Слайд 2
ПЛАН:
ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА «ЭТНОСТЕРЕОТИПЫ» И ПОЯВЛЕНИЯ национального стереотипа.
В чем
состоит лингвистический аспект изучения этностереотипов?
Признаки этностереотипов
Виды этнических стереотипов
ФУНКЦИИ
ЭТНОСТЕРЕОТИПОВ
Этносоциальные задачи
Слайд 3
ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА «ЭТНОСТЕРЕОТИПЫ» И ПОЯВЛЕНИЯ национального стереотипа.
Термин этностереотип понимается здесь
как стандартное представление, имеющееся у большинства людей, составляющих тот
или иной этнос, о людях, входящих в другой или в собственный этнос . Понятие этностереотипа тесно связано с понятием коннотации, определяемое как стандартная, устойчивая ассоциация, которую вызывает в языковом сознании носителей языка употребление того или иного слова в данном значении (напр., употребление слова осел в его прямом значении у носителей русского языка вызывает ассоциацию с такими свойствами, как тупость и упрямство); определение понятия коннотация и коннотативных смыслов .
Изучение этностереотипов – часть более общей проблемы, которую условно можно обозначить как «стереотипы сознания и их языковое выражение».стереотипы, связанные с различиями людей по полу (они изучаются в рамках так наз. гендерной лингвистики), стереотипные представления об исполнении тех или иных социальных ролей и о характеристиках таких ролей (напр., ролей учителя, судьи, врача, продавца, пассажира и т. п.), и многие другие. В той или иной форме подобные стереотипы получают языковое выражение – в виде слов, словосочетаний, фразеологически или синтаксически обусловленных конструкций и т. п., которые, как это вполне очевидно, должны получать определенную лингвистическую интерпретацию.
Слайд 4
Этностереотипы—одна из разновидностей стереотипов сознания.
В современной этнографии, культурологии
и социальной психологии тема этностереотипов весьма популярна. Однако в
лингвистике она изучена недостаточно. Одна из первоначальных задач такого изучения – отделить лингвистический аспект темы от всех остальных, понять, что в этой проблематике заведомо не относится к компетенции языковедов.
Например, вопрос о том, насколько соответствует тот или иной стереотип реальным свойствам представителей данного этноса, находится, по-видимому, вне сферы лингвистики и ее интересов.«национальные» стереотипы имеют особый общественный вес, поскольку в основе таких стереотипов лежит универсальная оппозиция «свой-чужой», в свою очередь составляющая базу для формирования народного (традиционного) мировоззрения. Восприятие представителей различных этнических групп связано также с актуальными отношениями и конфликтами между этими группами.
Слайд 5
В чем состоит лингвистический аспект изучения
этностереотипов?
Во-первых, важно понять, какие сферы жизни того или иного
народа, личностные свойства людей, составляющих его, их интеллектуальные, психические, антропологические особенности становятся объектами оценки. Очевидно, что это разного рода о т ли ч и я, то, что «не похоже», что выделяет данную национальную культуру среди других. Повторяемость отрицательных или положительных оценок, их массовость (среди представителей данного этноса) и устойчивость во времени – условие формирования этностереотипов. Объектами оценки, в частности, могут быть национальные традиции и обычаи, модели повседневного поведения, черты национального характера, особенности анатомии, физических движений, походки, речи и многое другое. Ср. стереотипное представление о грузинах, запечатленное в современных русских анекдотах: «Это человек заметный, шумный, пестро, часто безвкусно, но всегда «богато» одетый. Больше всего на свете грузин озабочен тем, что у него чего-то нет, он очень любит прихвастнуть, показать свое реальное или мнимое богатство. Грузины в русских анекдотах – люди гостеприимные, любящие компанию, застолье, тосты; щедрые, иногда слишком щедрые. Грузины преувеличенно мужественны, но при этом отношение к женщине у них «восточное», как к низшему существу…»
Во-вторых, необходимо выделить языковые единицы – слова, фразеологизмы, синтаксические конструкции, которые можно интерпретировать как средства обозначения этнических стереотипов.
Слайд 6
Признаки этностереотипов.
Этнокультурные стереотипы демонстрируют широкое распространение и
повторяемость, будучи передаваемы в рамках отдельной традиции от поколения
к поколению, а также большую степень устойчивости к изменениям. Данная группа стереотипов подвержена влиянию исторических факторов, а также обусловлена национальными мифами и традициями. Этим обусловлен интровертный, регулятивный характер данного класса стереотипов, определяющий формирование представлений о «чужих». Каждая традиция создает портрет «чужака», опираясь на «свою» систему представлений и ценностей, априори имея мнение о «чужой» культуре и традициях.
В связи с этим познавательный компонент этнических стереотипов может проявляться в формировании предубеждений, предрассудков, суеверий с преобладанием негативной оценки в отношении «чужих», приписывавшей стереотипам функцию однозначно негативной оценки.
В оценочном компоненте этнокультурных стереотипов действительно преобладает негативное отношение к представителям иных этносов , что обусловлено не только этноцентризмом, но и явлением мегаломании ( самовозвышения) ,которое свойственно всем народам на определенном этапе их исторического развития и составляет необходимый элемент народного менталитета.
Слайд 7
Виды этнических стереотипов
Этнические стереотипы могут быть двух видов :
Автостереотипы
(описание собственного этноса) и гетеростереотипы (описание другого, не своего,
этноса).
Для автостереотипов характерно стремление внести в их содержание идеалы собственного этноса, поддержание наиболее самобытных качеств национального характера.
Для гетеростереотипов характерна склонность к антропостереоретипам, то есть обусловленности стереотипа внешним обликом индивида.
На основе стереотипов формируется этнический образ — форма описания этноса, в которой выделяются наиболее значимые и типичные свойства, и которые основываются на чувственном восприятии своего или чужого этноса. Этнический образ служит эталоном, в соответствии с которым человек мотивирует свое собственное поведение и ожидание его от других людей.
Слайд 8
ФУНКЦИИ ЭТНОСТЕРЕОТИПОВ
Три основные функции стереотипов: познавательную, коммуникативную, функцию
укрепления и защиты позитивной групповой идентичности.
Коммуникативная функция этнических стереотипов
служит для осуществления обмена информацией между представителями «своего» сообщества (как опознать «своего» среди «чужих» и «чужого» среди «своих), стереотипы помогают в межкультурном общении прогнозировать поведение собеседника.
С помощью познавательной функции этнических стереотипов формируется образ внешнего мира и своего собственного микрокосма, за счет использования стереотипов достигается когнитивная экономия.
Защитная функция этнических стереотипов проявляется в том, что они способствуют сохранению традиционной системы ценностей как по отношению к своему сообществу (автостереотипы), так и по отношению к «чужим» (гетеростереотипы).
Слайд 9
ЗАДАЧА ЭТНОСТЕРЕОТИПОВ
Этнические стереотипы помогают решать следующие этносоциальные задачи:
Защита территории этнических границ
Предпочтение соотечественников (соплеменников) мигрантами
Базирующееся на
усилении чувства солидарности со своими и чувства вражды (подчас непримиримой) по отношению к иноплеменникам.