Слайд 2
Возникновение проблемы:
Однажды на уроке изобразительного искусства
мы рисовали дымковскую игрушку. И мне захотелось иметь такую
игрушку дома. Но потом я подумала что выйдет дорого. И поэтому я её решила слепить сама!
Слайд 3
Постановка цели и задач:
Цель: Ознакомление с промыслом дымковской
игрушки Вятского края и изготовление дымковской игрушки.
Задачи:
1.Изучить литературу по
данной теме.
2.Ознакомиться с историей дымковской игрушки.
3.Современная дымковская игрушка и для чего она нужна.
Слайд 4
Где появилась дымковская игрушка и её история?
История дымковской
игрушки насчитывает более четырехсот лет. Впервые этот народный промысел появился
близ города Кирова (в те времена он назывался Вяткой), в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины, расписанной красками сочных солнечных цветов местные крестьяне лепили к празднику Вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной.
Слайд 5
Что такое дымковская игрушка?
Значение дымковской игрушки давно уже
не игровое. Это – народная декоративная скульптура.
Слайд 6
Как возник этот вид промысла?
Оказывается игрушечный промысел в
Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление
глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".
Слайд 7
Для чего нужны дымковские игрушки?
Есть игрушки, которыми играют,
а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут.
Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.
Слайд 8
История дымковской игрушки:
На весеннем празднике Вятской Свистуньи дымковские
игрушки продавались на ярмарке. Из истории дымковской игрушки следует, что позолоченные
расписные игрушки символизировали вятских вдов, чьи мужья, отцы и сыновья погибли в битве с живущими рядом устюжанами. Покойных ежегодно поминали, устраивая в их честь языческое празднество со свистом и плясками.
.
Слайд 9
История дымковской игрушки
После того, как праздник Свистуньи постепенно
перестал отмечаться и ушел в небытие, мастера продолжали лепить
дымковские игрушки, и это занятие стало самостоятельным народным промыслом. Особую известность он получил в 1930-е годы, когда усилиями нескольких потомственных мастериц была создана артель, занявшаяся выпуском вятской игрушки.
Слайд 10
Виды игрушек:
Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни
выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник
может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.
В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, весёлых каруселях продолжают жить многовековые традиции дымковского искусства (дымковский промысел возник в XV веке), бережно сохраняется архаика древних образцов.
Слайд 11
Мастерица дымковских игрушек:
Белых Евгения Георгиевна. Родилась в 1966
году в г. Кирове.
Закончила Кировское педагогическое училище (1985–1988).
В промысле
работает с 1995 года. Училась у своей матери .
Участница групповых выставок мастериц дымковской игрушки в различных городах России с 2002 года.
Слайд 12
Роспись игрушки:
Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический
узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно
орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения. Цвета росписи локальные, сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения.
Многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черно цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь – медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства. У дымки есть свой товарный знак, а особая красочность и нарядность дополняются ромбиками сусального золота, который присущ только ей. На одной фигурке применяют 6-8 цветов.
Слайд 13
Дизайн-спецификация
Стоимость
Инструменты Выбор материалов
Дымковская игрушка
Безопасность труда Размер
Слайд 19
Порядок лепки игрушки:
Вооружившись знаниями, я была готова применить
их на практике.
Сначала замесила глину. Дальше слепила фигуру. Вылепленные
игрушки высушивают при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают. Прежде обжиг проводили прямо в русской печи. Теперь же – в электрических муфельных печах. Обожженные до красно-раскаленного состояния и остывшие в печи игрушки покрывают ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке. По этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись.