Слайд 2
Актуальность
В кратких изречениях народной мудрости и
марийских народных играх, созданных много лет назад, имеются определенные
способы и приемы обучения и воспитания. Мы все чаще обращаемся к истокам народного образования .Еще К.Д. Ушинский писал: "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа." На необходимость народных игр в развитии личности детей указывали и такие передовые представители культуры, как Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и другие. А психолог Д.Б.Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые психологом Л.С. Выготским, представил в своих трудах проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте. Игровая форма воспитания не является сама по себе новой. Но используя народные игры, в данном случае марийские, мы выявляем в этой форме новизну в том, что она позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики и человеческих отношений. Игра - это естественная среда детей, где искусство переплетено с жизнью людей. Народные игры очень выразительны, а именно просты и доступны ребенку.
Слайд 3
Новизна
Новизна данной работы состоит в том,
что в содержание занятий можно включить фольклорный компонент, т.е.марийские
игры, что сделает процесс обучения и воспитания более целостным. Инновация заключается в широком внедрении фольклорного компонента в устоявшуюся, проверенную временем, апробированную методику организации занятий, в новом принципе подачи материала на занятиях в детском саду.
Слайд 4
Цель:
Развитие и коррекция личности дошкольника посредством марийских
народных игр.
Задачи:
Развивать и корректировать познавательные процессы личности – внимание,
память, восприятие, мышление, воображение;
Тренировать наблюдательность и ум;
Развивать коммуникативные и творческие способности у детей;
Формировать и развить эмоционально-чувственную сферу личности
дошкольника;
Способствовать познанию ребенком самого себя и побуждают
его к самосовершенствованию;
Развить и корректировать физические способности детей;
Учить самодисциплине, настойчивости, выдержке –
всем тем качествам, без которых трудно жить и достигать
поставленных целей и задач;
Привить любовь и уважение к устному народному творчеству.
Слайд 5
Классификация марийских народных игр:
а)игры-забавы ("Сокыртага", "Шергашым
шылтен") б)календарные (сезонно-обрядные)("Туп кырен","Шорыкйол модыш-влак")
в)игры-соревнования ("Веретым пу","Ко писырак?","Агытан
кучедалмаш")
г) игры-инсценировки("Рывыж ден тумна","Ош вульо").
Основные формы работы с детьми:
1.чтение марийских сказок, пословиц и поговорок, разгадывание загадок ;
2.разучивание песен, стихов;
3.знакомство с традициями и обычаями народа мари посредством диафильмов, посещения нашего музея, рассматриванием картин и фото, встречи и беседы с бабушками воспитанников
4. домашнее задание: посещение с родителями исторических мест и разговоры с дедушками и бабушками об их детских играх и забавах;
5. инсценировки марийских народных сказок и стихов;
6. народные игры и забавы, игры с спортивными элементами;
7.проведение конкурсов стихов и марийских плясок;
8.Консультация специалистов:логопеда и психолога,учителя марийского языка.
9.Беседа с родителями, анкетирование и взаимопомощь родителей и педагогов (совместная работа: родители-ученик-педагог.
.
Слайд 7
Педагог-ребенок-семья
В нашу работу мы привлекли
и родителей дошкольников, используя при этом разнообразные формы: беседы,
анкетирование, обрядовый праздник и совместные работы детей и их родителей. Огромную помощь оказали родители при сборе познавательного материала для оформления марийского музея. Объясняла о важности вместе с детьми расматрывания картинок и фото, беседы ребенка с бабушками и дедушками( Кто, как не они могут лучше рассказать о народных играх народа мари) чтения устного народного творчества и использования их во время игр дома, посещения национальных музеев. Провела анкетирование родителей "Марийские игры в нашей жизни", где стоял ВОПРОС:
"Программа воспитания, с вашей точки зрения, должна включать ознакомление с марийскими народными играми дошкольников?"В начале эксперимента из 23 человек согласились только 7 родителей, на усмотрение ДОУ ответили 10 человек, не согласились 3 человека. А уже к концу проделанной работы из 23 опрошенных родителей согласились 17 человек, 6 человек дали на усмотрение ДОУ и никто уже не был против.
Следовательно, совместная работа " педагог-ребенок-семья" в данном направлении положительно повлияла на расширение и познавательных интересов детей, и даже на проведение коррекционно-развивающей работы.
Слайд 8
Основные методы и приемы народных игр в воспитании
детей:
1) Игровые методы: игры-забавы и развлечения
обрядно-сезонные
игры-соревнования
инсценировки
воображаемые ситуации
приемы: создание игровых ситуаций
сюрпризность, эмоциональность
внезапность и исчезновение
интригующие ситуации
2) Словесные методы: чтение и рассказывание стихов
разговор, беседа
рассматривание картинок, фото
инсценировка
разучивание потешек, считалок, песен
приемы: использование художественного слова (потешки ,стихи)
объяснение назначения предмета
многократное повторение слов
пояснение, подсказывание нужного слова
вопросы
Слайд 9
3) Наглядные методы: показ предметов
наблюдение за
природой и трудом взрослых
использование кукольного театра
посещение музея
просмотр фильмов
приемы:
показ предмета с названием и пояснение к нему
просьба-предложение
художественное слов
выполнение игровых действий
4) Практические методы: упражнения
совместные действия и ребенка
выполнение поручений
Слайд 10
При организации и проведении народных игр выделяю следующие
этапы проведения:
выбор игры(определение цели и задачи);
подготовка к
проведению игры(предметно- развивающая среда,разучивание стишков,считалок, потешек и т.д.,готовим костюмы);
организация играющих(эмоциональная словесная подготовка детей к игре);
объяснение правил игры(опыт педагога, показ картин и фото);
проведение игры и руководство ею;
подведение итогов игры.
Слайд 11
Игра «Туп кырен»
Цели: коррекция мышления,
развитие наблюдательности и ощущений, межличностных отношений.
Слайд 12
Игра «Уштым кырен»
Цели: развитие
слуха и внимания, коррекция межличностных отношений и произношения, развитие
речи.
ком куча?»
Цели: корректировать внимание, ловкость; развивать опорно -двигательную систему,
улучшить координацию движений.
Слайд 14
Игра «Сокыр тага»
Цели: развитие слуха, осязания, памяти, воображения.
двигательной сферы.
Слайд 15
Марийская народная игра – источник
всестороннего развития личности ребенка
Слайд 16
Результаты проделанной работы:
1.У детей чувствуется любовь к марийскому
народному творчеству( народным играм) и к своему народу;
2.Видны улучшения
в произношении в том числе марийских звуков в словах и речь у дошкольников стала внятной и понятной;
3.Исчезают постепенно робость и стеснительность, тем самым дети стали активней и общительней друг с другом и со сверстниками, стали выступать на разных мероприятиях;
4.Скорректировано умение проявлять и контролировать свои эмоции и умение понимать эмоции другого; развиты психологические процессы у детей;
5.Ребята стали намного спокойнее и уравновешанее;
6.Умеют решать проблему, возникшую при общении с друзьями;
7.Чувствуется улучшение физических способностей детей и коррекция координаций движений, опорно-двигательной системы.
Слайд 17
Практическая значимость
Во все
времена изучению марийского фольклора уделяли очень мало времени. Настоящая
работа может послужить наглядным примером для дальнейшего изучения роли марийского фольклора, а в частности народных игр в воспитании детей дошкольного возраста и может способствовать восполнению пробелов в исследовании некоторых аспектов марийского устного народного творчества.
Слайд 18
Список литературы:
1.Бабаева Т.И., Михайлова З.А." Игра и
дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности."-СПб,
2004.
2. Бондаренко А.К.,А.И. Матусик"Воспитание детей в игре".-Москва,1983.
3.Васеева Г.В." Использование марийских подвижных игр в воспитательно-оздоровительной работе детского сада". - Йошкар-Ола, 1997.
4.Сапаев В.Ф."Йоча садыште занятийлаште эртараш келшыше дидактический да моло модыш".-Йошкар-Ола,1990.
5.Федорова С."Национальные традиции детей в воспитании детей дошкольного возраста".-Йошкар-Ола,1994.
6.Эльконин Д.Б." Психология игры".-2-изд.-Москва,1999.