Слайд 2
На современном этапе развития
общества особое значение приобретают вопросы совершенствования речевой культуры. Культура
речи является частью общей культуры личности, а навыки владения грамотной связной речью - профессиональной потребностью во многих сферах общественной жизни. Поэтому задача обучения родному языку выступает как одна из главных задач дошкольного и школьного образования.
Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает не только умение грамматически правильно и связно строить высказывания, но и владеть богатством родного языка, его выразительными возможностями.
Проблема развития образности речи детей изучалась в лингвистическом, психологическом и
педагогическом аспектах.
Слайд 3
Понятие образности речи
Слова «образность», «образный» используются
в стилистике в разных значениях. Образность в широком смысле
этого слова - как живость, наглядность, красочность изображения - неотъемлемый признак всякого вида искусства, форма осознания действительности с позиций какого-то эстетического идеала, образность речи - частное ее проявление.
Слайд 4
Стилистика рассматривает образность
речи как особую стилевую черту, которая получает наиболее полное
выражение в языке художественной литературы. Попадая в художественный контекст, слово включается в сложную образную систему произведения и неизменно выполняет эстетическую функцию. «Слово в художественном произведении, - писал В.В. Виноградов, - совпадая по своей внешней форме со словом соответствующей национально-языковой системы и опираясь на его значение, обращено не только к общенародному языку и отражающемуся в нем опыту познавательной деятельности народа, но и к тому миру действительности, который творчески создается или воссоздается в художественном произведении.
Поэтому оно [слово] двупланово по своей смысловой направленности и, следовательно,
в этом смысле образно».
Слайд 5
Более узкое понимание образности
речи основано
на использовании слов в переносном
значении, с измененной семантикой. При этом слова, получающие образное значение, в художественном контексте в какой-то степени теряют свою номинативную функцию и приобретают яркую экспрессивную окраску. Изучение образного значения слова в этом смысле направлено на исследование лексических приемов, придающих речи эстетико-художественное значение.
Слайд 6
Образная речь является важной частью воспитания культуры речи.
Если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, умение
воспринимать и понимать средства выразительности, то у него в дальнейшем развивается умение использовать в своей речи разнообразные выразительные средства, речь становится образной
Живой народный русский язык обладает ни с чем не сравнимыми качествами в точности и образности. Богатство слов и обозначений соответствует разнообразию жизненных обстоятельств и действий, от этого и слово становится точным. А. М. Горький обратил внимание на то, как разнообразно можно выразить в слове то или иное переживание, чувство. Е. И. Тихеева говорит о неисчерпаемых возможностях обогащения языка детей в связи с разнообразием их деятельности.
Слайд 7
Важнейшими источниками развития образной, выразительной
речи , являются произведения
изобразительного искусства (Е.А.Флерина,
Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, Р.Г.Казакова );
Ознакомление с природой (Е.И.Тихеева, Н.Ф.Виноградова, Е.Н.Водовозова);
с художественной литературой и фольклором
(А.Е.Шибицкая, Л.М.Гурович, Р.И.Жуковская, О.С.Ушакова, Н.С.Карпинская
В исследованиях последних лет рассматривается проблема осознания таких образных средств, как эмоциональная лексика, пословицы и поговорки и фразеологизмы.
(Н.В. Гавриш, А.П. Илькова, А.И.Лаврентьева, Митькина, А.А. Смага)
Слайд 8
Художественная литература и фольклор имеют огромное значение в
деле воспитания человека и вместе с тем является одним
из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача — заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору.
Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Художественная литература воспитывает воображение: увлекательные живые образы книги вызывают у маленьких слушателей конкретные представления. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает художественная книга.
Слайд 9
Богатейшая сокровищница родного языка — народная сказка —
может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в
том случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку. Художественное рассказывание сказок даёт ребёнку возможность и видеть всё в ней происходящее, и переживать.
В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы,характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка. Сказочные образы хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, деда-мороза, Иванушки-дурачка, Марьи-Моревны и многие другие входят в жизнь, раскрывают перед детьми, в доступной для их понимания форме, понятие добра и зла, воспитывают чувства. Сказки животного эпоса вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.
Драматизируя сказку, ребёнок приучается переводить образы воображения на язык жестов, мимики, слов. Всё это как нельзя лучше вырабатывает у детей уменье действовать согласно замыслу, пробуждает в них высокие нравственные чувства.
Слайд 10
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети
учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства,
интонационно окрашивая свою речь, у них развивается умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Предлагаю детям самим подумать над смыслом пословиц. Естественно, что до ребенка доходит лишь внешний смысл пословицы. Переносимый смысл , связанный с глубокой моралью, часто остается недоступным. Например в пословице «любишь кататься, люби и саночки возить». По мере вхождения в быт, дети начинают чутко чувствовать иронию, юмор и сами начинают пользоваться им.Следует уделять больше внимание пониманию переносимого смысла пословиц, стараться использовать не только на занятиях, в играх, но и в быту.
Слайд 11
Развитие образности речи формировалось
главным образом при обучении детей составлению описательных высказываний. Между
тем в высказываниях типа повествования и рассуждения возможна вероятность появления разнообразных образных средств.
Использование загадок, как одной из форм образной народной речи, получило признание в работе детских садов.
Загадка- одна из малых форм устного народного творчества, в которой даются более яркие , характерные признаки предметов и явлений. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на различные стороны речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности, способствует формированию образности речи детей дошколят. Чтобы дети быстрее овладели описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, замечать красоту и своеобразие художественного образа. Учитывая материал к загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и конструкций.
Итак посредством загадки у детей развивается чуткость языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образностью речи.
Слайд 12
мнемотехника
Мнемотехника – это совокупность
правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации.
У детей с
речевой патологией существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушения звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Особенно важно развивать наглядно-образное мышление.
*
http://aida.ucoz.ru
Слайд 13
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше,
использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет
детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.
На индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков, в работе с детьми отмечается, что для точного повторения стихотворного текста, скороговорок достаточно схематичного изображения отдельных частей. Как показывает практика, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Слайд 14
Роль фразеологизмов очень важна. Они являются одним из
источников развития выразительности детской речи и находят свое отражение
в произведениях художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и в малых фольклорных формах.
Работа с фразеологическими оборотами интересна и увлекательна. Очень важно не только открыть детям значение того или иного фразеологизма, правильное его употребление в речи, но и обратить внимание детей на игру слов, меткость и образность нашего языка.
А способность человека с юмором относиться к тому, что происходит вокруг, увидеть долю иронии, даже в самом серьезном — есть признак талантливости и внутренней свободы. Именно таковы, до поры до времени, все мы в нашем детстве. И помните: выразительная и образная речь взрослых — лучший образец для детей, которому они с удовольствием подражают.
Слайд 16
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Игровое упражнение
«Закончи пословицу»
Без печки холодно,
без хлеба ... (голодно).
Не шуба греет, а ...
(хлеб).
Не будет хлеба, не будет и ... (обеда).
Хлеб на столе и стол ... (расцвел).
Инсценировка пословиц
Изобразите, как вы понимаете эти пословицы:
У страха глаза велики.
Пуганая ворона куста боится.
У нашего Трошки задрожали ножки.
Пугается, как заяц на ветру.
Прячется, как лягушка в камышах.
Слайд 17
Маленький труд лучше большого безделья
Слайд 18
Угадайте пословицы
Взрослый намеренно пропускает слова в известных пословицах
и предлагает на выбор несколько вариантов:
За (какой?) головой, как
за каменной стеной. (Умной, большой, старой.)
(Какую?) дружбу и топором не разрубишь. (Верную, долгую, красивую.)
(Что?) век не забудется. (Добро, богатство, бедность.)
Худо тому, кто (что?) не делает никому (добра, встреч, помощи ).
(Какое?) слово до сердца доходит (длинное, сердечное, непонятное).
(Какое?) слово, что дождь в засуху (доброе, короткое, веселое).
Людям забота, как воздух нужна, стать всем (какими?)
поможет она (выше, богаче, добрее).
Слайд 21
Знакомство с многозначными словами.
Слайд 22
Художник нарисовал 11 носов и носиков. Попробуй их
отыскать!
Слайд 23
Кто, как соловушка, поёт? Как лебёдушка, плывёт?
Как
сорока, трещит? Как сова, всё утро спит?
Кто здесь
выглядит орлом? Кого голубкой назовём?
Слайд 27
Не пускайте Козла в огород, Потому
что козёл - сумасброд:
Он немедленно вытопчет грядки,
Станет бегать по ним без оглядки.
Поступает он так не со зла - Необузданный нрав у Козла!
Пустить козла в огород - допускать кого-либо туда, куда он более стремится и где более всего опасен.Без оглядки - очень быстро, изо всех сил, не оглядываясь.
Считать ворон - быть крайне невнимательным, рассеянным,
ротозейничать.
Слайд 28
ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ
С ЖИВОПИСЬЮ
(использование образности речи)
Слайд 29
КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ ОБ ИСКУССТВЕ
Что привлекает
детей в возрасте 5-7 лет
- Теплые, яркие
цвета. Статистика свидетельствует,
что малыши отдают предпочтение красному.
- Разнообразные формы и контрастные цвета, без оттенков (как в конструкторе «Лего»).
- Кажущаяся (иллюзорная) трехмерность изображения, которое выглядит «как настоящее».
- Точное воспроизведение текстуры материала
(ткани, волос, меха и т. п.), когда хочется
не только увидеть, но и потрогать.
Слайд 30
- Картины, на которых изображены люди, животные или
легко узнаваемые элементы пейзажа - дом, поле, сад, деревня,
берег моря и т. п. (поэтому детям нравятся импрессионисты).
- Картины, показывающие людей в движении или в определенных позах (спящих, бегущих, ныряющих, падающих, танцующих и т. д.).
- Открытая передача эмоций в живописи любых эпох (смех, плач, нежность, гнев, удивление и т.п.).
- Простые композиции: одна центральная фигура
и минимум второстепенных элементов.
- Мелкие детали: их малыши замечают
в первую очередь.