Слайд 2
Только в кошмарном сне может привидеться то, что
творили фашисты на оккупированных территориях. Сожженные дотла деревни, сотни
расстрелянных женщин и детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев. Картины одна страшнее другой.
Слайд 3
На войне невыносимо трудно всем - и старым,
и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно
страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.
Слайд 4
А сколько безвестных детей совершали подвиг ежедневно,
вдали от фронта, в тылу, буднично выполняя работу, трудились,
учились, выживали.
Слайд 9
Воспоминания
МОК ТАТЬЯНЫ КАРЛОВНЫ
(1928 г.р.)
«…В 1941
г. жили мы на Украине. Мне было 12 лет.
Когда война дошла туда, нас эвакуировали оттуда. Посадили в машину и повезли. По дороге нас бомбили, это было очень страшно: падали бомбы, свистели пули, слышались крики о помощи и спасении. Бомба попала и в машину, на которой ехали мы, и разнесла её. Выжило мало человек. Среди живых была и я. Когда началась бомбёжка, мы все побежали в лес. В лесу я наткнулась на какую-то землянку. Возле неё я увидела девушку, которая стирала бельё. Я так была напугана, что спряталась у неё под юбкой. А она засмеялась и говорит: «Что ты, девочка боишься?! А мы привыкли уже к этим бомбам. Они каждый день летают». Я вылезла из-под юбки и побежала дальше. В годы войны я потеряла отца, мать, 13 сестёр, брата. Я чудом осталась жива. Даже не помню всех своих родных. Знаю, что маму звали Ира, отца - Карл, сестёр - Эмма, Вера, Лиза, Лена, Катя, остальных не помню. Брат Эддам умер от голода, когда ему было 2 года. Голод доводил до катастрофы. Помню случай, когда одна женщина зарезала своего ребёнка и съела. Мы ели всё, что придётся. Бежит какая-нибудь кошка или собака, мы их ловим, разделываем, бросаем в костёр, а потом едим. Страшно и жутко всё это.
От голода распухали руки и ноги, лопалась кожа… Много людей погибли от голода. Но я выжила…
Воспоминания записала Стребкова Маша в январе 2005г.
Слайд 10
Глотова (Кирилкина) Любовь Макаровна,
1939 г.р.
«В начале войны отец
ушел на фронт, мать осталась беременная. Дети (двойняшки) родились
в апреле 1942г., а похоронка на отца пришла в мае 1942г. Отец так и не узнал об их рождении. В семье было 7 человек (бабушка, мама и нас – пятеро детей. На начало войны мне было 2 года, на конец войны – 6 лет. Голодали… Кусочек хлеба мать делила на всех, по щепотке доставалось каждому. Одежды и обуви не хватало. Валенки одни… Или маме идти на работу, или детям в школу…
Слайд 11
Из воспоминаний
Власенко Нионилы Алексеевны
Когда началась война, мы
жили в с. Бураново Калманского района Мне исполнилось 13
лет. Отца сразу забрали на войну, нас у мамы осталось 7 детей. В 1943 году ушёл на фронт и старший брат. Отца после второго ранения демобилизовали домой.
Вдвоём с сестрой переехали в Плотавский совхоз и там работали. Как мы выжили - сама не знаю... Делали всю работу наравне с взрослыми женщинами.
Интервью записала в марте 2005г. Коченко Н. М.
.
Слайд 12
БЛЕЧ ЭДГАРД ГЕНРИХОВИЧ (1927г.р.)
«Родился я в Табунском районе с. Роте Фане Алтайского
края. Отец был директором школы, мать - учительницей. В 1938 г. отца арестовали и расстреляли неизвестно за что, как врага народа, потому что немец по национальности. Меня, как сына врага народа, на линейке исключили из пионеров, сняли галстук. В школу я больше не пошёл. Закончил 4 класса.
Когда началась война, мне было 14 лет. Нас с матерью отправили в трудармию. Дома остались две младших сестры: Лиина и Вера, 9 и 11 лет. Они остались одни под присмотром соседки. Я убегал с трудармии к сестрам, потому что они пухли от голода. Им надо было помочь. Меня ловили и снова возвращали назад.
Вначале работал в Анжерке, добывал уголь. Здесь заболел туберкулёзом. Вылечил меня один русский кладовщик: раскаливал олифу на огне, что-то сгорало, оставалось масло. Это масло я и пил. Трудно было работать 14-летнему мальчишке на шахте».
Фото 1956г. С.Плотава
Интервью записала Блеч Е.Э.
в апреле 2005г.
Слайд 13
Губарева Александра Ильинична
…Когда война началась в 1941 году,
мне было 17 лет. Нас, нескольких девчат, послали на
курсы трактористов в с. Плотаву.
…В войну холод, голод, всё в первую очередь для фронта. Очень строго было, за прогулы – сразу под суд. Ремонт техники проводили в холоде, ведь помещения не отапливались, а то и на улице. Холод, мороз, а мы девчонки, голыми руками запчасти промывали в солярке. Погреем немного руки в кузнице или железку нагреем и бросим в солярку, чтоб рукам можно было двигаться. Работали с утра и до 11 часов ночи…
Интервью записала Губарева О.В.
в
марте 2005г.
Слайд 14
Голикова Зоя Никифоровна,
1938 г.р.
…В 1941 было мне
3 года, когда отец ушёл на войну. В 1942г.
его убили.
В семье было нас 5 детей, после меня в 1940 году ещё один умер от кори. Продуктов не было, даже картошки не было. Ели абы как, что придётся.
Очень плохо сложилась жизнь в послевоенное время… В школу я пошла в только в 10 лет. В 20 лет окончила 10 классов. Заочно училась в колледже. Позже уехала на север, там выучилась на бухгалтера. Работала бухгалтером на севере 24 года. Вышла замуж и приехала сюда в 1984 году. Вот уже 30 лет тут живу. Ветеран труда.
Дети: Наталья живёт в Салехарде не работает так как на инвалидности, ей 47 лет. Внуки: Вика - 11 лет на инвалидности, учится (домашнее обучение).
Интервью взяли Киреева А. и Ивашутина А. – 2014г.
Слайд 15
Сливкин Алексей Наумович, 1934г.р.
«Когда началась война было мне
7 лет. В 1941 отец ушел на фронт. С
войны он вернулся контуженый, раненый. Стал работать на тракторах, позже стал пасти овец… Мало было еды. Мы очень часто болели, медицина слабая была. В школу ходил не всегда. На всю семью было всего 2 пары валенок…»
Интервью взяли Киреева А. и Ивашутина А. – 2014г.
Слайд 16
Сомова
Екатерина
Павловна
Интерьвью записала
Коченко Н.М.
Январь 2005г.
Слайд 19
БЫКОВ ПЁТР ПРОКОПЬЕВИЧ
1928 г.р. рассказывает:
«Когда началась
война, мне было 13 лет. С 15 лет пошёл
работать в животноводство. Работал и в поле. Жили в период посевной в бригадах. Каждая бригада выращивала
сельскохозяйственную продукцию. Её возили в приёмный пункт
г.Алейска на лошадях.
Записала внучка
Быкова Ольга в январе 2005г.
Слайд 20
Мои земляки вспоминают…
Родилась 16.07.1931.
Во время войны я жила
в Плотаве.
Когда началась война мне было 10 лет,
закончилась – 14 лет. С детства мы тогда уже работали: сено возили, свеклу пололи, сеяли. Так никто сейчас не работает. Денег тогда не давали, ни копейки денег не было. У нас была трудная работа.
Когда кончалась война я уже была в 6 классе. После войны тоже работала в колхозе.
Из воспоминаний
Бугременко Валентины Захаровны
.
.
Фото и интервью взяли
Киреева А. и Ивашутина А.
в октябре 2014г.
Слайд 21
9 мая 2012 года
вдовы и труженицы тыла
Крайняя справа
–
Эммерих Вильма-Берта
Константиновна
Слайд 22
Эммерих Вильма-Берта Константиновна
«… меня забрали в трудармию. Мне
тогда было 15 лет. Нас всех несовершеннолетних отобрали и
мы выращивали в сельхозе овощи для фронта. Сажали картошку, арбузы. А женщины в цеху делали варенье из арбузов. Капусту мы солили в чанах. Чаны высокие, залазили туда по лестнице. Давали нам чуни и в этих чунях мы там топтали капусту. Косили просо маленькими литовочками и клали в валки. И все это отправляли на фронт, все было для фронта.
А когда маленько повзрослели нас мы строили железнодорожную линию…»
Слайд 23
В связи с войной осложнился переход к обязательному
7-летнему образованию. Во-первых, в район прибыли 1906 человек из
оккупированных врагом местностей. Во-вторых, из-за эвакуации большого числа детских учреждений из европейской части страны школы были сильно перегружены. Учащихся сел использовали в качестве рабочей силы независимо от возраста. Они занимались боронованием, прополкой, сбором колосков, уходом за скотом, работали на огородах, собирали золу. В колхозах Алейского района работали около 5 тысяч учащихся.
О трудовом подвиге 11-летнего подростка Феди Дорофеева из с.Плотава писала газета «Победим» в 1944г.: «Ещё в первый год войны он неудержимо рвался со взрослыми в поле. Закрепили за ним пару лошадей, и с утра до позднего вечера отвозил Федя зерно от комбайна на ток. А под конец уборки произошел несчастный случай. Сдернуло Федю под бричку, и попал он в Алейск, в больницу. 5 дней пролежал и снова, приехав домой, попросился на работу».
Слайд 24
В годы войны школьникам и учителям приходилось очень
тяжело. Вспоминает Дудина (Ромашко) Любовь Андреевна, ученица военных лет
Плотавской 7-летней школы:
«…ученики вместе с учителями заготавливали топливо (кизяки, которые сушили и складывали на зиму в сарай), работали на школьном участке, помогали колхозу. Печи топили, и поэтому в школе не было холодно. Не хватало учебников, бумаги, чернил, карандашей… Девчонки вязали варежки для фронта, писали письма бойцам. Было очень трудно, но занятий в школе не пропускали…».
Из писем Л.А.Дудниковой
Слайд 25
О детях войны
Валентина САЛИЙ
Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно
до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!
У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил, но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.
Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной…
Девочки и мальчики войны!
На земле осталось вас немного.
Дочери страны! Ее сыны!
Чистые пред Родиной и Богом!
В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!
Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война!