Слайд 2
«Сто крылец, сто колец, сто коней, сто вестей»,
- так начинается сказка.
- Жили – были…
- В
тридевятом царстве, в тридевятом государстве…
- Давным-давно жил на свете..
Вспомните как еще могут начинаться сказки?
Слайд 3
Так сказка сказывается
. Сегодня и мы к себе
пригласили гостей, со всех волостей. Девицы красавицы расскажут нам,
откуда они пришли, работы свои принесли. Мастерством поделятся, работа не безделица.
Слайд 4
Расскажу о хохломе, о той, что краше золота,
а пришла она к нам из Нижегородской области, из
села Хохлома. Деревянная посуда с древних времен была на столе боярыни и в избе крестьянина и даже в царском обиходе. Возьмешь в руки чашу – загляденье. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком.
Слайд 5
Золотом и алым цветом - чаша лебедь расцвела,
Солнцем, ягодами, летом вдруг наполнилась она,
Посмотрите, что за чудо,
это чудо хохлома.
Слайд 6
В росписях хохломской посуды нет жанровых сцен.
Хохломская
роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа
мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».
Слайд 7
«Узор травка»
Самый любимый и стародавний
"травный орнамент", или просто "травка".
Слайд 8
Травный орнамент
Тонкие и частые
штрихи-травинки по сторонам основного кустика и бусины-ягодки на длинных
стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.
Слайд 10
Узор ягодки
Очень часто среди кустиков и веточек чёрной,
красной, зелёной или жёлтой травки художник помещает ягодки, цветы,
птиц и рыбок.
Слайд 11
Следующий рассказ о Дымковской игрушке.
Посмотри, как хороша, эта
девица – душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
наша барышня красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.
Как игрушка эта называется?
Дымковская красавица!
Слайд 12
Посмотрите на яркий орнамент одежды, он
повторяет тканые узоры льняной пестряди, вышивок.
Слайд 13
Глиняные игрушки
В свистульки играли
старые и малые на местном народном празднике. Когда праздник
кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна.
В дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных, птиц; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек.
Слайд 14
Среди фигурок людей самые красивые - няни-кормилицы, барыни,
барышни.
Игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими
красками: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие.
Слайд 15
Аппликация – «Дымковская барышня».
Слайд 16
Следующий рассказ о матрешке
Живут на свете дружные сестрицы.
Пойдет одна в лес гулять, за ней вторая, третья,
четвертая, пятая. А уж как одна на одну похожа, губы у каждой бантиком, щечки розовые, сарафаны луг цветной.
Какой русский сувенир, покорил уже весь мир? Балалайка? Нет. Гармошка? Нет.
Русская матрешка.
Слайд 17
Древний народный промысел
изготовления деревянной игрушки с росписью зародился на талантливой Нижегородской
земле в селе Полховский Майдан. Сувениры и матрешки, которые здесь производят, отличаются своей яркостью и оригинальностью.
В росписи мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики». Все это придает неповторимость изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое.
Слайд 18
Матрёшка – это полая
внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры,
в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
Слайд 19
Филимоновская игрушка.
Есть под
Тулой деревенька, Филимоново зовут. И живут там мастерицы, что
добро в дома несут. И добро там не простое, и не злато, серебро. Филимоновской игрушкой называется оно.
Слайд 20
Расписывать филимоновскую игрушку начали только в середине прошлого
столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на
полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими.
Слайд 21
Орнамент из зеленых и
малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или
желтый фон.
Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:
1) люди - солдаты, барыни
2)животные - олени, коровы, петухи и наседки
3) многофигурные композиции - любота, чаепитие, тройка.
Слайд 22
Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические
особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это
вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.
Слайд 23
Распустились синие цветы, развернулись синие
листочки. Не в саду, не в лесочке, не в
поле, а на белоснежном фарфоре. Подарило небо ей свою акварель. Что это за роспись? Это роспись гжель.
Фарфор с характерной пейзажной росписью.
Слайд 24
Название промысла Гжель связано с
целым районом Подмосковья, где издавна почти все население деревень
делало гончарную посуду, черепицу, изразцы.
Слайд 25
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славиться
по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо –
птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Эти славные узоры
Тонко вывела рука!
Городецкая роспись.
Слайд 26
Наиболее распространенными мотивами являются:
цветы — розы, купавки
с симметричными листьями
основные типы орнамента:
букет, гирлянда, ромб.
Слайд 27
«Венок» — напоминает «цветочную полосу», но
только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные
композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.