Слайд 2
Чем губительно равнодушие?
Бесчувственность приносит боль близким.
Апатия разрушает жизнь
самого человека.
Безучастность власти к судьбе отдельного человека делает его
несчастным.
Слайд 3
Обломов – равнодушие к своему материальному положению, к
здоровью.
Настя – равнодушие к одинокой матери.
Провизор – равнодушие
к боли другого человека.
Печорин – неспособность понять страдание того, кто рядом, кто любит и считает себя другом.
«Преступление и наказание» – равнодушие общества и отдельных людей к страданиям бедных.
Слайд 4
СТРУКТУРА АРГУМЕНТА
Аргумент включает в себя несколько компонентов:
1) обращение
к литературному произведению: называем автора и заглавие произведения, его
жанр (если знаем; если не знаем, то так и указываем – "произведение");
2) его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения либо конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Будем не лишним несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п. Почему нельзя просто написать: "герой пошёл туда-то, сделал то-то"? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ; обязательно цитирование и обращение к конкретным эпизодам;
3) промежуточный вывод (промежуточный он потому, что завершает только одну из микротем, а не все сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель хочет донести до читателя мысль о …» и т.п. Важно: промежуточный вывод аргумента должен прямо соотноситься с тезисом, к которому мы привели этот аргумент.
Все эти компоненты располагаются друг за другом последовательно.
Слайд 5
Обратимся к рассказу А.П.Чехова «В аптеке».
Писатель очень тонко рассматривает глубину
души человека, показывает, как один человек нуждается в неотложной помощи, а другой открыто не хочет замечать данный факт. Первый пытается как-то войти в словесный контакт со вторым для того, чтобы отвлечься от мучающих болей и горячки. В лице провизора можно увидеть бесчувственное создание, которое теряет свой человеческий облик по причине отказа входить в положение больного.
Нельзя быть равнодушным и бесчувственным – вот главная идея рассказа. Без умения сострадать другим людям, мы становимся ничем. Несмотря на свое положение в обществе, социальную значимость и профессиональные навыки, люди должны помогать друг другу. А втор оставляет рассказ незавершенным. Из-за этого читатель сам может только предполагать, что в итоге случилось с больным. «Умер он или наутро сходил в аптеку?» - этот вопрос автор нарочито оставляет открытым. К трагедии может привести результат человеческого равнодушия.
Вставьте цитату.
Слайд 6
Анализ сочинений
Нельзя просто написать: Онегин, Базаров, Печорин, Эраст,
Обломов, Раскольников – равнодушные люди. Это фактическая ошибка. Связанная
с непониманием позиции автора. Это очень неоднозначные герои. Нужен серьёзный анализ.
Если трудно, берите произведения попроще. В них всё очевидно. (Настя, Ионыч, провизор, пассажиры Ионы, сын и невестка бабы Дуни)
Слайд 7
К чему они равнодушны? В чём истоки этого
равнодушия? Как оно проявляется? Чем губительно для окружающих?
Разве равнодушно
убивает Раскольников старуху и Лизавету? Он очень отзывчивый человек.
Базаров не отказывается от счастья из-за взглядов. Он признаётся Одинцовой в любви.
????Болконский сгубил жену своим безразличием. – Неверное утверждение.
Равнодушное отношение Клеща привело Анну к гибели. - Неверное утверждение.
Слайд 8
Впадаете в крайности.
Фактические неточности:
Соседка не виновата в смерти
пожилых супругов. Они умерли от старости. Своей смертью. «На
ужасные муки обретает соседка пожилого мужчину». - Неверное утверждение.
Два дня полз старик. «Время, которое понадобилось (вечер и вся ночь и весь следующий день), чтобы…»
Настя получила телеграмму о смерти матери.
Свидригайлов убивает свою жену. - Неверное утверждение.
Слайд 9
К.Г.Паустовский «Телеграмма»
«Настя работала секретарём в Союзе художников. Художники звали
её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза. Она была очень
занята — устраивала выставку молодого скульптора Тимофеева, поэтому положила письмо матери в сумочку не читая, только вздохнула с облегчением: если мать пишет — значит жива. В мастерской Тимофеева Настя увидела скульптуру Гоголя. Ей показалось, что писатель насмешливо и укоризненно смотрит на неё.
Две недели Настя возилась с устройством выставки Тимофеева. На открытие выставки курьерша принесла Насте телеграмму из Заборья: «Катя помирает. Тихон». Настя скомкала телеграмму и снова почувствовала на себе укоризненный взгляд Гоголя. В тот же вечер Настя уехала в Заборье».
Слайд 10
Орфография
По приезде
В заключение
Также – не начинаем, пишем слитно.
Екатерина
Ивановна Туркина
Из-за
Всё равно
Слайд 11
Стилистические
Онегин заигрывал с Ольгой, Ленский прЕревновал Ольгу.
Эпитет «ужасный»
не употребляем!!!
Слайд 12
Общее:
Анализ поверхностный, без цитат и эпизодов.
Очень формально написано.
Совсем нет личностного отношения.
Сначала классика, затем современные произведения.
Антиаргумент в
конце.