Слайд 2
Теория этничности формировалась в англо-американской
антропологии с начала ХХ в.
Д. Бринтон (1837-1899 гг.)
– основной фактор самоопределения личности – принятие целей и идеалов этнической группы; самоопределение «навязывается» человеку группой через средства коммуникации; группа определяет становления личности.
У. Самнер (1840-1910 гг.) - дихотомия «мы-группа» и «они-группа» формируется на основе этноцентризма, который является базовым чувством для каждой из групп.
У. Л. Уорнер (1898-1970 гг.): « Социальная жизнь современного сообщества» (1941), «Социальные системы в американских этнических группах» (1945), «Живые и мертвые» (1959) и тд.
У. Л. Уорнер впервые использовал термин ethnicity «этничность»:
"Этничность… один из нескольких факторов, как меняющихся под воздействием социальной системы, так и изменяющих её. Остальными факторами считаются возраст, пол и религиозная принадлежность… …Каждый из этих факторов, отделяя индивида от одних классов, отождествляет его с другими... Этничность может быть оценена почти полностью на биологической основе или на исключительно на социальных характеристиках»
Слайд 3
Впервые трактовка термина «этничность» появилась в Оксфордском словаре
английского языка в 1972 г.
В англо-американской традиции этничность рассматривается
как эмоции и рационализации индивида, который ощущает себя членом отдельной этнической группы или нескольких групп.
Примордиалистский подход к определению этничности
(П.Ван ден Берге, Э.Смит, Ж.Де Вое и др.):
осознание групповой принадлежности заложено в генетическом коде и является продуктом ранней человеческой эволюции.
Культурный вариант примордиализма рассматривает этничность
как разделяемое членами группы представление о единых характеристиках: территория, язык, экономика, расовый тип, религия, мировоззрение и психический склад.
Конструктивисткий подход к определению этничности
(Б.Андерсон, П.Бурдье, Ф.Барт, Э.Геллнер, Э.Хобсбаум и др.):
Этничность – это процесс социального конструирования общности людей, основанный на вере, что они связанны естественными и природными связями, единым типом культуры и представлением, или мифом об общности происхождения и общей истории. Этничность представляется не врожденной, а динамичной, изменяющейся характеристикой человека и группы.
Слайд 4
Ф. Барт (1928 - 2016).
«Models of Social
Organization». 1966; «Ethnic Groups and Boundaries the Social Organization
of Culture Difference». 1969
Этничность - форма социальной организации культурных различий, при установлении границ. Важнейшие аспекты при определении - самокатегоризация и внешняя категоризация. Ключевую роль в конструировании этничности играет политика этнического предпринимательства, мифотворчество, чувство солидарности
Б. Э. Геллнер (1925– 1995)
«Нации и национализм» (1983); «Государство и общество в советской научной мысли» (1988); «Национализм» (1999).
Определяет нацию через сопричастность, солидарность, добровольную идентификацию и разделяемое противопоставление.
Э. Хобсбаум (1917- 2012)
«Нации и национализм после 1780 г.» (1990 г, русск. пер. 1998);
Национализм создает нации
Б. Андерсон (1936 -2015 )
«Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism» 1983.
Нации - «воображаемые сообщества». Инструменты их создания - СМИ, которые распространяют смыслы и создают базис для эмоционального чувства принадлежности. Основными причинами появления национализма являются: ограничение использования языка элит, стремление разрушить идею божественного и монархического правления, а также появление прессы.
Слайд 5
Теория этничности в отечественной этнологии
Примордиалистский подход к определению
этничности
(В.И. Козлов, С.Е. Рыбаков, И.Ю. Заринов, Ю.В. Пивоев и
др):
С.Е. Рыбаков считает, что этничность – это свернутая историческая память человечества, которая проявляется в конкретно-локальных вариациях.
И.Ю. Заринов отмечает, что этничность выступает как объективная историческая реальность, находящая воплощение в этносе и материализованная в его культуре.
Ю.В. Пивоев выделяет ряд признаков этничности: почва, кровь, язык, менталитет, художественная культура, быт и мифология
Конструктивисткий подход к определению этничности
(В.А. Тишков, А.А. Никишенков, С.Н. Абашин, С.В.Чешко и др.):
- этничность – это форма социальной организации культурных различий;
- этнические общности – это социальные конструкции, создаваемые и поддерживаемые целенаправленными усилиями людей;
- проявления этнической идентичности зависят от конкретного времени и места;
- единство этнической группы определяется ее способностью противостоять другим подобным образованиям.