Слайд 2
Лестер Карл Туроу
(Lester Carl Thurow) род. В 1938
г. Американский экономист. Бакалавр колледжа Уильямс; магистр Оксфордского университета;
доктор философии Гарвардского университета. Преподавал в Гарварде и Массачусетском технологическом институте. В настоящее время ведет экономические колонки в ряде известных газет, в том числе «Бостон глоуб» и «Ю.Эс. Эй. Тудей».
Слайд 3
Основные произведения
«Общество с нулевой суммой» (The Zero-Sum Society,
1980);
«Будущее капитализма: как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир»
(The Future of Capitalism: How Today’s Economic Forces Shape Tomorrow’s World, 1996).
Слайд 4
Выборка из книги на семинар
Из книги были взяты
4 отрывка из разных глав, которые наиболее актуальны для
России. В первую очередь, это размышления о соотношении демократии и рыночного хозяйства и роли правительства (глава 13), анализ сегодняшнего положения среднего класса и перспектив его эволюции (глава 2), а также оценка автором религиозного и этнического фундаментализма как важных проблем современного мира (глава 12). Завершается подборка фрагментом, посвященным формированию системы ценностей массового общества, противоречий и опасностей, неизбежно возникающих в ходе этого процесса (глава 4)
Слайд 5
Размышления о соотношении демократии и рыночного хозяйства(капитализма)
Слайд 6
Демократическое капиталистическое общество
ДВА ИСТОЧНИКА ВЛАСТИ:
Богатство
&
Положение в
политической
иерархии
Слайд 7
ДВА ФАКТОРА СОСУЩЕСТВОВАНИЯ
1) Экономическая ↔ Политическая
власть власть
2) Правительство – регулятор деятельности рынка и равномерного распределения доходов.
Слайд 8
Размышления о роли правительства
Использование политической власти для снижения
неравенства в условиях рыночной экономики сродни хождению по проволоке
под куполом цирка. Если слишком большая часть дохода посредством налогов изымается у тех, кто достиг его по законам капиталистического общества, и передается другим, получающим доход на иной основе, нежели за свой труд, экономические стимулы капитализма перестают работать.
Ключевой вопрос, разумеется, в том, в какой степени государство может предотвратить неравенство, не переходя роковую черту.
Слайд 9
Исторически правительство играло важную роль в условиях капитализма,
пытаясь помочь тем, кто оказался за бортом жизни. Как
[мы постараемся показать], его роль должна быть ключевой — но совсем не такой, как при социализме или в государстве всеобщего благосостояния. Оно должно сделать экономику способной поднять реальную заработную плату для большинства граждан в эпоху вы-сокоинтеллектуальных технологий.
Слайд 10
3 свойства общественного блага
Учитывая эти характеристики, необходимо использовать
государство и имеющиеся в его распоряжении средства для сбора
при- нудительных налогов и обеспечения средств, идущих на созидание общественных благ, в которых люди действительно заинтересованы.
Слайд 11
При капитализме, основанном на принципе выживания сильнейшего, роль
правительства сводится к минимуму.
Слайд 12
В итоге с точки зрения капитализма правительство скорее
могло бы своим вторжением навредить экономике, чем ей содействовать.
Поэтому в нем чаще видят то, что мешает развитию экономики, чем нечто содействующее ее успешному функционированию.
Слайд 13
Анализ сегодняшнего положения среднего класса и перспектив его
эволюции
На семейные ценности ведется атака — не государственными программами,
отваживающими от создания семьи (хотя есть и такие программы), не телевизионными и радиопередачами, принижающими ее значение (хотя есть и такие), но самой экономической системой.
Слайд 14
Как показали опросы общественного мнения, самореализация личности ныне
ценится выше, чем семья. «Конкурентоспособная личность» развивается за счет
«сплоченности семьи». Потребительская культура «Я» вытесняет инвестиционную культуру «Мы».
Естественный ответ — создавать меньше семей и иметь меньше детей.
Слайд 15
Особое значение имеют ожидания среднего класса. Его рухнувшие
надежды могут стать причиной революции, поэтому среднему классу теперь
внушается мысль, что его прежние идеалы несовременны.
Слайд 16
оценка религиозного и этнического фундаментализма как важных проблем
современного мира
религиозный фундаментализм поднимается, словно лава из жерла проснувшегося
вулкана.
В нем находят убежище те, кто проигрывает в хозяйственном отношении или не в состоянии выдержать экономическую неопределенность, не зная, что необходимо для достижения успеха в новой, грядущей эпохе.
Слайд 17
Люди спасаются от экономической неопределенности 16
окружающего их
реального мира в мире религии, который гарантирует им спасение,
если они будут следовать предписанным правилам.
Слайд 18
Этнический сепаратизм, как и религиозный фундаментализм, характерен для
периодов экономической неопределенности.
Сегодня имеют место не религиозные войны,
а этническое и религиозное расщепление, при этом этнические и религиозные расхождения настолько незначительны, что нередко незаметны постороннему, даже если ему на них указывают. Родство и общность — в сознании, а не в территории. Вопрос не в том, «кто мы», а в этом «мы», которое неизвестно почему существует.
Слайд 19
формированию системы ценностей массового общества
Одни и те же
новые технологии создают мир, где ценности и экономика, многократно
взаимодействуя между собой, производят нечто совершенно новое. Впервые культура формируется электронными средствами массовой информации, ориентированными на максимальные прибыли. Никогда прежде общество не допускало, чтобы коммерческий рынок практически полностью определял их ценности и ролевые модели.
Слайд 20
Телевидение и кино заменили семью в деле формирования
ценностей.
Средства массовой информации становятся светской религией, в значительной
мере заменяющей общую историю, национальную культуру, истинную религию, семью и друзей в качестве главной силы, создающей наше представление о действительности.
Слайд 21
противоречия и опасности, неизбежно возникающие в ходе этого
процесса
Телевидение во многих отношениях отбрасывает нас назад, в мир
неграмотности. Ценится визуальное воздействие на эмоции и страхи, а не привлекательность строгой логики мысли.
Логическое воздействие возможно и с помощью электронных СМИ, но они гораздо больше подходят для пробуждения эмоций, чем для передачи логической информации. Человеку приходится учиться читать. Это требует труда, времени и расходов. Учиться смотреть телевизор не нужно.
Слайд 22
Капиталистическая культура и телевизионная культура идеально подходят друг
другу, потому что и та, и другая заняты деланием
денег. Но их ценности не гармоничны. Одна должна быть устремле- на в будущее, другая не видит его таким, ради которого стоило бы приносить жертвы сегодня. Изменить содержание средств массовой информации можно, лишь убедив граждан, что воспринимаемое ныне как нечто скучное на самом деле интересно, но сделать это очень сложно.
Слайд 23
Современные электронные технологии содействуют радикальному индивидуализму, а массовая
культура контролирует национальных лидеров в гораздо большей степени, чем
национальные лидеры управляют ею. Электронные средства массовой информации изменяют систему ценностей, а они в свою очередь изменят природу нашего общества.