Слайд 2
Предмет исследования
Элементы женского народного костюма – сарафан
и рубаха.
Слайд 3
Актуальность исследования
Изучение
народной традиционной культуры, как важнейшей нравственной и социально-духовной ценности,
является одной из актуальных проблем отечественной истории и современного общества.
Слайд 4
Выбор темы обусловлен
следующими факторами:
Слайд 5
Основная цель нашего исследования.
Глубже понять истоки, которые хранят
народную
мудрость и традиции, через живой источник –
народный костюм.
Слайд 6
Задачи:
1.Изучить историю происхождения сарафана.
3.Выяснить, в чем заключалось обереговое
значение одежды.
4.Описать народный костюм.
5.Доказать, что история костюма –
это часть истории народа, отражающая общую картину народной жизни на самом близком, бытовом уровне.
Слайд 7
Материалы исследования
М. Н.Мерцалова «Поэзия народного костюма» Москва, 1988.
Н.А.Пенской,
Моя родная сторона, Издательство Шаповалова, 1997
Бережной С.А.,
Гайдар А.Ф, Нам 350. Ракитянская летопись, Издательский дом Шаповалова, 2002
В.Даль, Толковый словарь живого великорусского языка, Мир книги, М.2002
С.И.Ожигов, Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка, М.:Абуковник, 1999.
C:\Documents and Settings\
http://www.onlinedics.ru/slovar/his/p/stan.html
Слайд 8
Методы :
Сбор информации из научной литературы.
Поиск информации
в сети Интернет.
Беседа, наблюдение, опрос, анализ.
Слайд 9
Новизна исследования
В данной работе мною впервые была предпринята
попытка изучить историю происхождения сарафана и выяснить, в чем
заключалось обереговое значение одежды.
Слайд 10
Практическое применение работы:
Основные принципы и материалы данной работы
могут найти применение на уроках истории и литературы при
изучении быта русского народа.
Слайд 11
Апробация
Данная работа принимала участие в областном конкурсе
«Музей XXI века».
Слайд 12
Семейная реликвия
Этот сарафан -
семейная реликвия
учителя нашей
школы,
Наумик Натальи Андреевны, приехавшей в наш город из
с. Русская Березовка
Белгородской области.
Первые сведения о селе Русская Березовка встречаются в книге писца Пересветова за 1686 год .
Слайд 13
Белгородская черта
Возникла Русская Березовка в середине
17 века, когда создавалась Белгородская черта, включавшая
«в себя
города-крепости, разнообразные инженерные
сооружения из земли и дерева, а так же естественные, природные препятствия для татарской конницы: леса, реки, болота.» (В.П.Заговорский «Белгородская черта»).
Слайд 14
Первые жители -это государственные люди. Они должны были
нести сторожевые службы, охранять границы Руси от набегов татарской
конницы.
Слайд 15
По большим праздникам, в свободное время, мужчины сходились
в кулачных боях, а женщины надевали праздничные одежды и
с песнями обходили все село.
Слайд 17
Косоклинный сарафан
Ткацкий станок
Слайд 18
Праздничный сарафан очень эффектно украшали.
Слайд 19
Цвет в одежде был символом, через который человек
выражал свои чувства и мысли.
Черный цвет был излюбленным цветом
в Белгородской губернии. Он ассоциировался с вечным покоем, черноземом, плодородной землей.
Красный – тепло, любовь, красота, победа.
Зеленый – надежда, спокойствие, радость и свобода, цвет природы.
Белый – духовное начало, чистота, снег.
Красно-оранжевый – солнце, тепло, свет.
Синий – небо, вода, духовность, разум.
Слайд 20
Рубаха - первая нательная одежда.
Станок
Подол или подставка
Слайд 21
Геометрический и растительный
орнаменты – наиболее часто встречающиеся
виды орнамента.
Слайд 22
Заключение
Сарафанный комплекс считался одним из символов веры и
обычаев предков. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их
тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение.