Слайд 2
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
Они рассматриваются в таком разделе риторики,
как ОРАТОРИЯ — техника устного публичного выступления, наука о
законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
1. ВИДЫ ОРАТОРОВ
Цицерон в труде «ОБ ОРАТОРЕ» выделил три типа ораторов:
1) ораторы, «велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений». Это ораторы «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца»;
2) ораторы, «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие»;
3) «...средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых».
2. НАВЫКИ, УМЕНИЯ И СВОЙСТВА ОРАТОРА
1) Основательное знание темы выступления (отбор специальной литературы, ее изучение).
2) Знание канонов риторики (умение составить текст и воспроизвести его).
3) Грамотная речь.
4) Знание речевого этикета.
Слайд 3
5) Знание логики и теории аргументации.
6) Психологическая
устойчивость (самообладание).
7) Психологическая мобильность (умение переключаться).
8) Развитая память.
9) Способность
к длительной концентрации внимания.
10) Общая эрудированность.
11) Чувство юмора.
12) Презентабельный внешний вид и изящные манеры.
13) Артистизм.
14) Ориентация во времени.
3. ОСОБЕННОСТИ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ
1) Это книжная (т.е. подготовленная) речь, но в устной форме.
2) Наличие обратной связи (реакция публики на слова оратора).
3) Использование различных средств общения (т.е. вербальных и невербальных).
Слайд 4
4. РАЗДЕЛЫ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ
А. ИНВЕНЦИЯ
(лат. inventio —
изобретение) — создание речи
Инвенцией называется раздел риторики, содержащий сведения
о том, как 1) выбирать тему речи, 2) вырабатывать авторскую позицию и 3) определять цели выступления.
1. ВЫБОР ТЕМЫ:
1. Тема может быть произвольно выбрана автором (сделать брачное предложение) или «навязана» ему жизненными обстоятельствами (выступить с докладом на семинаре). В первом случае говорят о естественной, а во втором — об искусственной ситуации.
2. В естественной ситуации удачному выбору темы способствует учёт следующих обстоятельств: а) соответствие темы вашим знаниям и интересам; б) уместность темы для данной аудитории; в) конфликтный характер темы (спор, столкновение, борьба всегда вызывают у людей интерес); г) новизна темы.
Слайд 5
3. ТЕМА ФОРМУЛИРУЕТСЯ словом или фразой, которые указывают
на характер затрагиваемых вопросов. Формулировка должна быть а) краткой;
б) наводящей на цель речи; в) уместной; г) конкретной; д) интересно-вызывающей.
4. ТЕМА РАСКРЫТА, если соблюдены следующие условия: а) затронуты различные ее аспекты; б) приведено достаточное количество фактов, подтверждающих мнение автора и опровергающих другие мнения; в) даны ответы на все поставленные вопросы.
2. ВЫРАБОТКА АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ («ЗА» или «ПРОТИВ»)
Авторская позиция вырабатывается поэтапно:
1) приобретение знаний по существу проблемы (явное знание);
2) изучение компетентных мнений (неявное знание);
3) выработка собственного взгляда на проблему.
3. ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Она определяется видом реакции слушателей нашего выступления, которую мы хотим получить:
а) удовлетворить любознательность слушателей – информационная цель;
б) развлечь слушателей – развлекательная цель;
в) воодушевить, убедить, склонить к какому-либо действию или его прекращению – агитационная цель.
Слайд 6
Основные способы создания речи известны в риторике под
именем ТОПОСОВ – «мест» или «хранилищ» (лат. topos –
место) идей, доказательств, с которыми должны согласиться слушатели речи. Топосы называются также общими местами, поскольку они содержат общие нравственные и философские положения, которые считаются общепринятыми в данном социуме. Задача ритора – предложить общие места в новой, стилистически привлекательной форме для данной аудитории.
1. Топос «ОПРЕДЕЛЕНИЕ» - что есть что; кто есть кто: музыка – источник радости мудрых людей.
2. Топос «ЦЕЛОЕ – ЧАСТИ»: наш институт – это три факультета (и дальше рассказ о каждом из них).
3. Топос «РОД – ВИД»: собаки – это овчарки, колли, пекинесы и пр. (далее рассказ о породах).
4. Топос «СВОЙСТВА – КАЧЕСТВА – ХАРАКТЕРИСТИКА»: наш именинник – красавец, умница, спортсмен, душа компании.
5. Топос «СРАВНЕНИЕ»: его характер – как сталь.
6. Топос «ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ (АНТИТЕЗА)»: любовь – не вздохи на скамейке и не прогулки при луне.
7. Топос «ИМЯ» – рассуждение о названии: не случайно этот период получил название эпохи Возрождения.
Слайд 7
8. Топос «ПРИЧИНА – СЛЕДСТВИЕ»: Праздность – мать
скуки. Давайте разберемся, почему (по какой причине)?
9. Топос
«УСЛОВИЕ»: Занятия спортом полезны. Но при каких условиях?
10. Топос «УСТУПЛЕНИЕ»: это частичная критика утверждаемого положения через слово «ХОТЯ»: Без товарища никакое счастье не радует, ХОТЯ всякому человеку желательно находить счастье и покой также наедине с самим собой, собственной совестью и в собеседовании с Богом.
11. Топос «ВРЕМЯ»: рассмотрение предмета речи соотнесено с его прошлым, настоящим и будущим: «ОЭМК» вчера, сегодня, завтра.
12. Топос «МЕСТО»: предполагает описание предмета в определенном месте (пространстве): Не случайно филиал МИСиС был открыт именно в Старом Осколе.
13. Топос «ПРИМЕР»: Ученье и труд преодолевают все препятствия. Так, Демосфен, родившись косноязычным, победил природную скованность и стал лучшим оратором Греции.
14. Топос «СВИДЕТЕЛЬСТВО»: опора на чье-то мнение, афоризм: Как говорится в народе, а записано у Владимира Ивановича Даля, жена – не рукавица, с руки не сбросишь.
Слайд 8
Б. ДИСПОЗИЦИЯ (РАСПОЛОЖЕНИЕ)
РАЗДЕЛ РИТОРИКИ, СОДЕРЖАЩИЙ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
СОСТАВЛЕНИЮ КОМПОЗИЦИИ (ПЛАНА) РЕЧИ
Работа над планом представляет собой движение
от общего к частному, от абстрактного к конкретному.
ПРИМЕР
План в общем виде:
План в деталях: 6. Микротемный план: предельная детализация отдельных вопросов.
Выбор темы, выработка авторской позиции, постановка цели.
Первые наброски основных идей и наметки составных частей.
Простой план из 3—6 частей с определением главных пунктов.
Сложный план, в котором пункты подразделяются на подпункты.
Перестановка пунктов и подпунктов в соответствии с замыслом композиции.
Слайд 9
КЛАССИЧЕСКАЯ ФОРМА ПОСТРОЕНИЯ РЕЧИ:
ВСТУПЛЕНИЕ, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.
ВСТУПЛЕНИЕ. Имеет две задачи: а) заинтересовать публику; б) сформулировать
цель выступления, подчеркивая его актуальность для слушателя.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА
1. Дедуктивный (от лат. «выведение»):
А) Общее утверждение (Все рыбы умеют плавать)
Б) Вытекающее из него частное утверждение (Карась Петя - рыба)
В) Объединение двух предыдущих утверждений (Карась Петя умеет плавать).
2. Индуктивный (от лат. «наведение»): изложение фактов выводы:
Железо электропроводно
Медь электропроводна
Алюминий электропроводен
Все металлы электропроводны
3. Традуктивный (умозаключения по аналогии):
Слайд 10
4. Проблемный: постановка вопросов получение
ответов обобщение ответов (сократический метод).
Вопросы делятся
на три группы: 1. Начальные вопросы, которые порождают обсуждение. 2. Направляющие вопросы, которые помогают углублять и дополнять обсуждение. 3. Заключительные вопросы, которые подводят к подведению итогов.
5. Концентрический метод состоит в расположении материала вокруг единого центра, главной проблемы. В процессе изложения материала автор всё время удерживает в поле зрения эту проблему, возвращается к ней, постепенно углубляя и развивая выдвинутое положение.
6. Ступенчатый (исторический) метод — метод последовательного расположения материала, когда автор шаг за шагом переходит от одной ступени темы к другой (например, описывая что-то в хронологической последовательности).
Слайд 11
В классической риторике существует проверенный метод обучения составлению
речей по так называемой хрии.
ХРИЯ – это краткое
рассуждение, модель доказательства тезиса (афоризма), в котором развитие мысли происходит в определенном порядке. Хрия является как бы классическим методом рассуждения и построения ораторского монолога, призванным дисциплинировать ум через упорядочение речи.
Темой хрии избиралось обычно какое-либо изречение, либо афоризм, либо пословица, например: «Гений и злодейство две вещи несовместные…» (Пушкин); «…Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку» (Л. Н. Толстой).
ТРАДИЦИОННЫЙ ПОРЯДОК ХРИИ ТАКОВ:
1. Приступ (вступление). Во вступлении нередко указывалось на лицо, которому принадлежит данная мысль.
2. Определение, или ясное и точное толкование тезиса (положения).
3. Причина, объясняющая, почему данное положение верно.
4. Опровержение, то есть доказательство от противного.
5. Сравнение (пояснение мысли сравнением или уподоблением).
6. Пример (подтверждение мысли примером).
7. Свидетельство (подтверждение данного положения мыслью из авторитетного источника).
8. Заключение (вывод).
Слайд 12
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Автор подводит итог, используя следующие методы:
повторение, иллюстрация, обязывающее или впечатляющее утверждение.
Повторение – кратко воспроизводятся
основные тезисы.
Иллюстрация – сравнение, аллегория, басня, анекдот или притча, в которую укладывается сущность сказанного.
Обязывающее или впечатляющее утверждение воздействует на чувства слушателей и используется часто в судебной практике в заключительном слове прокурора или защитника.
В. ЭЛОКУЦИЯ
(лат. elokutio — облечение в словесную форму)
Автор находит наилучшие языковые средства выражения замысла речи, в результате чего речь приобретает стилистическую цельность и
завершенность.
Слайд 13
Г. МЕМОРИА
(лат. memoria — память, запоминание)
От чего
зависит эффективность запоминания?
1. От мотивации (сдать экзамен/использовать в
профессиональной деятельности).
2. От приемов запоминания: впечатление, повторение и ассоциации.
А) ОБРАЗНЫЙ ПРИЁМ ЗАПОМИНАНИЯ (ВПЕЧАТЛЕНИЕ)
Суть его состоит в том, что вы должны получить глубокое, яркое и прочное впечатление о том, что хотите запомнить. Привлеките все типы ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ для запоминания текста вашего выступления.
НЕКОТОРЫЕ МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ЭТОМУ СПОСОБУ:
а) образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации — «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»;
б) ритмизация — перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определённым ритмом или рифмой (Веды);
в) создание ярких, необычных образов, картинок, которые по «методу связки» соединяют с информацией, которую нужно запомнить (графики, схемы, чертежи);
г) метод Цицерона. Информация, которую вам надо запомнить, расставляется мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить её вы можете вновь, представив себе свою комнату, — всё будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».
Слайд 14
Б) ВТОРОЙ ПРИЁМ («ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН ЗАПОМИНАНИЯ») — МНОГОКРАТНОЕ
ПОВТОРЕНИЕ
В) ТРЕТИЙ «ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН ЗАПОМИНАНИЯ» СОСТОИТ В СОЗДАНИИ АССОЦИАЦИЙ.
НАПРИМЕР, ПРИ ЗАПОМИНАНИИ ПРАВОПИСАНИЯ:
лИмон – кИслый
Апельсин – слАдкий
зАвод- трубА
лАдонь-пАльцы
Д. АКЦИО
(лат. actio — действие) — раздел классической риторики, в котором даются рекомендации по непосредственному произнесению подготовленных речей
1. Зрительное воздействие: внешний облик, поза, выражение лица, одежда, манеры.
2. Слуховое воздействие: дикция, громкость, тембр, темп речи, уместность пауз, жестикуляция.
Слайд 15
РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ— ЭТО НОРМЫ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ,
ПРИНЯТЫЕ В ДАННОМ ОБЩЕСТВЕ
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ТРЕБУЕТ УЧЕТА
• личностных
особенностей собеседников (социальный статус: должность, возраст, пол и пр.): КТО ПЕРЕД ВАМИ.
• ситуации общения (официальная или неофициальная; степень знакомства; отношение к собеседнику; место и время общения и пр.): СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ.
• национальной специфики: НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОМИНИРУЮЩАЯ КУЛЬТУРА.
ПОЧЕМУ ВАЖНО СОБЛЮДАТЬ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ?
1. КРИТЕРИЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: показать, что вы «свой» в данной социальной группе.
2. КРИТЕРИЙ ОДОБРЕНИЯ: если в отношении вас соблюдаются нормы речевого этикета, то группа одобряет ваше поведение.
3. КРИТЕРИЙ УСПЕШНОЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: вежливость является основой благоприятного психологического климата в группе.
ПРИНЦИПЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
1. Вежливость – уважение к другим людям.
2. Тактичность – умение держать себя на людях, деликатность.
3. Внимательность – заботливое отношение к окружающим.
4. Пунктуальность – соблюдение регламента при выступлении (краткость речи).
5. Скромность – сдержанность в обнаружении своих достоинств и заслуг.
Слайд 16
ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
(с точки зрения иностранцев)
1.
Контактность (прикосновения, рукопожатия, дистанция).
2. Неформальность (переход на «ты»).
3. Стремление
к речевому доминированию и пониженная вежливость (перебивать, спорить и т.п.).
4. Регулятивность (поучение посторонних).
5. Откровенность (любые темы обсуждаются).
6. Искренность эмоций.
7. Конфликтность (не сгладить ситуацию, а найти виновного).
8. Пониженный речевой самоконтроль (спокойное отношение к речевым ошибкам).
Слайд 17
ФОРМУЛЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
1. НАЧАЛО ОБЩЕНИЯ
а) обращение; б)
приветствие; в) знакомство.
2. ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБЩЕНИЯ.
Наиболее типичны три ситуации:
рабочая (бытовая), торжественная, скорбная.
К речевым формулам относятся:
а) приглашение;
б) совет (предложение);
в) просьба;
г) согласие / отказ
д) поздравление;
е) благодарность;
ж) замечание/предупреждение;
з) соболезнование.
3. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЩЕНИЯ
а) резюмирование; б) комплименты; в) прощание
Слайд 18
СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
1. Ты/Вы (нет четких и строгих
норм перехода).
Общение на Вы применяется:
а) по отношению к незнакомому
адресату;
б) в официальной обстановке общения;
в) при подчеркнуто вежливом, сдержанном, «холодном» отношении;
г) к равному и старшему (по возрасту, положению).
Обращение на ты применяется:
а) по отношению к хорошо знакомому адресату;
б) в неофициальной обстановке общения;
в) при дружеском, «теплом», интимном, фамильярном отношении;
г) к равному и младшему (по возрасту, положению).
Слайд 19
2. Очередность приветствия (младший/старший, мужчина/женщина).
3. Номинация человека (гражданин,
товарищ, сударь). К незнакомому человеку лучше обращаться без номинации:
«Передайте, пожалуйста…».
4. Призыв к человеку (Эй, мужик!).
5. Нельзя: «Уважаемый господин ФИО».
6. Четко и без ошибок произносить ФИО.
7. Местоимения 3-го лица (он, она) в присутствии человека, о котором идет речь.
8. Неуместна частица –ка: сходи-ка!
9. Эвфемизмы (замена грубых или резких слов и выражений более мягкими): небесспорно; ушел из жизни; трудно назвать красавицей (умным).
10. Жесты, интонация, мимика, взгляд.