Слайд 2
Введение
Реализм, либерализм и марксизм вместе включились в межпарадигмальные
дебаты (inter-paradigm debate) 1980-х гг., в ходе которых реализм
оказался доминирующей теорией.
Несмотря на обещанную интеллектуальную открытость, межпарадигмальные дебаты все же закончились укреплением гегемонии реализма.
Слайд 3
Введение
В последние годы доминирование реализма подрывалось тремя тенденциями:
1) неолиберальным институционализмом, который приобрел большую значимость; 2) глобализацией,
которая привнесла новые вопросы в мировую политику; 3) значительным размыванием за счет развития социальных наук и философии позитивизма, который стал основой методологии.
Слайд 4
Новые теории МО
(Explanatory/constitutive theories - foundational/anti-foundational theories)
Новые
теории выделяются в зависимости от целей, которые они преследуют:
объяснительные (explanatory) или конструктивные (constitutive)
учредительные (foundational) или анти-учредительные (anti-foundational).
Объяснительные теории стремятся быть учредительными, а конструктивные – анти-учредительными (системными-антисистемными).
Слайд 5
Новые теории МО
(Explanatory/constitutive theories - foundational/anti-foundational theories)
Три
основные теории, столкнувшиеся в межпарадигмальных дебатах, были основаны на
серии позитивистских концептов, а именно:
Отказ от идеи, что социальные теории могут использовать методологию естественных наук;
Факты и значения могут различаться;
Нейтральные факты могут действовать в качестве арбитров в установлении истины
Социальный мир имеет закономерности, которые могут быть открыты с помощью теорий.
Слайд 6
Новые теории МО
(Explanatory/constitutive theories - foundational/anti-foundational theories)
С
конца 1980-х гг. начался отказ от позитивизма, сопровождавшийся более
конструктивными и анти-учредительными идеями.
Современная теоретическая ситуация такова:
1) рационалистические теории, в основном, являются самыми последними версиями реализма и либерализма;
2) альтернативные теории – пост- позитивистские;
3) социально-конструктивистские теории, которые стремятся преодолеть между ними разрыв.
Слайд 7
Новые теории МО
(Explanatory/constitutive theories - foundational/anti-foundational theories)
Альтернативные
подходы на первый взгляд значительно отличаются друг от друга,
но в действительности имеют несколько точек соприкосновения.
Они все отказываются от главных положений рационалистических теорий.
Слайд 8
Другая классификация альтернативных теорий
Слайд 9
Историческая социология
Историческая социология имеет долгую историю, насчитывающую несколько
столетий. В центре ее внимания то, как общества развивают
те формы, которые у них имеются.
Современная историческая социология изучает развитие государства со времени средневековья. В основном, это изучение взаимосвязи между государством, классами, капитализмом и войной.
Слайд 10
Историческая социология
Чарлз Тилли (Charles Tilly) изучал, как три
основных типа государственных форм, существовавших в конце Средних веков
внезапно обратились в одну форму, известную как национальное государство.
Он утверждает, что решающей силой стала способность национального государства воевать.
Слайд 11
Историческая социология
Майкл Манн (Michael Mann) развивает эффективную модель,
известную как IEMP Model, которая объясняет источники власти государства.
Слайд 12
Историческая социология
Как и реализм, историческая социология проявляет интерес
к изучению войны. Но она отходит от неореализма, потому
что государство не может сохранять одни и те же функции все время, оно, напротив, меняется.
Интересы исторической социологии совместимы с рядом других подходов, включая феминизм и постмодернизм.
Слайд 13
Нормативная теория
Нормативная теория была не в моде последние
десятилетия из-за господства позитивизма, который изображал ее как «перегруженную
ценностями» и «ненаучную».
В последние годы интерес к нормативной теории возродился. Теперь уже многие соглашаются, что нормативные положения есть во всех теориях в явной или скрытой форме.
Слайд 14
Нормативная теория
Нормативная теория находится между космополитизмом и коммунитаризмом.
Первый рассматривает индивидов как носителей прав и обязанностей; последний
считает, что все сообщество (обычно государство) – носитель прав и обязанностей.
В современной нормативной теории основные дебаты происходят по вопросам автономии государства, этике использования силы и международного суда.
Слайд 15
Нормативная теория
В последние годы вопросы нормативного характера приобрели
более научный характер в дебатах о внешней политике, например,
в дискуссиях о том, как отвечать на призывы к гуманитарной интервенции, или может ли война определяться в терминах «битвы между добром и злом».
Слайд 16
Феминизм
Либеральный феминизм исследует, какие роли играют женщины в
мировой политике и спрашивают, почему эти роли маргинализированы. Они
требуют равных возможностей для мужчин и женщин.
Марксисты/социалисты в феминистском направлении изучают международную капиталистическую систему. Марксистки видят угнетение женщин как одно из явлений капитализма, в то время как социалистки рассматривают и капитализм и патриархат как преходящие структуры, если женщины получат надежду на равенство.
Слайд 17
Феминизм
Главная цель феминисток, таки как Энн Тикнер (J.
Ann Tickner) скорректировать наше знание о мужском доминировании в
мире.
Тикнер делает это, переписывая «шесть принципов» международной политики Ганса Моргентау, согласно феминистской версии мира.
Слайд 18
Феминизм
Феминистки постмодернистского направления интересуются проблемами гендерной идентичности. Они
изучают то, как формируется маскулинность (masculinity) и женственность (femininity)
и, особенно, тем, как мировая политика создает определенные типы «мужчин» и «женщин».
Слайд 19
Феминизм
Пост-колониальные феминистки, как Гаятри Спивак (Gayatri Spivak), работают
на пересечении гендерных, расовых и классовых исследований в глобальном
масштабе.
Они утверждают, что либеральные и другие феминистки игнорируют интересы и мнения женщин глобального Юга, часто предпочитая говорить от их имени. А это – форма культурного империализма с важными материальными последствиями.
Слайд 20
Постмодернизм
Ж.-Ф. Лиотар (Lyotard) определяет постмодернизм как недоверие к
метанарративам, что означает отказ от возможности установления истины в
заявлениях, существующих за пределами дискурса.
Слайд 21
Постмодернизм
В центре внимания М. Фуко отношения «власть-знание»
Он видит
их как взаимно составляющие.
Это подразумевает, что не может
быть истины вне режимов (структур) истины.
Как история может иметь истину, если истина и есть сама история?
Слайд 22
Постмодернизм
Фуко предлагает генеалогический подход к изучению истории.
Этот подход
вскрывает, как определенные режимы истины доминировали над другими.
Слайд 23
Постмодернизм
Ж. Деррида доказывал, что мир подобен тексту, в
котором невозможно быть понятым, а лишь только интерпретированным.
Он
изучал, как конструируются тексты и как с помощью двух методов можно их проанализировать («естественные» противоречия в языке).
Это и есть деконструкция и двойное чтение.
Слайд 25
Пример деконструкции по Ж. Деррида
Слайд 27
Постмодернизм
Постмодернистские подходы часто подвергаются критике за «сверх-теоретичность» и
«абстрагированность» от реального мира.
Постмодернисты отвечают, что в социальном
мире нет такой вещи как «реальный мир» в смысле реальности, которая не интерпретируется нами и не доказывается эмпирически.
Слайд 28
Пост-колониализм
В эпоху господства государственно-центричного подхода и позитивизма в
МО пост-колониальные подходы не принимались во внимание. Но изменения
произошли в последнее время, когда были разрушены старые дисциплинарные границы.
Пост-колониализм в основном изучает остатки колониальных форм власти в современной мировой политике, особенно, то, как социальные конструкции расовых, гендерных и классовых различий сохраняют отношения власти и подчинения.