Слайд 2
Теория существования суперсистем культуры П. Сорокина - одна
из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Она изложена
в четырехтомном труде “Социокультурная динамика” (1937-1941).
Слайд 3
Сорокин выделял три типа культуры:
а) чувственный (sensate),
в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно
с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает “истина чувств” и истина наслаждения
б) идеациональный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т.е. “истина веры” и истина самоотречения;
в) идеалистический тип (idealistic), представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией, т.е., по выражению Сорокина, “человеческими умами будет руководить истина разума”.
Слайд 4
В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин
полагает главный критерий: представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема
имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная - реальна, адекватна восприятию наших органов чувств
Слайд 5
Идеациональная культура, по своей сути, религиозна. Она основана
“на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности
и ценности” (там же. С. 430). Ее черты отчетливо проявляются в культуре Брахманской Индии, Древнего Китая (VIII-VI вв. до н.э.), Древней Греции (IX-VI вв. до н.э.) и в за Высшей идеациональной истиной у Сорокина является “истина веры”. “Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях” падноевропейском Средневековье V-XII вв.
Слайд 6
Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом идеациональной. По
мнению Сорокина, она существовала во времена палеолита, в Древней
Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV в. этот тип культуры становится доминирующим в Западной Евроие, включая и XX столетие.
Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп.
Слайд 7
Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая культура.
Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная
и переходная между вышеназванными суперсистемами.
Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V-IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII-XIV вв.).
Слайд 8
Главный вывод ученого – в истории все 3
типа культуры чередуются с неотвратимостью природных процессов.
Идет волнообразное
изменение культур: от идеационального типа к идеалистическому и от него к чувственному
Слайд 9
С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из
разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический
материал, П.А. Сорокин пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная.
Слайд 10
П.А. Сорокин утверждал, что суперсистемам культуры присуща своя
внутренняя динамика жизни, охватывающая длительные исторические фазы: генезиса (происхождения)
- роста - созревания - увядания - упадка и, наконец, распада.