Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Социологические концепции Питирима Сорокина

Содержание

План Питирим Александрович СорокинСоциологическая теорияТеория стратификацииСуперсистемыИдеациональная культураЧувственная (или сенситивная) культураИдеалистическая культураВыводИспользованная литература
Министерство здравоохранения и социального развития   Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия   Кафедра План Питирим Александрович СорокинСоциологическая теорияТеория стратификацииСуперсистемыИдеациональная культураЧувственная (или сенситивная) культураИдеалистическая культураВыводИспользованная литература Питирим Александрович Сорокиносновоположник русской и американской социологических школ. Его теория существования суперсистем Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие СуперсистемыВсе имевшие место в истории человечества культурные системы философ делит на три Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» в конкретном обществе идеациональная и чувственная Идеациональная культурапо своей сути, религиозна. Она основана «на принципе сверхчувственности и сверхразумности Высшей идеациональной истиной у Сорокина является «истина веры». «Она непогрешима и дает Чувственная (или сенситивная) культураявляется антиподом идеациональной. По мнению Сорокина, она существовала во Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателями этого искусства являются Серьезные проблемы, по мысли философа, существуют и в функционировании истины. Целостное мировоззрение Идеалистическая культураОна связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь На основе всех интегративных параметров Питирим Сорокин констатирует, что Запад находится в ВыводП.А. Сорокин, как и его предшественники О. Шпенглер и А. Тойнби, утверждал, Использованная литератураhttp://hronos.km.ru/biograf/sorokin.html  http://www.spbumag.nw.ru/OLD/Spbum26-96/5.html  http://www.komi.org/sorokin.htmlПархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001.-с.70-72.
Слайды презентации

Слайд 2 План
Питирим Александрович Сорокин
Социологическая теория
Теория стратификации
Суперсистемы
Идеациональная культура
Чувственная (или

План Питирим Александрович СорокинСоциологическая теорияТеория стратификацииСуперсистемыИдеациональная культураЧувственная (или сенситивная) культураИдеалистическая культураВыводИспользованная литература

сенситивная) культура
Идеалистическая культура
Вывод
Использованная литература




Слайд 3 Питирим Александрович Сорокин
основоположник русской и американской социологических школ.

Питирим Александрович Сорокиносновоположник русской и американской социологических школ. Его теория существования

Его теория существования суперсистем культуры — одна из наиболее

оригинальных культурологических концепций XX в. Она изложена в четырехтомном труде «Социокультурная динамика» (1937—1941). »

Слайд 6 Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных

Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая

культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с

тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность,которая,в свою очередь, является «основой и фундаментом всякой культуры

Слайд 7 Суперсистемы
Все имевшие место в истории человечества культурные системы

СуперсистемыВсе имевшие место в истории человечества культурные системы философ делит на

философ делит на три основных типа, которые, по его

мнению, и образуют три суперсистемы: две противоположные друг другу — идеациональную и чувственную (или - сенситивную) и третью — смешанную, промежуточную между ними — идеалистическую. В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная — реальна, адекватна восприятию наших органов чувств. 

Слайд 8 Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» в конкретном

Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» в конкретном обществе идеациональная и

обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не

реализуются. Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период. Предложенную типологию суперсистем культуры философ наполняет фактическим содержанием, выделяя основные ее составляющие — искусство, истину, мораль, право — и давая им характеристики. 

Слайд 9 Идеациональная культура
по своей сути, религиозна. Она основана «на

Идеациональная культурапо своей сути, религиозна. Она основана «на принципе сверхчувственности и

принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и

ценности». Ее черты отчетливо проявляются в культуре Брахманской Индии, Древнего Китая (VIII—VI вв. до н.э.), Древней Греции (IX—VI вв. до н.э.) и в западноевропейском Средневековье V—XII вв. Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями — сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события. «Это не искусство одного профессионального художника, а творчество безымянного коллектива верующих, общающихся с Богом и со своей собственной душой». Стиль этой художественной культуры символичен и во многом формален. Художественный образ идеационального искусства воплощается: в архитектуре церковных зданий, которые выполнены в романском стиле и в ранней готике; в богослужебных музыкальных песнопениях, хоралах, мессах, реквиемах; в религиозных литературных молитвах, гимнах, проповедях, житиях святых. 

Слайд 10 Высшей идеациональной истиной у Сорокина является «истина веры».

Высшей идеациональной истиной у Сорокина является «истина веры». «Она непогрешима и

«Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных

ценностях». Божественное откровение идеациональной истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения. Идеациональные этические ценности и нормы строятся на единении со сверхчувственным .Абсолютом и воспринимаются как безусловные, неизменные, вечные. В свою очередь, отношение к житейским наслаждениям и удовольствиям в этой культуре негативно. Главным является безупречное исполнение людьми своих обязанностей между Богом и обществом. Идеациональное право также опиралось на абсолютные и неизменные принципы, данные Богом. Ересь и вероотступничество, подрывающие религиозные устои, карались с особой жестокостью, часто публично. Нормы, законы и формы его применения в идеациональной культуре абсолютны и жестки. Юридическое сознание данного общества «свободно от всяких сомнений, не допускает критики и обсуждения». 

Слайд 11 Чувственная (или сенситивная) культура
является антиподом идеациональной. По мнению

Чувственная (или сенситивная) культураявляется антиподом идеациональной. По мнению Сорокина, она существовала

Сорокина, она существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии,

в античной Греции и Риме. Начиная с XV в. этот тип культуры становится доминирующим в Западной Европе, включая и XX столетие.
Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства — доставить удовольствие реципиенту (т. е. зрителю, слушателю, читателю), снискать у него успех, признание и славу.

Слайд 12 Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма.

Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателями этого искусства

Создателями этого искусства являются профессиональные художники. Однако «рядом с

этими великолепными достижениями, — подчеркивает Сорокин, — наше чувственное искусство заключает в себе самом вирусы разложения и распада...», которые «и обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки»). По мысли философа, искусство становится «музеем социальной патологии». И все же Сорокин далек от пессимизма: на смену разрушительным тенденциям чувственного искусства он ожидает приход нового, и скорее всего идеационального, искусства. 

Слайд 13 Серьезные проблемы, по мысли философа, существуют и в

Серьезные проблемы, по мысли философа, существуют и в функционировании истины. Целостное

функционировании истины. Целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме культуры подменяется

мешаниной «из кое-как склеенных друг с другом фрагментов науки».  Если период становления чувственной культуры сопровождался гармонизацией правовых отношений, укреплением нравственных основ общества, то в период упадка западной культуры наблюдается крах всего образа жизни и поведения людей. Мораль и право девальвируются и перестают выполнять свои объединительные функции внутри общества.

Слайд 14 Идеалистическая культура
Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая

Идеалистическая культураОна связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и

как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Ее расцвет

приходится на золотой век античной культуры (V—IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII—XIV вв.). Для главных составляющих идеалистической культуры — искусства, истины, морали, права — действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности. 

Слайд 15 С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из

С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки,

разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический

материал, П.А. Сорокин пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная. 

Слайд 16 На основе всех интегративных параметров Питирим Сорокин констатирует,

На основе всех интегративных параметров Питирим Сорокин констатирует, что Запад находится

что Запад находится в последней чувственной фазе и что кризис его

имманентный. Он последовательно вскрыл причины этого положения дел: политическую (концентрация власти в руках безответственных личностей) и морально-этическую (анархия, проникшая в систему моральных норм). Идеологическая безответственность и анархизация разъедают общество, и какими бы сдерживающими механизмами Запад ни манипулировал, он находится в последней стадии «чувственных систем». Носителем этого этапа чувственной системы была Западная Европа, но ее пик творческого развития, когда она создавала чувственную культуру, уже пройден. Таким образом, П. Сорокин вынес свой вердикт западному миру, куда более строгий, чем укоризна О. Шпенглера или христианская печаль А. Тойнби.

Слайд 17 Вывод
П.А. Сорокин, как и его предшественники О. Шпенглер

ВыводП.А. Сорокин, как и его предшественники О. Шпенглер и А. Тойнби,

и А. Тойнби, утверждал, что суперсистемам культуры присуща своя

внутренняя динамика жизни, охватывающая длительные исторические фазы: генезиса (происхождения) — роста — созревания — увядания — упадка и, наконец, распада. В то же время философ был убежден в том, что так называемая «смерть» культуры не имеет тотального и необратимого характера. Более того, эта «мнимая смертная агония была не чем иным. как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками, сопутствующими высвобождению новых созидательных сил»

  • Имя файла: sotsiologicheskie-kontseptsii-pitirima-sorokina.pptx
  • Количество просмотров: 215
  • Количество скачиваний: 0