Слайд 2
Риторический вопрос
Риторический вопрос – это вопрос, ответ на который заранее
известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.
В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ.
Пример риторического вопроса: «Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался!» (А.С. Пушкин). Цель высказывания – не получить ответ на вопрос (который даже не снабжен вопросительным знаком), а привлечь внимание читателей к проблеме станционных смотрителей, с которыми ругался едва ли не каждый путешественник XIX века.
Слайд 3
Инверсия
ИНВЕРСИЯ [латин. inversio — переворачивание] (лингв., лит.).- перестановка
слов, нарушающая обычный порядок их в предложении; конструкция с
обратным порядком слов.
Например:
«Унылая пора! Очей очарованье (вм. очарованье очей)!» А.С. Пушкин.
Слайд 4
Градация
ГРАДАЦИЯ-1) Постепенность, последовательность перехода от одного к другому
с усилением или ослаблением проявления какого-л. признака, действия; разделение
какого-л. процесса на ступени, стадии, этапы. 2) Расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения как стилистический прием.
Например:
В заботе сладостно-туманной
Не час, не день, не год уйдёт…
Слайд 5
Бессоюзие
БЕССОЮЗИЕ-опущение союзов, связывающих грамматически однородные слова или предложения:
«сказано — сделано», «пришёл, увидел, победил», «назвался груздем —
полезай в кузов». Бессоюзие — стилистический приём, усиливающий выразительность речи, придающий ей сжатость, насыщенность.
Например:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
А.Блок
Слайд 6
Плеоназм
Плеона́зм (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — дублирование некоторого
элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и
то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста — а также само языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование. Плеоназм — оборот речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению.
Например:
Пожилой старик, молодой юноша.
Слайд 7
Анафора
АНАФОРА [греч. αναφορα — возвращение, единоначатие, скреп] —
повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических
рядов (полустиший, строк, строф).
Пример:
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид.
Слайд 8
Оксюморон
Оксю́морон, оксиморо́н (др.-греч.— «острая глупость») — стилистическая фигура или
стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением. Для оксюморона
характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта.
Пример:
Убогая роскошь наряда.
«С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив?» С.Есенин
Слайд 9
Эллипсис
Эллипсис — намеренный пропуск несущественных слов в предложении без
искажения его смысла, а часто — для усиления смысла и
эффекта.
Пример:
Зверю-берлога,
Страннику-дорога,
Мертвому-дроги,
Каждому-свое.
М. Цветаева.
Слайд 10
Многосоюзие
Многосою́зие (также Полисиндетон) (др.-греч. πολυσύνδετον — многосвязное) — стилистическая фигура,
состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно
для связи однородных членов.
Например:
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
А.С. Пушкин
Слайд 11
Метафора
Метафора- это перенос наименования
на сходстве вещей
по форме, цвету.
Пример:
Закат пылает, льется речь.
Золотой характер, хвост поезда.
Вычерпав
душу медью.
Наш общий европейский дом.
Слайд 12
Литота
Литота — это образное выражение, в котором содержится художественное
преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления.
Например:
Лошадь величиной с кошку.
Жизнь человека — один миг.
Мальчик с пальчик.
Слайд 13
Гипербола
Гипербола — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения,
с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли.
Например:
В сто сорок солнц закат пылал…
В.Маяковский
Многочисленный как песок на берегу моря.
Слайд 14
Сравнение
Сравнение – сближение двух предметов или явлений с
целью пояснения одного из них при помощи другого.
Например:
Как выжженная степь, черна
Стала жизнь Григория.
М.И.Шолохов
Слайд 15
Эпитет
Эпитет — слово или целое выражение, которое помогает слову(выражению)
обрести красочность, насыщенность.
Например:
Отговорила роща золотая
Березовым
весёлым языком.
С.Есенин
Веселым треском трещит затопленная печь.
А.С.Пушкин
Слайд 16
Перифраз
ПЕРИФРАЗ (от греческого periphrasis - иносказание) — замена
прямого названия описательным выражением, в котором указаны признаки не
названного прямо предмета.
Например:
Царь зверей – лев,
Туманный Альбион – Англия.
Люблю тебя, Петра творенье! - Люблю тебя, Санкт-Петербург!
Слайд 17
Метонимия
Метонимия - замена одного слова другим на основе
связи их значений по смежности.
Например:
«Театр рукоплескал» - вместо
«публика рукоплескала».
«Все флаги будут в гости к нам» – вместо «Все корабли будут в гости к нам».
Слайд 18
Парцелляция
Парцелляция – особое, необычное членение предложения.
Например:
«И снова. Гулливер.
Стоит. Сутулясь» П.Г.Антокольский
«Он тоже пошёл. В магазин. Купить
сигарет» (В. М. Шукшин).
Слайд 19
Ирония
Ирония – троп, состоящий в употреблении с целью
насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному.
Пример:
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков.
«Ну ты храбрец!», «Умён-умён…». Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.