Слайд 2
25 декабря 1812 года российский император Александр
I издал манифест, по которому в Москве предполагалось возвести
храм в честь победы России над армией Наполеона. Новый храм должен был стать олицетворением подвига русского народа и ознаменованием "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".
Слайд 3
Автором первого проекта храма был архитектор Александр
Витберг. Согласно его плану, местом возведения храма Христа Спасителя
должны были стать Воробьевы горы, а сам собор должен был состоять из трех частей, связанных между собой и символизировавших Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижнем храме предполагалось похоронить останки павших в боях во время Отечественной войны 1812 года.
Слайд 4
Храм был торжественно заложен в 1817 году,
однако планам Витберга не суждено было воплотиться в жизнь:
горы начали оседать под тяжестью возводимого сооружения, а Николай I, сменивший Александра I на российском престоле, и вовсе нашел проект Витберга неудачным и неосуществимым. Вместо него в 1832 году архитектором храма Воскресения Христова был назначен Константин Тон.
Слайд 5
Храм решено было возвести на
месте бывшего Алексеевского женского монастыря. В связи с этим
долгое время существовала легенда, согласно которой одна из монахинь, возмущенная переносом монастыря, в сердцах прокляла место возведения храма и предрекла, что ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет. Как бы то ни было, место строительства было выбрано как нельзя более удачно: храм был виден с любой точки Москвы, а соседство с Кремлем подчеркивало глубокую связь нового храма Христа Спасителя с русской историей и культурой.
Слайд 6
На строительство и внутреннюю отделку храма
Христа Спасителя ушло почти 40 лет: он возводился с
1839 по 1883 год. 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии Александра III и императорской семьи. В плане собор представлял собой равноконечный крест.
Слайд 7
Внешняя часть была оформлена двойным рядом
мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все
входные двери - всего двенадцать - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого. Современников восхищали размеры храма: он мог вместить до 10 000 человек. Богатое внутреннее убранство храма Христа Спасителя состояло из росписей и украшений из камней - лабрадора, шошкинского порфира и итальянского мрамора. Над украшением храма работали прославленные русские живописцы - В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской.
Слайд 8
По периметру здание опоясывала галерея, которая
стала первым музеем войны 1812 года. На стены галереи
были вмонтированы мраморные доски, на которых в хронологическом порядке перечислялись все сражения русской армии, назывались имена военачальников, отличившихся офицеров и солдат.
Слайд 9
Первый храм Христа Спасителя просуществовал 48
лет, в связи с чем многие вспоминали о легенде
про проклятие монахини. Величественный храм вызывал раздражение Советского правительства: он никак не вписывался в новую государственную идеологию и повсеместное насаждение атеизма. По распоряжению Иосифа Сталина храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года.
Слайд 11
На месте храма предполагалось построить Дворец
Советов - гигантскую башню, увенчанную статуей В. И. Ленина.
Однако планы по возведению здания были нарушены Второй мировой войной. В 1958-1960-х годах котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна "Москва". Бассейн "Москва" просуществовал 30 лет.