Слайд 2
План
Познание как философская проблема. Философское учение о
познании
Многообразие форм духовно-практического освоения мира.
Агностицизм и скептицизм
Структура познания (чувственное,
рациональное и интуитивное познание)
Слайд 3
Гносеология
Гносеология
(от греч.)
gnosis
logos
+
знание
учение
Раздел философии, изучающий возможности познания,
его формы и методы, условия его истинности
Слайд 4
Теория познания изучает:
возможность и структуру познания;
отношения объективного
и субъективного в мысленных отражениях действительности (истина, заблуждение);
причины явлений
Слайд 5
Познание
Творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных
знаний о мире
Слайд 6
Познание
Активный творческий процесс, целью которого является достижение
истины
Слайд 7
Принципы познания
объективность рассмотрения познаваемого предмета
адекватность образов и прообразов
процесса познания
введение практики в основу теории познания
Слайд 8
Ключевые элементы процесса познания
Категории «субъект», «объект» и «предмет»
- ключевые понятия для понимания сущности теории познания
Слайд 9
Познание
Субъект познания
Объект познания
Слайд 10
Субъект познания
Субъект познания – это тот, кто осуществляет
целенаправленную познавательную активность, тот, кто познаёт что-либо.
Субъектом познания является
человек или общество в целом.
Субъект познания – это источник активности, действующее лицо.
Слайд 11
Объект познания
Объект познания – это то, на что
направлена познавательная активность субъекта познания, то, что познаётся
Слайд 12
Предмет познания
Предмет познания - это аспект объекта познания,
который вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать
различные предметы познания
Слайд 13
Многообразие форм духовно-практического освоения мира
Познание как форма духовной
деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя
вместе с ним определённые этапы развития
На каждом из этих этапов процесс познания осуществляется в многообразных формах, выработанных в ходе истории человечества
Слайд 14
Формы познавательной деятельности
Мифологическое познание
Религиозное познание
Эстетическое
познание
Моральное познание
Слайд 15
Мифологическое мировоззрение
Исторически первый тип мировоззрения или способ оформления
мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества.
Мифология - это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.
Слайд 16
Функции мифологического мировоззрения:
обобщающую: обобщение имело специфический по сравнению с
философским и научным обобщением характер, базируясь на чувственных представлениях;
объясняющую: объяснение
вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении; на основе простого доверия к говорящему аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания;
моделирующую: все происходящее в мифе приобретало характер образца, модели для воспроизведения;
регулирующую: в мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения.
Слайд 17
Характерные черты:
Антропоморфизм - олицетворение явлений природы, перенесении на
них духовных и даже телесных свойств человека.
Отсутствие грани между
чувственным образом действительности и самой реальностью.
Генетизм – определение природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений.
Представления об универсальном типе родственной связи
Слайд 18
Основные исторические формы:
Тотемизм (мировоззрение рода) – отражение индивидуально-родовой
зависимости человека от основных объектов охоты и собирательства (образы
мифических человекоживотных)
Культ предков (мировоззрение племени) – отражение господства над человеком природных сил и стихии и их олицетворение ( образы антропоморфных богов)
Анимизм – отражение властвования на человеком социальных сил ( порождение представления о душе, существовании души и тела)
Слайд 19
Моральное мировоззрение
Опыт и мудрость как принципы формирования и
развития мировоззренческой культуры с необходимостью ведут человека к сфере
морали.
Мораль – это форма духовного освоения действительности, форма общественного сознания. Это специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе.
Слайд 20
Основные структурные элементы:
моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй»,
«почитай старших» и т.п.)
моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм
и т.д.)
моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.)
морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность)
Слайд 21
Социальные функции морали:
Регулятивная
Мировоззренческая
Оценочно-императивная
Воспитательная.
Познавательная.
Коммуникативная.
Гуманизирующая.
Слайд 22
Собственно же идеальную сторону морали представляет
моральное сознание. Вследствие того, что мораль целиком есть способ
практически-духовного освоения действительности, именно моральному сознанию там принадлежит основная роль.
Моральное сознание – человеческое сознание с его внутренними механизмами, смысловым и ценностным содержанием, в форме этических понятий и определений.
Слайд 23
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ ФОРМЫ ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ МИРА (РЕЛИГИОЗНОЕ
И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ)
Выполнила студентка 2 курса,
группы 25-Т,
Корнева Вера
Николаевна.
Слайд 24
Определение религиозного мировоззрения
Религиозное мировоззрение (от лат. religio —
благочестие, святость) — это форма мировоззрения, основу которой составляет
вера в существование сверхъестественных сил. Это специфическая форма отражения действительности и до сих пор она остаётся значительной организованной и организующей силой в мире.
Слайд 25
Характерные черты религиозного мировоззрения
1) Догматизм (Возникнув, религия сохраняет
известный запас представлений на протяжении нескольких веков.)
2) Многозначность (Религиозные
образы допускают различные их истолкования, в том числе абсолютно противоположные.)
3) Центрально место в любом религиозном мировоззрении всегда занимает образ или идея Бога.
4) Скрытая иррациональность , которая подлежит восприятию только верой, а не разумом.
5) Признание примата духовного над телесным
Слайд 26
Значение религиозного мировоззрения
В Древнем мире, средних веках и
новом времени религия занимала важное место. Так как большинство
знаний люди черпали именно из Библии. В настоящее время, в связи с ростом уровня образования и появлением многих других источников знания, религия постепенно начинает утрачивать свою место в жизни человека.
Слайд 27
Определение эстетического мировоззрения
Эстетическое мировоззрение - восприятие мира с
точки зрения красоты. Оно свойственно творческим людям с художественно-образным
мышлением.
Слайд 28
Основные черты эстетического мировоззрения
1)Познает мир с точки зрения
красоты, гармонии и целесообразности.
2)Как и моральное, но в отличие
от чувственного (ощущений, восприятий и представлений), не дается с рождением, а воспитывается.
3)Входит в число духовных способов познания и деятельности;
4)Не нацелено, в отличие от научного мировоззрения, на конкретную пользу.
5)Познание мира с помощью созерцания, а не анализа.
6)Носит всецело творческий характер, не копирует действительность, а творчески воспринимает ее.
Слайд 29
Значение эстетического мировоззрения
Каждому человеку присуще эстетическое мировоззрение. Но
люди, занимающиеся искусством, видят мир по-другому, в отличие от
тех, кто никак не относится к искусству. Во все времена эстетика занимала важное место в жизни человека и общества.
Слайд 30
Исходный вопрос теории познания
Познаваем ли мир?
Философские позиции по
этому вопросу
Пессимистическая позиция
Оптимистическая позиция
Слайд 31
Пессимистическая позиция формируется ещё в античной философии
Пиррон
Около
360-270 до н.э. – древнегреческий философ
В законченном виде пессимистическая
позиция отражается в скептицизме Пиррона, который не доверял ни чувствам, ни разуму.
Слайд 32
Скептицизм
Не отрицает возможности познания мира
Выражает сомнение в
том, что познание мира возможно при помощи тех средств,
которыми мы располагаем
Слайд 33
Основные аргументы скептицизма
Чувствам нельзя доверять, поскольку у разных
людей могут быть разные ощущения
Чувствам нельзя доверять из-за того,
что органы чувств постоянно обманывают нас
Нельзя доверять и разуму, так как любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности. Следовательно, доказать ничего нельзя
Слайд 34
Развитая форма пессимизма
Агностицизм
От греч. agnostos -
непознаваемый
Философское течение, которое отрицает познаваемость объективного мира
Слайд 35
Агностицизм Юма
Дэвид Юм
1711-1776
Дэвид Юм полагал, что невозможно
логически доказать, что или кто вызывает наши ощущения –
материальные предметы, наше сознание или Бог. Поэтому этот вопрос следует оставить открытым и честно признать, что мы ничего не можем знать об источнике наших знаний.
Слайд 36
Агностицизм Канта
Иммануил Кант
1724-1804
Действительный мир (мир «вещей-в-себе») принципиально
непознаваем. Всё, что мы можем познать, - лишь феноменальный
мир, мир видимости, до неузнаваемости искажённый нашими чувствами и опытом.
Слайд 37
Оптимистическая позиция
Большая часть философов считает, что, хотя
у человечества имеются далеко не все ответы на загадки
природы, оно всё глубже и глубже проникает в её тайны
Философы по-разному определяют, чему принадлежит решающая роль в познании – чувствам или разуму
Слайд 38
Сенсуалисты (эмпирики)
Новое знание можно получить только на основе
чувственного опыта
Рационалисты
Сторонники первенства разума в познании, считают, что
данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны
Слайд 39
Сенсуализм и рационализм
Философские направления, которые противоречат друг другу
Это
дополняющие друг друга философские направления
Чувства и разум можно рассматривать
как две стороны единого процесса познания мира
Слайд 40
Структура познания
Основные уровни познания
Чувственный (эмпирический)
Рациональный уровень
Ненаучные способы познания
Слайд 41
Чувственное познание
Чувственное познание опирается на образы, возникающие в
сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека –
зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
Слайд 43
Рациональное познание
Рациональным называется познание с помощью разума (рассудка,
интеллекта, мышления, ума)
Слайд 45
Целостное постижение действительности может быть «эмоционально-интуитивным». Кроме того,
наука всегда имеет в виду практическую полезность, а это,
по Бергсону, одностороннее видение. Интуиция направляет внимание на «первичную данность» — собственное сознание, психическую жизнь.
Анри Бергсон
1859 - 1941
Интуитивный метод познания
Слайд 46
Интуиция
Способность получить новое знание «по наитию», «в
озарении»
Это означает, что процесс решения важной проблемы может проходить
и не на осознаваемом уровне
Решение проблемы приходит на основе прошлого опыта и в процессе напряжённых размышлений над проблемой
Слайд 47
Для ученого воображение важнее, чем знание
Альберт Эйнштейн
1879 -
1955