Слайд 2
Осип Эмильевич Мандельштам
(1891-1938)
Слайд 3
Осип Мандельштам
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя
людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и
чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
1931, 1935
Слайд 4
Схема стихотворения
UU—|UU—|UU—|UU--|
UU—UU—UU—
UU—UU—UU—UU—
UU—UU—UU—
UU—UU—UU—UU--
UU—UU—UU—
UU—UU—UU—UU—
UU—UU—UU--
UU—UU—UU—UU--
UU—UU—UU—
UU—UU—UU—UU—
UU—UU—UU--
UU—UU—UU—UU--
UU—UU—UU—
UU—UU—UU—UU—
UU—UU—UU—
Ан(4-3) Анакруза=2
Все стопы реализованы – Акаталектика
Рифма – Мужская
Слайд 5
Схема рифмовки
авав
свсв
dede
fgfg перекрестная
Слайд 6
Сюжет Стихотворения
Основная тема данного стихотворения – личность и
система. Здесь присутствует биографический элемент столкновения поэта и репрессивной
эпохи. Лирический субъект выделяется уже в первой строфе: «Я лишился и чаши на пире отцов», ему противостоит «век-волкодав» - эпоха тоталитариризма, которая «давит» предателей системы, но лирический субъет – «не волк, по крови своей». В этом противостоянии заключается конфликт лирического произведения.
Слайд 7
Композиция произведения
Строфически стихотворение делится на три части: первая
часть – восьмистишие – здесь говорится о влиянии системы
на субъекта: он становится жертвой – «лишился и чаши на пире отцов, и веселья, и чести своей» (пир отцов – поколение поэтов - предшественников). Герой предпочитает такой жизни ссылку – «жаркую шубу сибирских степей». Во второй – противопоставляются ужасы жизни в режиме и миру в Сибири. В третьей строфе лирический субъект обращается к неназванному собеседнику, просит его увести «в ночь». Здесь же звучит одна из главных мыслей:
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
Герой снова противопоставляет себя системе, и даже говорит о том, что в этой в ней нет достойного для него противника, который мог бы его убить.
Слайд 8
Осип Мандельштам
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя
людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и
чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
Слайд 9
Анализ стихотворения
Первая строфа объединяет в себе 8 стихов
(две другие являются четверостишиями). Это объясняется и смысловым единством
и рифмовкой (abab/cbcb)
Лир. герой – элемент настоящего (будущее – «гядущие века, высокое племя людей»; прошлое «пир отцов»)
Век-волкодав и волк: «не волк я по крови своей» - двукратный повтор усиление
«Запихай» - слово стилистически окрашено, вызывает особые эмоции: небрежность, насилие. Повтор в 3 строфе: «Уведи» - просьба, мольба. Обращение.
2 и 3 строфа – одно предложение, построено по принципу инверсии (придат.+главн.), разные микротемы
2 строфа – пороки мира(трусость и жестокость – «кровавые крови» сопоставляются с красотой природы Сибири («первобытная»)
3 строфа – просьба-кульминация, основная мысль.
Мотив темноты, скрытности («Запихай, как шапку, в рукав»; «уведи меня в ночь»)
В стихотворении нет сбоев ритмического ударения, вопросительных и восклицательных предложений, что настраивает на особую спокойную повествовательную интонацию и соответствующие эмоции.