Слайд 2
Содержание:
1. Понятие композиции
2. Условия композиции
3. Основные признаки целостности
композиции
4.Структура моды. Функция и закономерности развития моды
5. Сущность композиции
и виды композиции
6. Величины формы и её частей в целом
7. Композиционные связи частей формы
8. Приёмы гармонизации при построении костюма
9. Ритм, цвет, фактура материала при построении композиции. Соподчиняемость и читаемость формы
Слайд 3
1. Понятие композиции.
Композиция – происходит от латинского комписимеон
– что в переводе означает сочетание, соединение и связь
– это структура построения художественного произведения, подбор, группировка, и последовательность художественных приёмов образующих в совокупности гармоническую целостность.
Композиция костюма – понимается средства всех костюмных элементов в единстве.
Композиция костюма отражает внутреннюю гармоническую упорядочность во внешнем проявлении, является понятием организующим силу соединения частей составлять из них единое целое.
Слайд 4
Хорошо составленной композицией считается если соблюдены условия:
-Ни одна
часть целого не может быть изъята или заменена без
ущерба целого,
-Части не могут меняться местами без ущерба для целого,
-Ни один элемент не может быть присоединён к целому без ущерба для него.
-Всякое изделие должно быть законченным и не содержать таких частей и элементов, которые бы противоречили его функциональной, конструктивной или художественной сущности.
Композиция костюма состоит из отдельных частей (главной и второстепенной) их взаимосвязь важна для создания гармонического единства.
2. Условия композиции.
Слайд 5
Основные признаки целостности композиции:
1.ограниченность – чётное определение
отличия предмета, от среды в которой он находится;
2.связанность –
естественное слитность отдельных частей в одно целое, учитывающие назначения предмета, соотношение размеров и пропорций его частей;
3.компактность – но оптимальному количеству частей можно определить зрительную композицию
Обязательное требование к композиции:
-достижения выразительности
-построение композиции это творческий процесс работы, который представляет собой органическое единство интуитивно и логическое начало.
3. Основные признаки целостности композиции.
Слайд 9
4.Структура моды. Функция и закономерности развития моды.
Мода
– существует 2 понятия:
- мода – это особый способ
образа, мера обработки социальной информации.
- мода – это серия повторяющихся изменений в предпочтениях социальных групп (Росса)
Изучать моду начали в 18 веке как эстетическое явление связанное с изменением эстетического вкуса в области искусства и костюма.
Мода является одной из форм массового поведения в современном обществе.
Структура моды состоит из следующих элементов:
1.модные стандарты
2.модные объекты
3.модное поведение
Слайд 10
В структуре моды имеются ценности первичные и вторичные.
К
первичным ценностям относятся:
Современность – позволяет последовательно новой моды ощущать
себя идущим в ногу со временем
Универсальность – связанна с тем, что мода не признаёт никаких границ кроме временных в истории в связи с универсальностью выделены
3 формы проявления моды:
1)единичная мода (первобытное общество)
2)особенная мода (в сословном обществе)
3)всеобщая мода (капиталистическая мода)
Демонстративность – связанно с тем, что мода позволяет продемонстрировать свой социальный статус или создать иллюзию более высокого статуса.
Игра – связанна с тем, что мода является эвритической, творческой, деятельностью, стимулирует канон нового и открытие старого в качестве нового.
Вторичные ценности: (внешние):
Демонстрирует отношение человека к миру и самому себе к обществу и социальным институтам, выбирая те или иные модные образы один человек тем самым заявляет: «Я такой же как все, я имею то что имею, а не такой как все»
Слайд 11
Функции моды:
В зависимости от угла зрения на
моду выделяют следующие функции:
Инновационная – стимулирует поиск нового и
способствует ведению и принятию нововведения в разных сферах деятельности.
Регулятивная – мода внедряет в образ жизни новое форму поведения и новые культурные образы. Обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготавливает к ближайшему будущему.
Психологическая – удовлетворяет психологические потребности человека в новизне, создавая иллюзию изменения и самовыражений. Компенсирует неудовлетворённость своим социальным статусе.
Социализация – является одной из форм приобщения человека к социальному и культурному опыту, полагая восприятию определённых социальных норм и ценностей способствует формированию самосознания индивида.
Слайд 12
Престижная – является формой выражения престижа связанного с
определённым социальным статусом. Мода является фактором повышающим или понижающим
престиж тех или иных культурных образов.
Коммуникативная – это процесс передали модных стандартов от одних индивидрв к другим.
Экологическая – влияет на поведение человека в сфере потребления на формирование определённой структуры потребностей.
Эстетическая – удовлетворяет эстетические потребности отрожая особенности массового эстетического вкуса, является способом распростронения и изменения эстетических оценок в обществе.
Слайд 13
Законномерности развития моды
1.Связь моды с общественными и
историческими явлениями (социально – политические потрясения, революция, преобразования в
области искусства, науки и техники)
2.Интернациализация моды – может присоединяться любой человек.
3.Демонстратизация моды – новые стандарты и образы становится доступными практически для тех социальных групп, т.к. современное производство позволяет немедленно вводить новую моду и предлагать потребителю модные образцы разной стоимости.
4.Ускорение распространения моды – создание массового рынка и средств массовой информации.
5.Цинничность развития моды – наличия колебаний и ритмов в развитии моды, свидетельствуют о том, что система имеет механизмы самоорганизации.
Слайд 17
5. Сущность композиции и виды композиции.
Композиция – это
объединение всех элементов формы, художественного произведения в единое целое.
В прикладом искусстве различают 2 вида композиции: 1.плоская композиция, 2.объёмная композиция.
К плоской композиции относя ткани, ковры, платки, скатерти, плакаты.
К объёмной композиции относится одежда, обувь, головные уборы, составление буклетов и т.д.
Изучение композиции костюма осуществляется в следующей последовательности:
1.своиства одежда костюма как объёмной формы её первичные элементы.
2.членение формы и средства членения в костюме.
3.средства связи объединения в единство первичных элементов формы в одежде. (цвет, форма, материальные принадлежности, материалы)
Слайд 18
Геометрический вид формы в целом и её частях:
Свойства
формы определяется соотношением величин измерения формы и характером поверхности
формы.
Объёмная форма – это границы в пределах, которых проявляется силуэт одежды.
Силуэт – плоскостное зрительное восприятие, объёмной форм одежды. Чётко ограниченных контурами. Общая форма и силуэт выражают содержание и её назначение и практическое использование.
Композиционная форма одежды строится на линиях разного вида
1.Силуэтных
2.Конструктино – декоративных
3.Декоративных
Слайд 27
6. Величины формы и её частей в целом.
Свойства
формы, как соотношения величины формы одежды с фигурой человека
или как их соотношении двух и более форм при их сравнении, при сопоставлении ряда форм, по величине равенства или превосходства по размерам одной формы над другими. Сравнивать можно только однородную по своему виду одежду и её составные части в зависимости от величины формы находят степень объёмности лёгкости и тяжести формы.
Масса формы и её частей.
Масса – это зрительная весовая количество формы одежды в целом или её отдельных частей. Это свойства формы в одежде может изменяться по следующим направлениям:
1)большая величина формы соответствует большая масса.
2)меняется в зависимости от степени объёмности и зависит от геометрии формы.
3)меняется в зависимости от степени выполнения формы в пределах её границ, конструктивными декоративными линиями и деталями илиотделкой.
4)фактура материала формы.
Слайд 28
Свойства материала делится на группы:
а)физико –механические (рабочие свойства),
к основным показателям физико – механическим свойствам материала: толщина,
упругость, усадочность, растяжимость.
б)зрительные (определение внешнего вида материала) цвет и ирисунок.
Свойства цвета рассматривают в трёх аспектах:
1)физические, свойства света (цветовой тон, насыщенность, светлота)
2)эмоционально-психологический (ассоциации, вызываемые с явлениями природы, и с психологии состояния человека)
3)символического качества цвета (региозные, обрядовые, социальные представление и культура различных групп общества)
Слайд 29
Рисунок и орнамент.
Различаются: от способа выработки ткани или
её отделки. Элементы орнамента носят следующий характер: растительный, беспредметность,
геометрический, стилизованный, животный, предметный.
Цвет и орнамент имеет большое значение в моделировании одежды (выразительность, декоративность, образность)
Светотень: влияет на объёмность формы одежды определяется зрительный вид формы одежды от освещённости.
Свойства композиции:
Расчление формы одежды вызывает следующие обстоятельства:
1)зависимость формы одежды от формы тела человека и её конструкция
2)зависимость формы одежды от технологического процесса её изготовлении или качество материала из которого она выполняется
3)зависимость формы одежды от её назначения и требования.
Слайд 32
7. Композиционные связи частей формы.
Все свойства одежды как
объёмной формы изолированные друг от друга не существует в
совокупности друг с другом, одним из основных условий возникновения художественного качества одежды, является единство всех её элементов формы ,т.е. соразмерность, согласованность и соподчиненность их создающих целое восприятие формы. Такими средствами построения единства первичных элементов формы является отношения и пропорции ритмически и метрические порядки и симметрия.
Отношением в моделировании одежды называется результат сравнения двух величин одного свойства (типичные измерения объёмного и площадь поверхности частей одежды). Отношения соразмерности делиться на 2 группы: простые и иррациональные.
Слайд 33
Простые отношения – это такие отношения, в которых
числовая зависимость двух величин измерений выражена дробным числом, где
числитель и и значитель, есть целые числа в пределах от 1 до 10.
Иррациональные отношения – это отношения соразмерности частей одежды полученные при помощи простейшего геометрического построения и составляющие пропорции.
Пропорции – равенства двух отношений.
Слайд 35
8. Приёмы гармонизации при построении костюма.
Тождество – это
полное сходство однородных элементов, т.е. равенство их формы, гармоническая
связь основана на полном сходстве.
Нюанс – это отношения однородных элементов формы, приближающихся друг к другу по сходству.
В нюансных отношениях сходство выражено сильнее чем различие.
Контраст – отношения сильно выраженных неравенством элементов формы, связь образуется в силу ясно выраженном различие и противоположности. Применение контраста по различным свойствам элемента формы будут сопоставимы : тяжёлого и лёгкого, светлого и тёмного, чёрного и белого, блестящего и шероховатого, прозрачного и не прозрачного, весовые отношения и масштабность.
Масштабность – отношения величины формы одежды по отношению фигуре человека и отношения величины частей формы, между собой и по всей формы одежды.
Слайд 36
Свойство величины частей формы связаны с массой одежды
(силуэт покрой)
Масса – обладает тяжестью, весомостью, которая выражена в
различных условиях по разному, в расположении масс частей одежды, её членение на верх и низ, возникает необходимость зрительного уравновешивания, которое необходимо для устойчивости всех форм, в целом – единство масштабности как выражение гармонии не могут существовать без уравновешивания и устойчивости.
Слайд 40
9. Ритм, цвет, фактура материала при построении композиции.
Соподчиняемость и читаемость формы.
Ритм – это закономерная чередование соизмеримых
и чувственно ощутимых элементов формы. Ритм в композиции костюма является одним из средств связи в единое целое всех частей формы.
Слайд 41
Простейшей закономерностью ритма является равенство форм и интервалов,
т.е. повторение равных форм через определённый интервал.
Существует 2 вида
ритмов:
1)метрический
2)ритмический
Метрические порядки – могут быть представлены по 3 – м схемам составлении элементов форм и интервалов между ними.
Ритмические порядки – могут быть представлены по 4 – м основным схемам.
1)представляет собой чередование равных элементов при изменение интервалов между ними
2)элементы формы возрастают или убывают, а интервал не меняется
3)возрастают или убывают и элементы формы и интервалы между ними.
4)элементы формы и интервалы возрастают или убывают при их радиальном расположении.
Слайд 42
Цвет – все цвета делятся на ахроматические и
хроматические. Изучение цвета в композиции костюма начинается с ахроматических
цветов.
Изучение формы силуэта и все композиционные закономерности анализируют при прорисовке модели в чёрно – белой пропорции. Переход от чёрного цвета к белому называется растяжкой цвета.
Хроматические цвета характеризуются насыщенностью, тоном, светлотой.
Насыщенность – это предельность наличие пигмента в цвете.
Тон – цветовой тон это качество цвета, наличие в одном цвете прически другого, что характеризуется наличие одного цвета от другого.
Светлота – это степень их разделение.
Цветовая гамма – это ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета или ряд цветов имеющие общие цветовые особенности.
В цветовой композиции очень важен размер цветовых пятен.
Если цветовое пятно больше остальных то оно преобладает по цвету выделяется среди всех цветов и гармонии не достигается.
Слайд 45
Равновесие – достигается при следующих условиях
1)равенство количества
пятен основных цветов
2) равных светлотой и разбавленных сочетаний
3)равных насыщенностью
ярких цветов.
Гармония цветовых сочетаний – это совокупность комбинаций цветов с учетом насыщенности светлоты и тона.
Зависит от эстетических взглядов общества в разные периоды времени.
Гармония состоит из 5 –и основополагающих компонентов:
1.Повторяемость целого в частях выделении ведущего цвета и повторение его в разбелённых сочетаниях и смешивании с другими цветами по этот цвет остаётся основных
2.Соподчиннённость частей с целых объединённых частей на основе их различия при выделении главного второстепенного и дополнительного
3.Соразмереннность частей в целом. Оптимальное пропорциональное отношение элементов цветовой гаммы.
4.Уравновешенность частей к гармонии контрастов, т.е. усиление каждого цвета при взаимодействии.
5.Принцип единства целостность всей структуры.
Слайд 47
По количеству основных цветов композиции могут быть одноцветными
(множество оттенков двухцветных (сочетании дополнительно близких или смешанных цветов)
и трёх цветными.
Цвет может подразделить на несколько категорий
1)содержательную (смысл – значение, самостоятельность содержания
2)физическую (пространство масса, свет)
3)эстетическую (безобразно и прекрасно)
Соподчинение и читаемость формы.
Всякая форма состоит из частей и её составляющих эти части могут быть равнозначны и неравнозначны.
Принцы неравных отношений даёт нам возможность изменить форму на части по степени значимости их в системе целого при членении на 2 – равные части.
Соподчинении не возникает, т.к. они равнозначны (1/1)
При неравном члениении на 2 части возникают соподчинение большей части выделяется по величине и пподчиняет себе меньшую часть формы.
Слайд 48
Выделении главной части или композиционного центра достигается на
основе, закономерности свойств элементов формы определяющих главенство центра композиции
над основными частями.
1.Закон: количества:
Большее количество будет главенствовать при прочих равных условиях выделяется доминировать над остальными частями.
2.Закон: центрального расположения:
Расположение выделенной части на относительно центральном месте при прочих равных условиях эту часть как главный композиционный центр.
3.Закон: качества:
Главенствует та часть целого, которая преобладает по качеству какого – либо свойства или групп свойств.
4.Закон: смыслового фактора:
Часть целого имеющие отдельные смыслового значения главенствует над частями имеющие отдельному формального характера.