Слайд 2
Глава 1.Стиль барокко и его особенности
1.1. История возникновения
и становления стиля барокко
Глава 2. Стилистические черты литературы в
барокко
2.1. Русское барокко как литературное направление
3. Вывод
ПЛАН
Слайд 3
Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох
в истории мировой культуры.
Цель работы: рассмотреть особенности стиля
барокко в литературе и его достижения.
Задачи настоящей работы:
найти и проанализировать литературу, посвященную стилю барокко;
дать понятие стиля барокко;
выявить особенности стиля барокко;
исследовать стилистические черты в литературе барокко
рассмотреть достижения стиля барокко в литературе
Слайд 4
Глава 1.Стиль барокко и его особенности
1.1. История возникновения
и становления стиля барокко
Начало барокко (от ит.яз. barokko –
причудливый, вычурный)
условно относят к 70-80-м годам XVI в., однако истоки этого
стиля восходят к эпохе Возрождения, в частности к
творчеству Микеланджело, которого нередко называют
«отцом барокко»
Возникновение стиля связано с кризисом гуманизма и наступлением феодально-церковной реакции, которая выступала против рационалистических, светских тенденций в искусстве, против научных открытий, подрывающих идеологические устои католицизма.
Слайд 5
Барокко покорило почти всю Европу и,
благодаря испанцам, достигло
Америки, где
его до сих пор называют
«испанским стилем».
Слайд 6
В архитектуре это нашло отражение в возрастающей роли
эмоционального начала. Коллизия чувств, внутренняя напряженность, динамичное движение форм
становятся характерными чертами образного содержания произведений.
Слайд 7
В искусстве, в частности, нашли косвенное отражение сокрушающие
привычные представления о мире идеи Джордано Бруно о бесконечности
Вселенной: единичное целостное, завершенное, статичное стало уступать место непрерывности развития, движению в «бесконечность».
Слайд 8
Родиной архитектуры барокко стал Рим. Стиль утвердился, прежде
всего, в церковном зодчестве.
Собор Св.Петра, Рим
Слайд 9
Особое значение в искусстве XVII века приобрела живопись.
Эпоха стиля барокко
расширила круг предметов, изображаемых в живописи, и
обогатила этот вид искусства
новыми жанрами. Наряду с религиозными и мифологическими темами уделялось
большое внимание окружающему современному миру.
Живопись барокко можно условно разделить на три части: церковную, придворную и
буржуазную. Если наивысшие достижения в церковной живописи в стиле барокко
принадлежит Италии, а фламандские мастера создали наиболее пышное придворное
искусство, то буржуазное искусство расцвело прежде всего в Голландии.
Слайд 10
Глава 2. Стилистические черты литературы в барокко
Термин "барокко"
перешел к
литературоведению из искусствоведения
из-за общего сходства в стилях
изобразительных
искусств и литературы той эпохи. Считают,
что первым термин "барокко" относительно
литературы использовал Фридрих Ницше.
Барокко пришло на смену Возрождению, но не было его возражением.
Слайд 11
Важное художественное средство в литературе барокко - это
метафора, которая является основой для выражения всех явлений мира
и оказывает содействие его познанию.
В тексте барочного произведения происходит постепенный переход от украшений и деталей к эмблемам, от эмблем к аллегориям, от аллегорий к символам. Этот процесс объединяется с видением мира как метаморфозы: поэт должен проникнуть в тайны беспрерывных изменений жизни.
Герой барочных произведений - большей частью яркая личность с развитым волевым и еще более развитым рациональным началом, художественно одаренный и очень часто благородный в своих поступках.
Стиль барокко вобрал в себя философские и морально-этические представления об окружающем мире и месте человеческой личности в нем.
Слайд 12
Среди виднейших писателей европейского барокко - испанский драматург
Кальдерон Де
Ла Барка
Слайд 14
Французский романист О. Д’юрфе
Барочные традиции нашли дальнейшее развитие
в европейских литературах ХІХ-ХХ ст.
В XX ст. появилось
и литературное течение необарокко, которое связывают с авангардной литературой начала XX ст. и постмодерной конца XX ст. Литература барокко отличается тенденцией к сложности форм и стремлением к величавости и пышности. В барочной литературе осмысляется дисгармония мира и человека, их трагическое противостояние, как и внутренние борения в душе отдельного человека.
Характерной чертой барочной литературы становится смешение жанров.
Слайд 15
Русское барокко как литературное направление
Барокко как стилевое
направление охватило русскую культуру конца XVII - первой половины
XVIII в. и параллельно развивалось в литературе и в искусстве.
Д.С. Лихачев отмечает, что литература в Древней Руси была однородна, она подчинялась стилю эпохи того времени, но в XVII в. она уже не так едина и стройна, как в древности.
Слайд 16
Древнерусская литература не знает литературных направлений вплоть до
XVII в. Первое литературное направление, сказавшееся в русской литературе,
- барокко. Появление в русской литературе стиля барокко вносит в русскую литературу новое начало, чрезвычайно важное для ее последующего развития.
Стиль барокко - явление нового времени, не свойственное древней русской литературе. Это вынуждает нас подробно остановиться на особенностях развития стилей вообще.
Слайд 17
Как отмечает А.А. Морозов: "…в России, в силу
ускоренного развития страны, вызванного петровскими преобразованиями, на одном историческом
этапе как бы совместились несколько исторических периодов художественного развития, наслоившихся друг на друга, в тесном взаимодействии с особенностями национальной культуры страны».
Слайд 18
Литература XVII в. отличается необыкновенным разнообразием и пестротой
жанров и стиля.
Зарождается светская лирическая поэзия любовного содержания
- виршевая поэзия с характерным силлабическим ритмом, появляются повести и даже романы авантюрного содержания. Постепенно она сближается с западноевропейской литературой.
Слайд 19
В литературе XVII в., в отличие от литературы
средневековой, уже нельзя выделить единые стилеобразующие принципы. XVII в.
- это эпоха зарождения, сосуществования и борьбы разных литературных школ и направлений, как выраставших на почве русских традиций, так и опиравшихся на западноевропейский опыт.
Из Европы - прежде всего из Польши через украино-белорусское посредство - Россия заимствовала стиль барокко, которому суждено было стать стилем московской придворной культуры последней трети XVII в.
Слайд 20
В чем специфика этого стиля?
В Европе барокко пришло
на смену Ренессансу. Если в системе ренессансных ценностей на
первом месте стоял человек, то барокко снова вернулось к средневековой идее бога как первопричины и цели земного существования. Барокко знаменовало собою причудливый синтез средневековья и Ренессанса. Эта причудливость, неестественность зафиксирована в самом термине барокко - к чему бы его ни возводили, будь то к ювелирному делу, где "барокко" называли жемчужину причудливой формы, либо к логике, в которой это слово обозначало одну из неправильных фигур силлогизма.
Слайд 21
ВЫВОД
1)Эпоха барокко - это одна из самых ярких
и величественных страниц истории искусства. В ее небывалой пышности,
монументальной красочности и вместе с тем изощренной грации отразился противоречивый дух эпохи.
2) Стиль барокко прекрасно прижился не только на западноевропейской, но и на российской почве.
3) Русское барокко конца XVII - начала XVIII веков - первый большой европейский стиль, легко и органично вписавшийся в нашу национальную традицию. Вместе с тем это было время первого масштабного вторжения европейской культуры в русскую жизнь.
3)Стиль барокко стиль предавал каждой стране особый облик, характерен для менталитета данной страны.
Барокко как в России, так и в Европе было не просто переходным этапом в эволюции литературы от средневекового типа к литературе Нового времени. Несмотря на то, что многие приемы барочной поэтики являются общими как для литературы средневековья, так и для литературы Ренессанса, барокко по своей сути противостоит предшествующей традиции культурного развития, оно является начальным этапом формирования литературы Нового времени, основой культурного развития на новых началах. В этом и состоит суть барокко.
В настоящее время стиль барокко возобновляется. Очень многие модельеры, скульпторы, архитекторы заимствуют идеи у барокко.