Слайд 2
Язык народа – лучший, никогда не увядающий
и
вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…
К.Д. Ушинский
Слайд 3
Цель:
показать все богатство и могущество русского языка
на примере односоставных предложений
Задачи:
научиться работать с дополнительной
литературой, со справочным материалом
не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике
выражать свои собственные идеи в удобной для меня творчески продуманной форме
наглядно видеть, что дают языку такие важные односоставные предложения
Слайд 4
План работы:
Исследование
«Роль односоставных предложений в речи»
Дневниковая запись
Поэтическая
зарисовка «Один день»
Юмористическое поздравление
с Новым годом сказочного персонажа
Слово
о природе «Начни с себя»
Сценарий эпизода фильма по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Представление картины В.Серова
«Девочка с персиками»
Слайд 5
Исследование
«Употребление односоставных предложений в речи»
В
односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена,
причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его вообще не может быть.
Без четверти четыре. Четыре. Ждем.
Половина пятого… Пять… Тишина…
Шесть, семь… Светает.
Н.Некрасов
Все предложения в этом тексте односоставные.
По форме главного члена односоставные предложения делятся на две основные группы:
с главным членом – сказуемым,
с главным членом – подлежащим.
Слайд 6
Определенно-личные предложения
Определенно-личными называются
односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1-го
или 2-го лица изъявительного или повелительного наклонения (иду, идешь, идем, идете; пойду, пойдешь, пойдем, пойдемте; иди, идите). Так как окончания глаголов в этих формах достаточно определенно указывают на подлежащее
(я, ты, мы, вы), то подлежащее необязательно. Например:
Бесконечная Россия Что вьешься, ласточка, к окну,
Словно вечность на земле! Что, вольная, поешь?
Едешь, едешь, едешь, едешь, А.А. Дельвиг
Дни и версты нипочем! Люблю грозу в начале мая…
П.А.Вяземский Ф.И.Тютчев
Употребление определенно-личных односоставных предложений придает повествованию большую динамичность, энергичность, яркость, точность, делает его более лаконичным, тогда как предложения с местоимениями являют собой «речь более вялую, спокойную, но ничем не более ясную».
Слайд 7
Неопределенно-личные предложения
Неопределенно – личными
называются односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме
3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени.
В одно тихое, теплое утро в больницу принесли письмо. (А. П. Чехов)
Что новенького в газетах пишут? (М.А.Шолохов)
Потом его в степи без чувств нашли. (М.Ю. Лермонтов)
На берегу разожгли костер, начали варить уху, затянули песню.
Возле этой осинки летом стог поставили. (М.Пришвин)
В неопределенно-личных предложениях внимание сосредоточивается на факте, событии, действии. Действующее лицо остается либо необозначенным, либо оно неопределенно или неизвестно, и потому указание на него невозможно. В любом случае предложение лишено грамматического подлежащего. В неопределенно-личных предложениях действия автора не так важны, как то, что происходит в окружающем мире. Сведения о действующем лице
(или лицах) мы можем понять только из контекста или из ситуации.
Слайд 8
Обобщенно-личные предложения
Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения
без подлежащего с таким сказуемым-глаголом, который называет действие, имеющее
отношение к любому лицу. Этот тип предложений носит обобщенный характер. Такое значение передается формами глагола 2-го лица единственного или множественного числа. Обобщенно-личные предложения типичны для пословиц, афоризмов, для повествования с обобщенным смыслом. Особенностью является действие, происходящее в любое время без каких-либо ограничений.
Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).
Слезами горю не поможешь (пословица).
В лес дров не возят (пословица)
Обобщенно-личные предложения употребляются, когда автор хочет подчеркнуть закономерную картину с медленной сменой действий. Также они отражают чувства мысли автора, его мнение к окружающему миру. Читатель сопереживает вместе с героем, так как полностью стал участником действий произведения благодаря употреблению обобщенно-личных предложений.
Слайд 9
Безличные предложения
Безличные предложения – это односоставные предложения со
сказуемым при котором нет и не может быть подлежащего.
Например:
Утром долго не светало. (А. Платонов)
И в роще не слышно теперь соловья! (И.И. Козлов)
Под вечер подморозило.
Безличные предложения передают состояние природы (явления), физическое, внутреннее состояние человека (знобит, нездоровится). В таких предложениях не нужно подлежащее, оно даже не подразумевается. На главном месте стоит только глагол, выражающий состояние, явление. Очень часто такие предложения встречаются в разговорной речи для того, чтобы придать беседе просторечие, особенно при употреблении инфинитива, который несет эмоциональную окраску. Поэтому такие безличные предложения часто встречаются в лозунгах, в публицистической речи, чтобы придать тексту точность, лаконичность и побудить к активному действию. Художники слова обращаются к инфинитивным
предложениям как к средству создания
непринужденно-разговорной окраски речи
и вводят их в диалоги и монологи,
насыщенные эмоциями.
Слайд 10
Назывные предложения
Назывные предложения – это
безглагольные односоставные предложения, у которых главный член выражен существительным.
Например:
Лес. Палатка. Плеск речной волны. (Яшин)
Дым костра. Сырых шинелей груда. (Сурков)
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
В.А.Жуковский
Назывные предложения употребляются в художественной литературе (поэзии, прозе), в газетных и журнальных очерках, статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений ( или глав, частей) очень лаконично и ярко рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку. Умелый подбор существительных у автора помогает четко представить нарисованный словами пейзаж. Например, перечисление мелькающих перед глазами предметов дает возможность представить картину как бы в движении, напоминающую быстро сменяющие друг друга кинокадры.
Слайд 11
Заключение:
На протяжении всего исследования я
пыталась показать роль односоставных предложений в разговорной и письменной
речи. Значимость таких предложений велика, потому что они употребляются во всех стилях и типах речи, придавая тексту лаконичность, эмоциональность, краткость, динамику, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений. Обобщенно-личные предложения подчеркивают общность всех людей в мире в целом, так как объединяют их как равных, обращаясь к ним с поучениями, пословицами, афоризмами. Самыми распространенными являются безличные предложения, без которых мы просто не можем выразить свои мысли, чувства. Такие предложения ярко характеризуют состояние природы или человека, описывают пейзаж понятно и просто, конкретно, лаконично указывают на то, что есть или чего нет. Назывные предложения помогают довести замысел автора до самой глубины нашей души, выделяя какие-то конкретные объекты из окружающей картины, именно при помощи них мы представляем действие в виде кинофильма со сменяющимися кадрами. Без односоставных предложений речь была бы слишком скучна, проста и некрасива. А они придают образность, выразительность и эмоциональность, что помогает понять замысел автора в книгах или в разговоре.
Слайд 12
Дневниковая запись…
31 декабря. Мой
корабль приблизился к Австралии.
Жара. Яркое солнце. Вышла на
палубу и вдруг заметила ярко-зеленый берег.
Бросили якорь, брызги от такого тяжелого падения
остановились в воздухе, замерцала разноцветная радуга. Теплый ветер. Сняла шляпу и сапоги, резко опустила ноги в воду и пошла по горячему песку. Земля!!! Как долго ждали этого момента!
Нас встретили темнокожие люди с пиками. Они удивленно стояли, так как в первый раз увидели «белых». Я попыталась объяснить, что приехали мы с добрым намерением. Вождь сделал шаг вперед к нам, но все равно на его лице выступает недовольная физиономия. С первого взгляда нам стало понятно об образе жизни племени. Я подала знак Джеку принести с корабля ящики с пряностями и шоколадом. Жители Австралии от такого подарка не отказались, а лишь предложили что-нибудь взамен. Мне было неловко…
Слайд 13
Один день
Утро. Сквозь клочья дыма,
застывшего над костром, виднеются верхушки деревьев.
Сегодня наконец-то наступил день нашего путешествия по тропам Алтая.
Хотя уже солнышко на горизонте, в палатках тишина, только слышится какой-то шум, трепыханье из соседних кустов. Эти громкие звуки разбудили наш отряд. Возня. Шорох. Тихие голоса. И вся наша команда вмиг оказалась возле «объекта» шума. Непроснувшиеся, неумытые, стоим, пытаясь что-либо
разглядеть, мы насторожились. Ах! Это оказалась ранняя пташка, запутавшаяся в ветвях смородины, разбудила весь люд.
Что случилось с ней? Как она оказалась здесь? Эти вопросы не давали покоя моим родителям. Отпустили птичку. Жалко ее стало! Разве может кого-то оставить равнодушным это заключение. Необходимо всегда помогать по мере возможности. И жить на свете станет светлее и добрее.
Звон тарелок и стаканов. Завтрак – самое приятное время для беседы.
- Как спалось? - спрашиваю я. Мама в ответ:
Прекрасно. Пение ночных птиц. Шуршанье жучков в траве. Стрекотанье кузнечиков. Потрескивание дров костра.
Что может быть чудеснее?
Мы быстро начинаем собираться в поход…
Один день
Утро. Сквозь клочья дыма, застывшего над костром, виднеются верхушки деревьев.
Сегодня наконец-то наступил день нашего путешествия по тропам Алтая.
Хотя уже солнышко на горизонте, в палатках тишина, только слышится какой-то шум, трепыханье из соседних кустов. Эти громкие звуки разбудили наш отряд. Возня. Шорох. Тихие голоса. И вся наша команда вмиг оказалась возле «объекта» шума. Непроснувшиеся, неумытые, стоим, пытаясь что-либо
разглядеть, мы насторожились. Ах! Это оказалась ранняя пташка, запутавшаяся в ветвях смородины, разбудила весь люд.
Что случилось с ней? Как она оказалась здесь? Эти вопросы не давали покоя моим родителям. Отпустили птичку. Жалко ее стало! Разве может кого-то оставить равнодушным это заключение. Необходимо всегда помогать по мере возможности. И жить на свете станет светлее и добрее.
Звон тарелок и стаканов. Завтрак – самое приятное время для беседы.
- Как спалось? - спрашиваю я. Мама в ответ:
Прекрасно. Пение ночных птиц. Шуршанье жучков в траве. Стрекотанье кузнечиков. Потрескивание дров костра.
Что может быть чудеснее?
Мы быстро начинаем собираться в поход…
Слайд 14
Новогоднее поздравление
Дорогой заяц! Наступает долгожданный праздник веселья, радости
и счастья – Новый год. Как долго ждали его.
Душистый запах елки. Солнечные мандарины. Разноцветные игрушки.
Все это напоминает мне о приближении праздника. И в этот день я бы очень хотел поздравить тебя, пожелать всего-всего хорошего и исполнения желаний.
Знаешь, заяц. Мне скучно без тебя сидеть дома. Приходи ко мне в гости, не стесняйся. Я тебя больше никогда не обижу так как стал взрослым и понял: без друзей жить очень плохо. Давай забудем все обиды, разочарования. А следующий год Быка принесет тележку добра, вагон шуток и море отличного настроения.
С наилучшими пожеланиями,
Волк
«Ну, погоди»
Новогоднее поздравление
Дорогой заяц! Наступает долгожданный праздник веселья, радости и счастья – Новый год. Как долго ждали его.
Душистый запах елки. Солнечные мандарины. Разноцветные игрушки.
Все это напоминает мне о приближении праздника. И в этот день я бы очень хотел поздравить тебя, пожелать всего-всего хорошего и исполнения желаний.
Знаешь, заяц. Мне скучно без тебя сидеть дома. Приходи ко мне в гости, не стесняйся. Я тебя больше никогда не обижу так как стал взрослым и понял: без друзей жить очень плохо. Давай забудем все обиды, разочарования. А следующий год Быка принесет тележку добра, вагон шуток и море отличного настроения.
С наилучшими пожеланиями,
Волк
«Ну, погоди»
Слайд 15
Сейчас двадцать первый век – время машиностроения, изобретений,
новшеств.
Природа раньше являлась единым целым с человеком. А
сейчас что происходит? Мы постепенно отдаляемся от нее, становимся грубыми, лицемерными, жадными. Время не стоит на месте, природа так же меняется по сравнению с первозданной. Не можем ответить на вопрос:
«Почему так происходит? В чем состоит причина?»
Мы привыкли считать виноватыми всех людей
в мире в целом. Огромные лозунги говорят:
«Природа в опасности, ей необходима наша помощь». Но пока мы ищем виноватого, время идет.
В нашем селе немало проблем, касающихся благоустройства, красоты, даже уюта каждого дома. Прежде чем будем это обсуждать, уберем мусор во дворе соей усадьбы, подметем, посадим цветы. Начнем с себя!
Сейчас двадцать первый век – время машиностроения, изобретений, новшеств.
Природа раньше являлась единым целым с человеком. А сейчас что происходит? Мы постепенно отдаляемся от нее, становимся грубыми, лицемерными, жадными. Время не стоит на месте, природа так же меняется по сравнению с первозданной. Не можем ответить на вопрос:
«Почему так происходит? В чем состоит причина?»
Мы привыкли считать виноватыми всех людей
в мире в целом. Огромные лозунги говорят:
«Природа в опасности, ей необходима наша помощь». Но пока мы ищем виноватого, время идет.
В нашем селе немало проблем, касающихся благоустройства, красоты, даже уюта каждого дома. Прежде чем будем это обсуждать, уберем мусор во дворе соей усадьбы, подметем, посадим цветы. Начнем с себя!
«Начни с себя…»
Слайд 16
Сценарий эпизода фильма по главе из произведения
А.С.Пушкина «Капитанская
дочка»
Глава II
Вожатый
1 действие
Дорога. Едет кибитка сквозь густой туман,
в темноте ничего не было видно. Снег повсюду. На облучке сидит Савельич, изредка покрякивая.
Гринев. Ну, ну, Савельич! полно, помиримся, виноват; вижу сам, что виноват. Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел. Обещаюсь вперед вести себя умнее и слушаться тебя. Ну, не сердись; помиримся.
Савельич. Эх, батюшка Петр Андреич! Сержусь-то я на самого себя; сам я кругом виноват. Как мне было оставлять тебя одного в трактире! Что делать? Грех попутал: вздумал забрести к дьячихе, повидаться с кумою. Так-то: зашел к куме, да засел в тюрьме. Беда да и только!.. Как покажусь я на глаза господам? что скажут они, как узнают, что дитя пьет и играет.
Печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто снегом. Солнце на закате. Кибитка ехала по узкой дороге, проложенной крестьянскими санями…
Сценарий эпизода фильма по главе из произведения
А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Глава II
Вожатый
1 действие
Дорога. Едет кибитка сквозь густой туман, в темноте ничего не было видно. Снег повсюду. На облучке сидит Савельич, изредка покрякивая.
Гринев. Ну, ну, Савельич! полно, помиримся, виноват; вижу сам, что виноват. Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел. Обещаюсь вперед вести себя умнее и слушаться тебя. Ну, не сердись; помиримся.
Савельич. Эх, батюшка Петр Андреич! Сержусь-то я на самого себя; сам я кругом виноват. Как мне было оставлять тебя одного в трактире! Что делать? Грех попутал: вздумал забрести к дьячихе, повидаться с кумою. Так-то: зашел к куме, да засел в тюрьме. Беда да и только!.. Как покажусь я на глаза господам? что скажут они, как узнают, что дитя пьет и играет.
Печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто снегом. Солнце на закате. Кибитка ехала по узкой дороге, проложенной крестьянскими санями…
персиками»…
Известная картина В.Серова…
Веселое,
радостное настроение… Яркое, светлое утро… Завтрак…
Абрамцево. Местечко под Москвой.
Художник в гостях у Саввы Ивановича Мамонтова, человека богатого, глубоко понимавшего и любившего искусство. Хозяин дома выслушал причину приезда живописца и дал совет: рисуй Верушку, доченьку мою.
Девочка была непоседой. Она никогда не желала позировать, то есть долго сидеть в одном положении.
- Попробуй, - уверял Савва Иванович, - у тебя получится.
Верушка, веселая, светящаяся влетела в комнату, рассказывая быстро, торопясь какую-то забавную историю. Она сидела напротив Серова. Свежее румяное лицо. Загорелые руки. Черные глаза-угольки. Девочка намиг перестала разговаривать, только смотрела на художника. В таком состоянии Серов и изобразил ее.
Слайд 18
Данная работа может быть использована как наглядное пособие
при изучении односоставных предложений
в восьмом классе.
Я считаю,
что в своем проекте показала роль односоставных предложений в разговорной речи и в произведениях писателей и поэтов, придавая им образность, эмоциональность и выразительность.
Слайд 19
Синквейн
Проект
Исследовательский, познавательный
Искать, находить, сочинять
Помогает выразить собственные идеи в
удобной для меня продуманной форме
Творчество