Слайд 2
Цель:
Сохранение народного творчества, культурной самобытности, национальных традиций
и обычаев.
Задачи:
представить историю национального платья
познакомить с традиционными
приёмами изготовления и декорирования национальных платьев
Слайд 3
Карачаевки из знатного рода всегда одевались в платья
расшитые из серебряных или позолоченных
ниток
Слайд 4
Взрыв эмоций и дробь барабанная..
И
джигит, что сжигает взглядом...
Про горянку забыли .. про плавную
Что
с джигитом танцует рядом..
Сама Нежность на фоне пожара
Взмах платка и пожар тот у ног..
Невесомая правит тем жаром,
Нежно лишь остужая его..
Но не гасит . а лишь раздувает
тот огонь, опустивши ресницы...
И подобно ручью утекает...
Чтоб джигиту той ночью присниться...
Национальная одежда Карачаевцев
сходна с одеждой других народов Северного Кавказа. Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка. На поясе из узкого ремня - кинжал или нож, кресало и др. Летний головной убор - войлочные шляпы, зимний - овчинные шапки-папахи с суконным башлыком..
Слайд 6
. Широко использовался при изготовлении одежды плетеный шнур
(“чалыу”), Он имел самое различное назначение: служил для укрепления
швов одежды, обшивки ее краев, изготовления петельных пуговиц, а также и украшения башлыков и женского платья. Шнуром выкладывались узоры и сетки на девичьих шапочках.
Женская одежда отличалась разнообразием типов и возрастных
особенностей: длинная рубаха из бумажной или шёлковой ткани туникообразного покроя с разрезом на груди и застёжкой у ворота, с длинными и широкими рукавами; длинные шаровары из тёмных цветных тканей заправлялись в сафьяновые носки или обувь; поверх рубахи - платье. Талия перехватывалась широким серебряным поясом. Из стёганной на вате шёлковой или бумажной ткани шилась верхняя одежда - каптал, повторявшая покрой черкески. а также беличьи. Женские головные уборы: праздничный убор девушки - шапочка (высокая конусообразная или усечённая, богато украшенная галунами или золотым шитьём), поверх неё большоЙ платок.
Слайд 10
Средневековые традиции сохранялись вплоть до XIX в. В
особенности, это касается головного убора.
Слайд 11
одежда карачаевки из
зависимых слоев
Слайд 12
Праздничные платья девушек изготовлялись из
бархата или шёлка темно-красного, реже — синего и зелёного
цветов. Они украшались золотым шитьем и галунами. Неотъемлемой частью женского костюма был пояс (кямар), представлявший собой подлинное произведение ювелирного искусства.
Слайд 14
Одним из наиболее важнейших элементов женского костюма являлись
платки, шали, позднее - шарфы. Они составляли основу женского
головного убора, состоявшего из 1,2, а иногда и 3-х платков; шали накидывались на плечи, заменяя пальто. Они входили в приданное и служили свадебными подарками.
Слайд 15
Согласитесь, любая горянка мечтает выйти замуж в красивом,
белом национальном платье! А свадебный наряд по определению должен
быть особенным, так как свадьба - это самое главное событие в жизни любой девушки.
Слайд 16
Одевали невесту в национальный костюм (той чепкен). Старшая
из подруг сообщала, что невеста наряжена, но на голову
ее требуется покрывало. Тогда шафер жениха преподносил покрывало (ау джаулукъ) с обручальным кольцом. Затем исполнялся обряд “перевода невесты с циновки” (“келинни джегенден тюшюрюу”).
Слайд 17
Если в прошлом свадебная
одежда горянок не имела каких-либо особых отличий ни в
цвете, ни в покрое по сравнению с праздничным традиционным костюмом, то в настоящее время праздничная одежда обычно имеет модный современный покрой, но свадебная часто отличается традиционностью формы
Слайд 19
сшить национальное платье очень трудоемкая работа, которая требует
много сил и фантазии.
Слайд 20
что должна уметь современная девушка, невеста:
шить, готовить,
красиво сервировать стол, танцевать наши горские танцы согласно старинным
обычаям…
Слайд 21
у каждого платья своя история - вышивки, орнаменты,
головные уборы создаются по старинным эскизам, а украшения -
это вообще отдельная история, фурнитуру - тоже: жемчуг, тесьму, пайетки, камни Сваровски привозят со всего мира... Если говорить о ткани, то для шитья свадебных платьев Зарема использует в основном шелк и бархат. Нагрудные застежки и пояса, надеваемые при этом, традиционные, старой работы.
Слайд 22
Шитье издревле было самым
любимым занятием горянок. Так, платья, верхняя одежда, салфетки, постельные
принадлежности, все это вышивалось умелыми руками девушек. Платья были украшены аппликационным рисунком - вышитым гладью трилистником. Тонкую нить для вышивки и ткань для платьев привозили из Турции и Крыма. Национальные свадебные платья, как и национальные традиции, передавались из поколения в поколение. Свадебные платья народов Кавказа отличаются сдержанным и очень богатым убранством. А кружево свадебного платья народов Северного Кавказа придаёт наряду богатство и величественность. Наверняка в то время не было девушки, которая не умела бы вязать и шить.