.
Слайд 20
Пунктуация
- Восклицательный знак
- Многоточие
Морфемика
- Уменьшительно-ласкательные суффиксы
- Однокоренные слова
Лексика.
Фразеология
- Контекстные антонимы
- Устная речь героя
Повтор
Средства выразительности
- Эпитеты, сравнения,
олицетворение, метафора, фразеологизмы
- Звукопись
- Эмоционально-экспрессивная функция
- Помогают понять эмоциональное состояние автора высказывания, внести значение недоговоренности, незаконченности мысли, вызванной эмоциональным состоянием
- Оттенить авторское отношение к изображаемому
- Изображают явление с различных сторон и выделяют в нем разнообразные свойства и признаки
- Подчеркнуть контраст в изображаемом
- Дать характеристику героя
- Акцентирует внимание на важных деталях в контексте произведения, на накале чувств героев
- Создать художественный образ, усилить зримость, наглядность изображаемого
- Создать звуковой образ