Слайд 2
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые
определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода .
Слайд 3
Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях :
·
как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация
заданного сюжета);
· исполнительское (речевое, двигательное) – актерские способности;
· оформительское (декорации, костюмы и т.д.).
Эти направления могут объединяться.
Слайд 4
В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются
следующие задачи:
— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности
дошкольника;
— воспитание
интереса к различным видам творческой деятельности;
— овладение импровизационными умениями;
— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности
— совершенствование познавательных процессов.
Слайд 5
Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет
воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не
только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.
Слайд 6
Педагог должен строго следить за
тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить
робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.
Слайд 7
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в
себя:
— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
— подготовку
и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
—упражнения по формированию выразительности исполнения ;
— отдельные упражнения по этике;
— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
— игры-драматизации.
Слайд 8
Основной целью игр - драматизации является формирование
думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к
творческой деятельности.
Процесс игры – драматизации возможен, если ребенок:
1. имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;
2. имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);
3. включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок –«режиссер», ребенок –
4. «актер», ребенок-«зритель», ребенок –«оформитель»-«декоратор» спектакля.
Слайд 9
Систему работы по развитию творческих способностей можно разделить
на 3 этапа:
· художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
·
освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
· самостоятельная творческая деятельность.
Театрализованные игры в дошкольном возрасте, так или иначе, основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.
Слайд 10
Приведем примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью
театральной деятельности:
1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки.
Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.
Слайд 11
2. Чтение и совместный анализ сказок . Например, проводится
беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем
– выделение
героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.
Слайд 12
3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с
параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств
и мотивов действий персонажей.
4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры , направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.
Слайд 13
Правила драматизации
Правило индивидуальности . Драматизация – это не
просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей
с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
Слайд 14
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если
не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными
участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев. Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
Слайд 15
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной
роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием
необходимо
обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Слайд 16
Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает
детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев,
передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.) При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача настроения героя и нашего отношения к нему.
Слайд 17
Правило мудрого руководителя.
Соблюдение и сопровождение педагогом всех
перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Слайд 18
Речь ребенка и различные виды театра
Пальчиковый театр
*Способствует
развитию речи, внимания, памяти;
*формирует пространственные представления;
*развивает ловкость, точность, выразительность,
координацию движений;
* повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Слайд 19
Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук,
игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития
Слайд 20
Театр картинок и фланелеграф
Развивают творческие способности;
Содействуют эстетическому воспитанию;
Развивают
ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном
виде деятельности.
Слайд 21
Действуя с различными картинками, у ребенка
развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и
эффективному развитию речи.
Слайд 22
Вязаный театр
Развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;
Формирует творческие способности,
артистизм;
Обогащает пассивный и активный словарь
Слайд 23
Конусный, настольный театр
Помогает учить детей координировать движения рук
и глаз;
Сопровождать движения пальцев речью;
Побуждает выражать свои эмоции посредством
мимики и речи.
Слайд 24
Театр-топотушки
Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное
восприятие;
Знакомит с народным творчеством;
Обучает навыкам общения, игры, счета.
Слайд 25
Театр на перчатке
Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться
с нарушениями речи, неврозами;
Помогает справиться с переживаниями, страхами;
Перчаточная кукла
передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Слайд 26
Театр кукол Би-ба-бо
Посредством куклы, одетой на
руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях,
поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой.
Слайд 27
При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо,
невозможно играть молча!
Поэтому именно эти куклы часто
используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги!
Слайд 28
Игра-драматизация
Самый «разговорный»
вид театрализованной
деятельности.
Целостное воздействие на личность ребенка: его
раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
Способствует самопознанию и
самовыражению личности;
Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Слайд 29
Ни один другой вид театрализованной деятельности так не
способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация
Слайд 30
КУКЛЫ НА ГАПИТЕ.
САМЫЙ ПРОСТОЙ ГАПИТ – ПРОСТО ВСТАВЛЕННАЯ
В ИГРУШКУ ПАЛОЧКА.
Слайд 33
ТЕАТР МАРИОНЕТОК.
КУКЛОВОД УПРАВЛЯЕТ ИМИ НА ВИДУ У ЗРИТЕЛЕЙ.
МАРИОНЕТКА
НАХОДИТСЯ РЯДОМ С КУКЛОВОДОМ, НА ПОЛУ, И ПРИВОДИТСЯ В
ДВИЖЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ВАГИ. ВАГА – ЭТО КРЕСТОВИНА, К КОТОРОЙ НА НИТЯХ КРЕПЯТСЯ КУКЛЫ.
Слайд 34
Театр на прищепках
Театр на
спичечных коробках
Слайд 36
Театрализованная деятельность-это…
…не просто игра!
Это
прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря,
развития мышления, воображения, творческих способностей.
Слайд 37
Этюды и упражнения на выявление актерских умений
Актерские умения -
понимание эмоционального состояния персонажа, и в соответствии с этим
выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа - голоса, мимики, пантомимики; характера выразительности моторики: в пантомимике - естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике - богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи - изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.
Слайд 38
1. Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию,
с которой звучит данный текст :
¦ Чудо остров!
¦ Наша Таня
громко плачет... ¦ Карабас-Барабас
¦ Первый снег! Ветер! Холодно!
2. Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно) : «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».
Слайд 39
3. Пантомимические этюды.
Котята:
сладко спят;
просыпаются, лапкой умываются;
зовут маму;
пытаются утащить сосиску;
боятся собаки;
охотятся.
Слайд 40
4. Этюды на изменения тембра голоса .
Педагог. Киска, как
тебя зовут?
Ребенок. Мяу! (Нежно)
Педагог. Стережешь ты мышку тут?
Ребенок. Мяу!
(Утвердительно) Педагог. Киска, хочешь молока?
Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)
Педагог. А в товарищи щенка?
Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо...)
Слайд 41
Покажи:
-как танцует добрая фея на балу у Золушки;
-
как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы;
-
как удивляется черепашка-ниндзя;
- как здоровается Снежная Королева;
- как обижается Винни-Пух;
- как радуется Карлсон..