Слайд 2
Альфред Адлер - знаменитый австрийский психолог. В детстве
часто и тяжело болел, надеялся, что выбор профессии врача
поможет ему и его близким в борьбе с недугами. Это определило выбор профессии.
Слайд 3
В 1895 г. Адлер закончил Венский университет и
начал работать в Венском госпитале врачом.
Став врачом, он в
1895 г. занялся частной практикой.
Слайд 4
Перепробовав много специализаций, он в конечном итоге остановился
на психиатрии.
Слайд 5
В 1902 г. он знакомится с З. Фрейдом
и начинает посещать кружок, который собирается по средам.
В
1907 г. выходит его первая крупная работа "Исследование неполноценности органов".
Слайд 7
Идеи Адлера носили широкий, всеобъемлющий характер, охватывая разнообразие
отношений человека с окружающим миром.
В своих работах он тяготел
к анализу психического как целого, не делимого на отдельные части. Идею целостности он почерпнул из философской концепции Яна Смитса, который полагал, что целые системы обладают свойствами, отсутствующими у частей.
Слайд 9
В 1911 г. Адлер выступает перед членами кружка
с сообщением "Критика фрейдовской теории сексуальности" и в этом
же году покидает его.
Одна за другой
выходят его работы:
"О нервическом
характере" (1912),
Слайд 10
"Практика и теория индивидуальной психологии" (1920)
Слайд 12
"Социальный интерес: вызов человечеству" (1939). Всего им написано
свыше 300 книг и статей.
Умер Адлер во время
чтения лекции в 1939 г.
Слайд 13
Индивидуальная психология - теория личности Адлера, в которой
подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью
которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям (individuum в переводе с латинского языка означает неделимый).
Слайд 14
Главная идея Адлера - Чувство общности с другими
людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей,
которая определяет поведение и жизнь человека.
Он подчеркивал роль общественных интересов.
Слайд 15
В то же время Адлер был единственным, кто
считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить
в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее.
Слайд 16
Теория личности Адлера представляет собой хорошо структурированную систему
и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты
и пути развития личности:
1) фиктивный финализм,
2) стремление к превосходству,
3) чувство неполноценности и компенсации,
4) общественный интерес,
5) стиль жизни,
6) творческое «Я».
Слайд 17
Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у известного
немецкого философа Ганса Файгингера, писавшего, что все люди ориентируются
в жизни посредством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя наше поведение.
Адлер подчеркивал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. В то же время для невротиков это невыполнимо, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.
Слайд 18
Адлер считал, что большое значение в формировании структуры
личности человека имеют его семья, люди, которые его окружают
в первые годы жизни.
Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он считал, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, а лишь с их прообразами, которые формируются на протяжении жизни. Наиболее важной структурой он называл стиль жизни.
Слайд 19
Стиль жизни, формирует поведение человека, определяет и систематизирует
опыт человека.
Стиль жизни тесно связан с чувством общности,
одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру «Я».
Слайд 20
Чувство общности, или общественный интерес, представляет собой своеобразный
стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее
содержание и направление.
Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым. Эта неразвитость чувства общности становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов человека.
Слайд 21
Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими
ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных
детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается.
Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переносится на других людей, остающихся для ребенка чужими.
Слайд 22
Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о
себе и мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой
системы создает препятствия для личностного роста, провоцирует развитие неврозов.
Слайд 23
Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является
творцом своей личности, которую он создает из сырого материала
наследственности и опыта.
Слайд 24
Творческое «Я», с точки зрения Адлера, сообщает жизни
человека смысл, оно творит как саму цель жизни, так
и средства для ее достижения.
Слайд 25
Таким образом, Адлер рассматривал процессы формирования жизненной цели,
стиля жизни по сути как акты творчества, которые придают
человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управления своей судьбой.
В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди - это не пешки в руках внешних сил, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.
Слайд 26
Таким образом, одним из главных качеств личности, которое
помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и
достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими.
Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие общества.
Слайд 27
Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с
другими, он никогда не станет невротиком, в то время
как недостаток кооперации есть корень невротических и плохо приспособленных стилей жизни.
Слайд 28
Необходимо отметить и вклад Адлера в психотерапию, так
как он одним из первых исследовал роль игры в
преодолении неврозов и закомплексованности. Он считал, что именно игра позволяет Детям преодолеть их комплекс неполноценности, который они испытывают в мире окружающих их взрослых. При этом спонтанная игра детей уже является хорошим психотерапевтическим средством.
В том же случае, когда требуются преодоление более серьезных комплексов и решение специальных проблем, развитие игры должно осуществляться и направляться взрослым.
Слайд 29
Адлер приходит к выводу, что главнейшими моментами в
воспитании являются развитие в детях упорства и самостоятельности, терпения
в трудных ситуациях; отсутствие любого бессмысленного принуждения, унижения, насмешек, оскорблений, наказаний. Самое главное: ни один ребенок не должен потерять веру в свое будущее.
Слайд 30
Достижения Адлера редко получали должное признание. Его оригинальные
находки часто рассматривались как производное от психоаналитической теории или
как нечто самоочевидное. Его просто обворовывали.
Слайд 31
Как справедливо заметил Элленбергер, «трудно найти другого автора,
у которого столь многое заимствуется без ссылок и признательности,
нежели Альфред Адлер- Его учение стало местом... где все и каждый могут без зазрения совести взять, что угодно. Иной автор, скрупулезно указывающий источник при цитировании мельчайшей фразы, даже не думает поступить так же, заимствуя что-нибудь из индивидуальной психологии, как будто у Адлера не может быть чего-нибудь оригинального».
Слайд 32
Причина этого в том, что его теории изложены
простым языком здравого смысла. Поэтому они часто кажутся поверхностными
и неглубокими. Адлера больше интересовала практика, а не теория. Он был наиболее популярен среди прогрессивных учителей и всех тех, кому нужны практические клинические навыки.