Слайд 2
Каслинское литьё — художественные
изделия (скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, изделия для архитектуры) из
чугуна, производящиеся на заводе архитектурно-художественного литья в городе Касли Челябинской области.
В эпоху императора Петра I Центральный и Южный Урал, благодаря богатству своих недр, оказался в центре важнейших социально-экономических преобразований, охвативших Россию. Вихрь этих преобразований стремительно превращает Уральский край в ведущий центр черной и цветной металлургии России.
В первой четверти XVIII в. здесь были заложены и успешно действовали такие крупные металлургические заводы как: Каменский (1701), Невьянский (1701), Алапаевский (1704), Шуралинский (1716), Быньговский (1718), Верхнетагильский (1720), Выйский (1722), Лайский (1723), Лялинский (1723), Екатеринбургский (1723), Полевской (1724), Верх-Исетский (1726) и др.
Всего же с 1701 по 1750 гг. на Урале было основано 71 металлургическое предприятие - 27 казенных заводов и 44 частных, обеспечивших отличным, а, главное, - в несколько раз более дешевым, не уступавшим по качеству дорогому европейскому, металлом все отрасли хозяйства страны.
Начало
Слайд 3
Указ Петра I от 1719 г. разрешал «…всем
и каждому, какого бы чина и достоинства ни был,
во всех местах, как на собственных, так на чужих землях, искать, плавить и чистить всякие металлы и минералы…». Он же освобождал заводчиков и мастеровых от государственных налогов и рекрутчины, а их дома от постоя войск, гарантировал наследование собственности на заводы и ограждал заводовладельцев от вмешательства в их дела местных властей. Как верховный собственник полезных ископаемых,- государство, за объявленную «горную свободу», облагало заводчиков десятиной с выпускаемой продукции.
До XVII века железо в России получалось исключительно прямо из руды в сыродутных горнах, подобных кузнечным, или же в домницах, мало чем отличающихся от тех же горнов. Причем, выделка железа имела характер кустарного производства, как было всюду прежде в Европе. Первый железоделательный завод в России был построен только в 1632—1638 годах. Интересно то, что в Англии в это же время правительство уже издавало указы, которыми стремилось предохранить леса от истребления «по причине страшного множества железных заводов». Металлургия там достигла расцвета.
Слайд 6
В прейскуранте каслинского художественного литья представлены также
многочисленные пепельницы, лотки, пресс-папье, подсвечники работы безымянных мастеров. Образцами
для их отливки часто служили медные, бронзовые, фарфоровые и деревянные изделия, выполненные в ХVIII–ХIХ вв., как в России, так и за рубежом. Эти изделия всегда считались утилитарными и не представляющими художественной ценности. Не случайно авторы не ставили на моделях свое имя.
В настоящее время даже самая простая, обыденная вещь, изготовленная на Каслинском заводе в ХIХ – начале ХХ в., представляет интерес для антикваров, а многие изделия, авторов которых, к сожалению, установить уже практически невозможно, оцениваются теперь как художественные произведения. Зато на таких отливках стоят личные клейма династий каслинских формовщиков – Агеевых, Ахлюстиных, Бугаевых, Быковых, Варгановых, Владимировых, Востротиных, Голуновых, Дунаевых, Захаровых, Игнатовых, Кашириных, Козловых, Кузнецовых, Лазаревых, Лежневых, Мачалиных, Мочалиных, Перминых, Плотниковых, Резанцевых, Ремезовых, Самойлиных, Самолиных, Свистуновых, Столбиковых, Теплековых, Тепляковых, Тимофеевых, Тарокиных, Торокиных, Трофимовых, Халдиных, Хорошеиных, Хорошениных, Черняевых, Широковых и других, навсегда вошедших в историю Каслей. Их руками и вдохновением создавались поистине прекрасные вещи.
С началом Первой Мировой войны производство художественного литья было прекращено и сам завод был переориентирован на выпуск военной продукции, а с 1920 года вновь возобновлено в небольших количествах.
К концу 20-х началу 30-х годов XX-го века производство художественного и архитектурного литья начинает расширятся и в 1934 г. был создан специальный цех художественного и архитектурного литья (полностью обновленный, расширенный и модернизированный в конце 80-х гг. XX-го века), перед которым была поставлена задача - обновление тематики художественной продукции, с целью отражения в ней современности. С 1935 года завод выполняет заказы на поставку архитектурного крупногабаритного литья (городские художественный фонари, набережные, мостовые, парковые ограждения-решетки, городские скамьи, урны и прочее) для мостов, бульваров и парков г. Москвы, Московского метрополитена, а также других крупных областных центров.
Слайд 7
Каслинский художественный промысел по изготовлению чугунных изделий уходит
корнями в далекий XVIII век, когда на Урале происходил
стремительный подъем горнозаводской промышленности.
13 августа 1751 г. в Оренбургской канцелярии была составлена «купчая крепость», по которой статский советник Н. Н. Демидов купил у основателя завода Якова Коробкова Каслинский чугунолитейный и железоделательный завод за 10 500 тыс. рублей.
При Н. Н. Демидове Каслинский завод был окончательно достроен. Заводчик Никита Никитич Демидов отличался крутым и жестоким нравом, не терпел возражений и требовал беспрекословного выполнения всех своих распоряжений и прихотей. Скупой на похвалу и поощрения, он был безмерно щедрым на штрафы и наказания за малейшее неповиновение и оплошность. Не удивительно, что на заводах Демидова и приписанных к ним селениях нередко происходили бунты – народ отказывался идти на работу.
В 1758 году, «чувствуя престарелые свои лета», Н. Н. Демидов поделил все имущество между пятью сыновьями, оставив четвертому сыну – тоже Никите Никитичу (1728 - 1804), Каслинский и Кыштымские заводы. Наследник произвел существенную реконструкцию и расширение Каслинского завода. Завод в год давал до 130 тыс. пудов чугуна, большая часть которого здесь же переделывалась в железо.
В конце XVIII века Демидов перестроил домну, вместо трех деревянных кирпичных фабрик возвел четыре каменных. В таком виде Каслинский завод в 1805 году по завещанию Н. Н. Демидова, бывшего бездетным, перешел во владение его внучатого племянника – Петра Григорьевича Демидова (1740 -1826), тайного советника, заводовладельца, обер-директора Коммерческого училища в Санкт-Петербурге. К этому времени в Каслях было 570 домов и проживало 2 914 крепостных.
История Каслинского художественного промысла