Слайд 2
Что это?
Ощущение — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и
состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств,
дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.
Слайд 3
Процесс
Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств
различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс
этого воздействия — раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс — возбуждение, которое по центростремительным нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Ощущение является чувственным отображением объективной реальности.
раздражение
возбуждение
ОЩУЩЕНИЕ
Слайд 4
Систематическая классификация ощущений Ч. Шеррингтона
Первые объединяют сигналы, доходящие
до нас из внутренней среды организма
вторые передают информацию
о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений
третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения.
Слайд 6
Основные свойства и характеристики ощущений
К основным свойствам ощущений
относят:
качество
интенсивность
продолжительность
абсолютный и относительный пороги ощущений
Слайд 7
Качество
это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением,
отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в
пределах данного вида ощущений. Например, обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.
Слайд 8
Интенсивность ощущения
является его количественной характеристикой и зависит от
силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень
готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.
Слайд 9
Длительность ощущения
это временная характеристика возникшего ощущения. Она также
определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом —
временем действия раздражителя и его интенсивностью.
Слайд 10
Чувствительность
под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители
а под чувствительностью к различию — способность ощущать слабые
различия между раздражителями
абсолютная
к различию
Слайд 11
Для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый
рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве,
т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.
Слайд 12
Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Мы не
слышим тиканья часов, находящихся в другой комнате. Мы не
видим звезд шестой величины. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину.
Слайд 13
Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение,
называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, сила действия которых лежит
ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм.
Слайд 14
Интересное явление
Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом
синестезией — возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения,
характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные».
Слайд 15
У некоторых людей синестезия проявляется с исключительной отчетливостью.
Один из субъектов с исключительно выраженной синестезией — известный
мнемонист Ш. — был подробно изучен А. Р. Лурией. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», как «соленые» или «хрустящие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета. Явления синестезии — еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.
Слайд 16
Опрос. Тест.
Назначение теста:
Используется для исследования уровня потребностей в
ощущениях различного рода применительно к подросткам и взрослым людям.
Методика предложена М.Цукерманом в 1964 году
Слайд 17
Ключи к тесту
Вопросы: 1а, 2а, 3б, 4б, 5б,
6б, 7б, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13б, 14б,
15а, 16б
Слайд 18
Результаты
Высокий уровень потребностей в ощущениях (11 – 16
баллов) обозначает наличие влечения, возможно, бесконтрольного, к новым, «щекочущим
нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать испытуемого на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях.
От 6 до 10 баллов – средний уровень потребностей в ощущениях. Он свидетельствует об умении контролировать такие потребности, об умеренности в их удовлетворении, то есть, с одной стороны – об открытости новому опыту, с другой стороны – о сдержанности и рассудительности в необходимых моментах жизни.
Низкий уровень потребностей в ощущениях (от 0 до 5 баллов) обозначает присутствие предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений (и информации) от жизни. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни.