Слайд 2
Содержание
Введение
Мотивация выбора
История вышивки
Цветоведение
Материаловедение
Основная часть
Техника безопасности
Эскиз
Техника выполнения
Самоконтроль
Заключение
Экономическое обоснование
Используемая литература
Слайд 4
Мотивация выбора
Я выбрала творческий проект по теме «Вышивка
крестом», так как мне нравится вышивать. Это очень интересное
и увлекательное занятие, потому что из белого полотна ткани и ниток получается произведение искусства.
Вышивать я научилась сама. Первые крестики у меня были не ровными, кривыми, «фальшивыми» (т.е. было разное направление нитей). Но потом со временем начали получаться ровные, красивые крестики.
Слайд 5
История вышивки
Возникновение вышивки относится к древнейшим временам и
связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур
животных. Усовершенствование её техники обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной игле, затем – к бронзовой и позднее – к стальной, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т. д.
Её эволюция прослеживается по изображениям вышивок в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времён и народов. Сложившиеся в давние века у отдельных народностей и этнических групп традиции узорной вышивки (с характерными для них местными композициями и техническими приёмами, орнаментальными и изобразительными мотивами, цветовым строем и т. д.).
Слайд 6
История вышивки
Дольше всего сохраняются и развиваются в
украшении бытовых предметов и в особенности одежды, удерживаясь в
ряде стран до наших дней в народном творчестве. Эти традиции проступают и в узорной вышивке для верхушечных слоев общества (например, в шитье испанского придворного костюма 16 века), более подверженной воздействию общей стилевой эволюции искусства.
Теснее связана с развитием современного ей изобразительного искусства сюжетная вышивка. Яркими её образцами являются и самые ранние из сохранившихся вышивок – седельные покрышки с типичными для скифо-сибирского «звериного стиля» фигурами животных, и расшитые стилизованными фигурами человека-ягуара древнеперуанские мантии из некрополя в Паракасе.
Традиционные для Китая вышитые панно, в особенности известные с 14 века «сюхуа» («живопись иглой»), стилистически близки к китайской пейзажной живописи тушью на шёлке. Древнерусская сюжетная вышивка (шитьё) на церковных облачениях, покрывалах и прочих в ранних образцах (сохранились с 12 века) связана с византийской иконописной традицией и отличается идущей от Византии тягой к богатой цветовой игре естественного материала (шёлк фона, золотые нити, жемчуг).
Слайд 7
История вышивки
Для шитья 14 – 17 веков
характерны свойственные русской иконе выразительность общего силуэта фигур (нередко
усиленная контурной линией из жемчуга) и чистота изысканных цветовых сочетаний. Присущие романской миниатюре плоскостность и подчёркнутая экспрессия контура своеобразно преломились в вышитом фризе – так называемом ковре из Байё (около 1080, Музей королевы Матильды, Байё), на котором с наивной непосредственностью сплошными рядами размещены изображения эпизодов из истории завоевания Англии норманнами.
Полихромная готическая вышивка с применением золотых нитей и жемчуга соединила в себе идущую от эмали яркость, стрельчатые обрамления отдельных фигур и сцен, сближающие вышивку с витражом, и распространённый в миниатюре приём объединения сцен в повествовательные циклы. Ажурной монохромностью фасада готического собора навеяна вышивкой «белым по белому», появившаяся в 13 – 14 веках в Германии и в Англии. Она достигла в 15 – 16 веках высшего расцвета в венецианском кружеве (вид вышивки крючком).
Слайд 8
История вышивки
В эпоху Возрождения вышивка отличается высоким
техническим совершенством и художественной тонкостью. Картоны для вышивки выполняют
видные живописцы (Перуджино, Боттичелли и другие). Во Фландрии появляются вышитые алтарные пелены с заключёнными в широкие орнаментальные полосы самостоятельными многофигурными композициями. Вышивка сближается с алтарным образом, со станковой картиной. В эпоху барокко и раннего классицизма сюжетная вышивка всё чаще имитирует шпалеры или гротесковые настенные росписи дворцов, и, хотя в этот период создаются такие первоклассные ансамбли вышивок, как отделка стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов), вышивка постепенно деградирует, становясь к середине 19 века главным образом средством воспроизведения популярных картин.
Слайд 9
История вышивки
Достижения сюжетной вышивки быстро усваивались и
перерабатывались в узорной вышивке (шитьё парадных костюмов, особенно сложное
и изысканное в 17 – 18 вв.). В преображённом виде новые приёмы выступали как органический элемент народной вышивки, которая вбирала в себя из нового лишь то, что было созвучно её традициям и поддавалось переработке в близком им духе. Так, в Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании характерные для народного искусства этих стран узоры стали с 18 века вышиваться на одежде крестьян гладью «белым по белому», а в скандинавских странах, кроме того, в технике, навеянной английской церковью шитьём 16 века и сочетавшей шерсть, шёлк, золотые и серебряные нити.
Слайд 10
История вышивки
Приёмы древнерусского шитья 15 – 17
веков золотом и жемчугом на церковных облачениях начинают с
18 века применяться в вышивке на праздничном наряде русских крестьянок. Относительно постоянство основного набора мотивов в народной вышивке не исключало появления в ней новых сюжетов, подсказанных жизнью, и орнаментов, идущих из придворного или религиозного искусства. Но эти новые мотивы довольно скоро трансформировались трактовкой, присущей народному искусству той или иной страны, и органически включались в традиции композиции.
В народной вышивке, обычно ограничивавшейся вначале 1-2 цветами нитей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего народная вышивка долго удерживала национальное своеобразие цветового строя и, став многоцветной, не впадала в пестроту.
Слайд 11
История вышивки
Так, в большинстве районов России в
народной вышивке 18 и 19 веков (преимущественной счётной) доминирует
огненно-яркий красный цвет с вкраплениями синего и чёрного – в смоленской вышивке, в сочетании с белым и синим – в тульской, с зелёным – в калужской, с чёрным – в тамбовской, с многоцветным дополнением – в каргопольской. В ней наряду с мотивами, восходящими к древним славянским культам (ромб – символ Солнца в вышивке центральных районов, 3-частные геральдические сцены с матерью-богиней или древом жизни посредине – в вышивке северных районов), уже в начале 19 века появляются изображения барсов и орлов, взятые с узоров привозных тканей и включаемые на Солнце в симметричные 3-частные композиции, а в центр, районах – в ряды 3-полосных фризов.
В вологодских вышивках часто встречаются цветы тюльпана и граната, листья аканта, идущие от тканей 17 века, сцены гулянья, поездок в карете, навеянные лубком; нередко они сочетаются со своеобразно трактованными барочными раковинами и рокайльными завитками; счётная вышивка постепенно сменяется «свободным» тамбурным швом.
Слайд 12
История вышивки
В вышивке южных районов (главным образом
в воронежской) со 2-й половины 19 века господствует яркая
полихромия; плотное, «ковровое» шитьё поражает тонкой цветовой гармонией и энергией ритмических ударов чёрного. Ряд народных вышивных промыслов возник во 2-й половине 19 века в результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (мстёрское шитьё белой гладью, торжковское золотое шитьё и другие). Бывшие крепостные мастерицы, усвоившие приёмы и пластический строй вышивок для верхних слоев общества, при работе на рынок «от себя» постепенно сближают свои изделия по характеру и духу с народной вышивкой. Фигурные композиции приобретают обобщённость и ритмическую строгость симметричных построений, орнамент — плоскостно-силуэтную трактовку.
Слайд 13
История вышивки
С развитием фабричного производства во 2-й
половины 19 века народная вышивка в промышленно развитых странах
переживает упадок. Не выдерживая конкуренции с машинной вышивкой, она постепенно лишается своих художественных традиций и вырождается в подражание фабричным образцам. Новую жизнь народная вышивка обрела в СССР и в странах, идущих по социалистическому пути развития, где поддерживаются действующие и возрождаются угасавшие её центры как средоточие высокого мастерства и художественного вкуса, где к работе с объединёнными в производственные комбинаты мастерами привлекаются обученные в вузах художники. Возрождение народной вышивки благотворно сказалось и на художественном качестве машинной вышивки, например, саратовской, в которой осваиваются мотивы белой строчки поселка Крестцы (Новгородская обл.), вышивка Ивановской и Горьковской областей, гладьевой вышивкой Мстёры.
Вышивка является также одним из самых распространённых и популярных видов самодеятельного искусства и домашнего рукоделия.
Слайд 14
Цветоведение
На данной картине показаны девочка и котенок,
которые испугались паука. Видно, что котенок спрятался за абажур,
а девочка, которая ела кашу, уронила ее. Паук показан злобным и сердитым.
Слайд 16
Материаловедение
Волокно – это тонкие, гибкие и прочные тела
Волокно
→ Нити → Ткани
Хлопок – многолетний кустарник, родина –
Индия, произрастает в регионах с жарким климатом – Узбекистания, Туркмении, Таджикистания. Плод – коробочка, внутри которой располагается волокно. Волокно белое, длиной около 5 сантиметров, тонкое, извилистое, легкое, мягкое, пушистое, не блестит (матовое), горит хорошо ярким пламенем, остаток – серый пепел, запах – жженой бумаги.
Слайд 17
Материаловедение
Лен – однолетняя трава, произрастает в регионах с
умеренным климатом (Украина, Белоруссия, Прибалтика, центральная полоса России). Волокно
находится в стебле. Длина волокна около 70 сантиметров, волокно прямое, ровное, жесткое, грубое. По цвету серое, не блестит (матовое), горит хорошо, быстро, остаток – серый пепел, запах – жженой бумаги.
Я использовала натуральные волокна, так как они экологически чистые.
Слайд 19
Техника безопасности
Правила техники безопасности при работе с иголками
и булавками
1. Иголки и булавки хранить в специальном месте
(подушечки, игольницы)
2. Нельзя пользоваться погнутыми или ржавыми иголками.
3. Нельзя иголку брать в рот или втыкать в одежду.
4. Если игла упадет, её обязательно нужно найти.
5. После работы желательно оставлять небольшую ниточку.
6. По окончании работы убедиться, что все иглы и булавки на месте.
Слайд 20
Техника безопасности
Правила техники безопасности при работе с ножницами
1.
Передавать кольцами вперед.
2. Не класть на край стола.
3. Не
делать резких движений.
4. Не держать острием вверх.
5. В нерабочем положении концы должны быть сомкнуты.
6. По окончании работы убрать на место.
Слайд 22
Техника выполнения
Счетный крест. Пожалуй, самый старинный и,
бесспорно, самый простой в исполнении вышивальный шов – это
счетный крест, с помощью которого рукодельницы всех стран мира выполняют причудливые узоры на салфетках, скатертях и одежде.
Счетный крест используется по-разному. Им можно оформить кайму или «заполнить» детали, обведенные контуром. Шов крестиком особенно подходит для вышивки букв и повторяющихся узоров.
Слайд 23
Техника выполнения
Ткань для вышивки крестом
Крестом обычно вышивают на
тканях с равномерным переплетением нитей, таких, например, как «Аида»,
либо по канве – так гораздо проще считать нитки. Каждый крестик должен образовывать идеальный квадрат, то есть оба стежка должны выполняться с захватом равного количества нитей.
Слайд 24
Техника выполнения
Использование схем
Рисунки для вышивки крестом всегда представлены
в виде схем, где одна клетка обозначает один вышитый
крестик. Подобные схемы – большое подспорье, ведь с их помощью можно буквально поштучно подсчитать количество крестиков в готовом узоре.
Слайд 25
Техника выполнения
Вышивание крестиком
Существуют разные способы вышивки крестом. Выполняя
несколько отдельных крестиков, лучше всего, прежде чем переходить к
следующему крестику, закончить предыдущий. Если же вы вышиваете крестики рядами или работаете на ткани с равномерным переплетением нитей, сначала выполните ряд диагональных стежков в одном направлении, а затем «накройте» их диагональными стежками в другом направлении. Тогда у вас получатся ровные ряды аккуратных крестиков с одинаковым натяжением нити.
Необходимо, чтобы верхние диагональные стежки крестиков были выполнены в одном направлении. В противном случае они будут смотреться как ошибочные.
Слайд 26
Техника выполнения
Контуры и детали
Объемные узоры или декоративные линейные
детали вышивают крестиком в комбинации со швом «назад иглу».
При выполнении этого шва, так же как и крестика, необходимо подсчитывать нити ткани. Только в этом случае получится аккуратный рисунок.
По традиции такие узоры выполняют в одно сложение.
Слайд 27
Техника выполнения
НА ЗАМЕТКУ
Перед началом работы нужно провести на
схеме вертикальную и горизонтальную линии по центру и выполнить
эти же линии на ткани наметочными стежками. Вышивать начинают от точки пересечения линий.
Слайд 28
Техника выполнения
Выполните диагональный стежок справа налево и вниз,
протяните иглу с ниткой на изнаночную сторону, а затем
вколите в ту точку, которая будет вершиной левого верхнего уголка крестика.
Закончите крестик, выполнив второй диагональный стежок, пересекающий первый, и вколите иглу в правый нижний угол креста.
Слайд 29
Техника выполнения
Выполните диагональный стежок из верхнего правого угла
в нижний левый. Выведите иглу на лицевую сторону и
сделайте параллельный стежок. Продолжайте до завершения ряда.
Затем выполните второй ряд диагональных стежков в противоположном направлении, то есть двигаясь от верхнего левого угла к нижнему правому.
Слайд 30
Техника выполнения
Выведите иглу на лицевую сторону ткани, потом
вколите ее в ткань, отступив вправо на несколько нитей
(или на один квадрат ткани). Выведите нитку на лицевую сторону, вколов иглу перед начальной точкой стежка и отсчитав столько же нитей, как и первый раз.
Протягивайте иглу одним движением через обе точки или выполняйте два действия по отдельности, если ткань натянута на пяльцах. Таким же образом выполните в ряд последующие стежки, причем они должны быть одинаковой длины.
Слайд 31
Техника выполнения
Ткани с равномерным переплетением нитей
Самая известная хлопчатобумажная
ткань с равномерным переплетением нитей называется «Аида». Три образца,
приведенные на рисунке внизу, вышиты именно на «Аиде», а четвертый - на самой тонкой хлопчатобумажной ткани «Хардангер». В каждом образце свой «счет», то есть на каждые 10 см приходится определенное количество дырочек (достаточно больших, чтобы протянуть иголку с ниткой). Между дырочками всегда находится одинаковое число нитей утка и основы.
Слайд 32
Техника выполнения
Как показано на рисунке, фактура ткани влияет
на размер каждого крестика, а следовательно, и на размер
готового рисунка.
Слайд 33
Самоконтроль
Во время вышивания работы я следила за
тем, чтобы количество крестиков совпадало со схемой.
Слайд 35
Экономическое обоснование
Набор (ткань + иголка + нитки)
= 50руб.
Пяльцы – 20 руб.
Итого: 70 руб.