Слайд 2
Цели урока:
Научиться правильно записывать арифметические выражения в Паскале
Слайд 3
Что означают операторы Writeln, Readln?
Какие типы переменных означают
Integer, Real?
Определите, что будет напечатано при выполнении следующих фрагментов
программ:
А) a:=10; a:=10*a-5; WriteLn(a);
Б) a:=50; a:=-a; WriteLn (a);
В) a:=25; b:=20; a:=b-a; b:=a-b; WriteLn(a, ‘ ‘, b) ;(Слайд 3)
Слайд 4
Арифметическое выражение описывает значения некоторой величины. Оно может
содержать числа, переменные, функции, объеденные знаками арифметических операций.
Слайд 5
В Паскале существуют операции сложения, вычитания, умножения, деления,
а также div и mod
Слайд 6
Программа на языке Паскаль близка по своему виду
к описанию на алгоритмическом языке. Если сравнить алгоритм решения
задачи рассматриваемой ранее с соответствующей программой на Паскале:
Слайд 7
Необходимо создать алгоритм для вычисления площади прямоугольно треугольника,
если известны длины его катетов.
Слайд 8
На алгоритмическом языке это будет выглядеть так:
Слайд 9
Заголовок программы начинается со слова Program, за которым следует произвольное имя,
придуманное программистом:
Program ;
Слайд 10
Имя программы, имена констант, переменных и других объектов
программы называются ИДЕНТИФИКАТОРАМИ. Они записываются по правилам:
1. Имя должно
лаконично отражать сущность объекта. S,v,t - общепринятые обозначения; Summa, N_max - значения суммы номера максимума.
2. Длина идентификатора не должна превышать 127 символов, но для Паскаля значимы только первые 63 знака.
3. В запись идентификатора могут входить только цифры, английские буквы и знак подчеркивания.
4. Начинаться идентификатор должен с буквы или знака подчеркивания.
5. Маленькие и большие буквы в записи идентификаторов Паскаль не различает.
Слайд 11
Раздел описания переменных начинается со слова Var (variables – переменные), за которым
идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после
двоеточия. В стандарте языка Паскаль существует два типа числовых величин: вещественный и целый.
Слайд 12
Слово integer обозначает целый тип (является идентификатором целого типа). Вещественный
тип обозначается словом real. Например, раздел описания переменных может быть таким:
var a,
b: integer; c, d: real;
Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должна быть буква.
Слайд 13
Раздел операторов – основная часть программы. Начало и конец
раздела операторов программы отмечаются служебными словами begin (начало) и end (конец).
В самом конце
программы ставится точка:
begin
<операторы>
end.
Слайд 14
Вывод результатов происходит по оператору write или writeln:
write()
или writeln()
Слайд 15
Операторы ввода, вывода и присваивания
Ввод исходных данных с клавиатуры
происходит по оператору read или readln:
read()
или readln()
Слайд 16
Вычислить гипотенузу прямоугольного треугольника
(длина катетов - a
и b)
write ('a='); readln (a);
write ('b='); readln (b);
c:= sqrt
(sqr(a) + sqr(b) );
writeln ('c=', с:5:2);
Слайд 17
Арифметические выражения
Арифметический оператор присваивания на Паскале имеет следующий
формат:
:=
Слайд 19
Рассмотрим порядок выполнения операций.
Вычисление функции
Операция смены
знака(-)
*, /, div, mod
+, -
Слайд 20
7 div 2 =
4 div 3 =
12 div
3 =
25 mod 7 =
17 mod 3 =
8
mod 2 =
Слайд 22
Например,
int(-8,9)=
frac(3,6)=
round(-7,3)=
trunc(3,6)=
Слайд 23
Операции в скобках выполняются в первую очередь.
Примеры
Операции в
скобках выполняются в первую очередь.
Примеры:
(2+3) mod 7-2=
3-8+21
div 3=
round(6.9)-round(6.2)=
5*2-4*20/4 mod 3=
(5+4)/ 3 div 2=
40 mod (4 div 2)=
Слайд 24
стандартные функции
*, /, div, mod
+, -
Например, запишем следующие
математические выражения на языке Pascal:
x2-7x+6
sgr(x)-7*x+6
(abs(x)-abs(y))/(1+abs(x*y))
Слайд 25
Примеры
Десятичная запятая в Pascal обозначается точкой
37*(25+87.5)-17*(4.6+1.9)
a*b/c+d*d*d*d
(a+2*b-3*c)/(5*a+4)
(a+b)/(a-b)+a*b/3.14
Слайд 26
Программа
Begin
write(37*(25+87.5)-17*(4.6+1.9));
End.
Ответ: 4052
Слайд 27
Задача 1.
Составить программу, вычисляющую сумму цифр трехзначного
числа n.
n – трехзначное число (например 762) – исходные
данные
a, b, c – цифры этого числа (вспомогательные переменные)
S – сумма цифр этого числа (результат)
Program chislo;
var n, a, b, c, s : integer;
begin
writeln (‘введите трехзначное число’);
readln (n);
c:=n mod 10;
a:=n div 100;
b:=(n div 10) mod 10;
s:=a+b+c;
writeln (‘сумма цифр числа равна ’, s);
end.
Слайд 28
Правила записи арифметических выражений:
1. Арифметическое выражение записывается в строку.
2. Нельзя
ставить подряд два знака арифметических операций.
3. Нельзя опускать знак умножения.
4. Можно
использовать только круглые скобки.
5. Приоритет выполнения арифметических операций следующий:
a) Действия в скобках;
б) Вычисление функций;
в) Умножение, деление, DIV, MOD;
г) Сложение, вычитание;
Слайд 29
Точка с запятой ставится в конце заголовка программы,
в конце раздела описания переменных, является разделителем переменных в
разделе переменных и разделителем операторов. Текст программы заканчивается точкой.
В программу можно вставлять комментарии, они записываются в фигурных скобках.
Слайд 30
Перейдём ко второй части нашего урока. Рассмотрим порядок
составления программ.
1.Знать решение задачи.
2.Дать имена переменным.
3.Определить тип переменных
4.Задать исходные
данные задачи.
5.Совершить действия с исходными данными для получения результата.
6.Напечатать результ
Слайд 31
Пример программы
Дана функция: y=12x-19. С клавиатуры вводится число
x, программа должна вывести значение y.
Слайд 32
Задача 1.
Составим программу, вычисляющую площадь треугольника по
формуле Герона.
a, b, c – стороны (исходные данные)
P –
полупериметр (вспомогательная переменная)
S – площадь (результат)
Формулы:
P=1/2*(a+b+c)
Program treug;
var a, b, c : integer;
P, S: real
begin
writeln (‘введите стороны треугольника’);
readln (a, b, c);
P:=1/2*(a+b+c);
S:=sqrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c));
writeln (‘площадь равна’, S:6:2);
end.
Слайд 34
Задача №1.
Даны стороны прямоугольника a и b.
Найти его площадь S = a·b и периметр P
= 2·(a + b).
Задача №2
Дана сторона квадрата a. Найти его периметр P = 4·a.
Задача №3
Даны два числа a и b. Найти их среднее арифметическое: (a + b)/2.