Слайд 2
Введение
Первобытная культура — самый древний тип культуры, определяющий
бытие людей на протяжении почти всей их истории. Ценностные
системы, занимающие особое место в духовной культуре общества, и значение предельных состояний человеческого бытия является религиозные верования. Основными формами религиозных верований являются: анимизм, тотемизм и фетишизм.
Слайд 3
Первым этапом собственно человеческой истории является первобытно-общинная эпоха.
В этот период заканчивается формирование человека как особого биологического
вида. На границе раннего и позднего палеолита зоологическая, стадная организация плавно перетекает в родовую структуру, представляет собой уже исходный человеческий коллектив. Последующее развитие ведет к возникновению общинно-родового уклада и вырабатыванию всевозможных методов социальной жизнедеятельности.
Слайд 4
Анимизм
Анимизм - система представлений о якобы реально существующих
особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют
телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. При этом душа обычно связывается с конкретным отдельным ее носителем: человеком, животным, предметом, растением, а дух представляется самостоятельным, оторванным от конкретного носителя существом, способным влиять на различные предметы.
Слайд 5
Анимизм
Первоначально в сознании первобытного человека духи и души
были связаны с материальными вещами и даже разделяли с
ними свою судьбу. Есть все доказательства того, что до заселения дикарем мира душами и духами, он наделил сверхъестественными свойствами сами предметы и явления, двойниками которых и стали позже эти души и духи. В наши дни, будучи одной из форм ранних верований и пройдя сложный путь эволюции, анимизм в той или иной форме сохраняется во всех современных религиях, а также проповедуется представителями теософии, оккультизма, спиритизма и т. д.
Слайд 6
Тотемизм
Тотеми́зм — некогда весьма распространенная и ныне ещё существующая
религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ так называемого
тотема.
Слайд 7
Типы тотемизма
В качестве тотема могут выступать ветер, солнце,
дождь, гром, вода, железо, даже части отдельных животных или
растений, например, голова черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т. п., но чаще всего — классы животных и растений.
Слайд 8
Фетишизм
Понятие фети́ш было введено в европейские языки в
XVIII веке голландским путешественником Виллемом Босманом, хотя оно было
известно ещё с XV века, когда португальские моряки встретились с коренным населением Западной Африки.
Слайд 9
Фетишизм
Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение
человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела (зубы,
клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши.
Слайд 10
Магия
Наиболее древней формой религии является магия (от греч.
megeia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий и
ритуалов с заклинаниями и обрядами. Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории религий.
Слайд 11
Магия
В одних видах магии преобладают обряды контактного типа,
в других – имитативного. К первым относятся, например, лечебная
магия, ко вторым – метеорологическая. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным, зачастую с употреблением шкур животных. Специфические корни разных видов магии – в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникли и сохранились там тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы.