Слайд 2
Биография
Родился близ Берлингтона (шт. Вермонт) 20 октября 1859.
Три поколения рода Дьюи были фермерами, его отец занимался
торговлей. Дьюи получил образование в средней школе Берлингтона, окончил университет Вермонта, затем два года преподавал в школе в штате Пенсильвания, в течение года был учителем сельской школы в родном штате. В 1882 поступил в университет Джонса Хопкинса в Балтиморе.
Слайд 3
В 1884 получил степень доктора философии в университете
Джонса Хопкинса, представив диссертацию, которая была посвящена одному из
аспектов психологической теории Канта.
Осенью того же года Дьюи приступил к преподаванию философии в Мичиганском университете и оставался там (если не считать краткого периода преподавания в университете Миннесоты в 1888 – 1889) до 1894, когда ему предложили должность профессора и декана факультета философии, психологии и педагогики Чикагского университета.
Слайд 4
Именно в Чикаго Дьюи переключился с отвлеченных традиционных
проблем метафизики и эпистемологии на более практические и специальные
проблемы философии, психологии и педагогики. К 1903 т.н. Чикагская школа инструментализма переживала период расцвета, а педагогические эксперименты, начатые в основанных Дьюи в 1896 «школах-лабораториях», стали оказывать заметное влияние на педагогическую теорию и практику в США.
Слайд 5
С 1904 Дьюи преподавал в Колумбийском университете и
оставался там вплоть до своей отставки в 1930, впоследствии
занимал пост почетного профессора университета. В этот период он написал множество работ: по логике, теории познания, психологии, педагогике, социальной философии, искусствоведению, религии.
Слайд 6
Как известного философа и педагога его приглашали в
Китай, Японию, Турцию, Мексику, СССР. Дьюи занимал активную социальную
позицию и принимал участие в многочисленных комитетах и движениях либеральной ориентации.
Слайд 7
Научная работа
В Мичиганском университете Дьюи читает курс этики
и публикует свои первые книги:
"Этика демократии" (1888);
"Очерки критической
теории этики" (1891);
"Изучение этики: программа" (1894). Впоследствии все эти работы вошли в большой труд
"Этика" (1908).
Чикагский период в жизни Дьюи (1894-1904) - наиболее активный и плодотворный в области педагогики.
Слайд 8
Он идейно направляет работу школы-лаборатории, помогает в разработке
новых форм и методов обучения детей в начальных классах.
В
конце1890-х годов он прочитал серию лекций о "новом образовании" для родителей школы.
Лекции составили книгу под общим названием «Школа и общество».
Слайд 9
В Колумбийском университете Дьюи оставался до конца своей
жизни (с 1930 года - как почетный профессор) и
в основном занимался разработкой философских проблем. Крупные работы, созданные в этот период ("Как мы думаем", "Реконструкция философии", "Проблемы человека" и др.), прославили его имя не только в стране, но и во всем мире. (1899).
Слайд 10
На теоретико-философском уровне он разрабатывает проблему демократии и
образования и публикует книгу под этим названием ("Демократия и
образование", 1916); вместе со своей дочерью Эвелин Дьюи обобщает опыт "новых" школ и издает книгу "Школы будущего" (1915); он занимает ключевые посты в ряде влиятельных педагогических организаций - Американской федерации учителей, Американской ассоциации профессоров университетов, Ассоциации прогрессивного образования.
Слайд 11
Идеи о поведении человека в быстро меняющемся обществе,
каким стало американское на стыке двух столетий, Дьюи изложил
во многих своих трудах:
"Человеческая природа и поведение" (1922);
"Как мы думаем" (1910);
"Демократия и образование"(1916);
"Индивидуализм - старый и новый" (1930).
Слайд 12
Дьюи доказывал, что демократия создает наиболее стабильное и
единое общество людей В нем все или большинство имеют
возможности и свободу проявлять инициативу, создавать новое, и таким образом "индивид непрерывно раскрывает, формирует и реорганизует свое «я» как член сообщества в целях его благополучия«.
Слайд 13
Прагматизм в педагогике
Цель воспитания, по Дьюи - формирование
личности, умеющей "приспособиться к различным ситуациям" в условиях свободного
предпринимательства. Д. Дьюи и его последователи (Э. Паркхерст, У. Килпатрик, Е. Коллингс и др.) полагали, что можно положительно повлиять на жизнь каждого человека, заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества.
Слайд 14
Они рассматривали изучение специфики детства как путеводитель научной
педагогики, предлагая сделать ребенка объектом интенсивного воздействия многообразных факторов
формирования — экономических, научных, культурных, этических и пр.
Слайд 15
Экспериментальный метод у Д. Дьюи предполагал, что мы
знаем только то и тогда, когда можем своей деятельностью
произвести действительно изменения в вещах, которые подтвердят или опровергнут наши знания. Без этого знания остаются только догадками.
Важнейшим источником для педагогики как науки Д. Дьюи считал проверенный жизнью метод. В реформаторской педагогике Д. Дьюи выступил как наиболее яркий представитель философско-педагогического направления прагматизма с его трактовкой истинности как практической значимости: «истинно то, что полезно».
Слайд 16
Дьюи выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать
его задачи посредством спонтанного развития ребенка: "Ребенок — это
исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания".
Д. Дьюи рассматривал воспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания.
Слайд 17
Инструментальная педагогика
Накопление ребенком индивидуального опыта ведет к формированию
его личности. Исходя из этого, Д. Дьюи выдвинул идею
создания «инструментальной» педагогики, строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребенка.
Слайд 18
Согласно этой концепции обучение должно сводиться преимущественно к
игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится
инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины. Такой путь познания представлялся прагматистам более соответствующим природе ребенка, нежели традиционное сообщение ему системы знаний.
Слайд 19
Конечным результатом обучения, по Д. Дьюи, должна была
стать сформированность навыков мышления, под которыми понималась способность в
первую очередь к самообучению. Целями образовательного процесса выступали умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым понимались знания как таковые и знания о способах действия, а также воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию.
Слайд 20
Практическая реализация идей Д. Дьюи
Реализация идей Д. Дьюи
на практике осуществлялась в 1884—1916 тт. в разных школах.
По его методике проводилась работа в опытной начальной школе при Чикагском университете, организованной в 1896 г., где обучались дети с 4 до 13 лет.
Слайд 21
В качестве основания для начала обучения с такого
раннего возраста выдвигалось утверждение, что фундамент всей последующей школьной
жизни закладывается в дошкольных учреждениях. Поэтому первые практические опыты Д. Дьюи были связаны с работой с маленькими детьми, которые с самого раннего возраста приучались делать все самостоятельно, преимущественно в игровой форме.
Слайд 22
Позже в школе опора делалась на трудовую деятельность
— 11—13-летние мальчики и девочки пряли, ткали, шили, т.е.
учились «делать». Мышление при этом должно было «обслуживать» опыт каждого ребенка. Оно становилось необходимым только при решении конкретных практических задач, и учебная деятельность в таких условиях не требовала дополнительной активизации.
Слайд 23
Система обучения в такой школе не была связана
с понятием так называемого общественно полезного труда — в
основе ее лежали интересы отдельного индивида. Задачей школы была подготовка учащихся к самостоятельному решению возникающих проблем, выработка умения приспосабливаться к среде. Воспитатель и учитель должны были лишь направлять деятельность учащихся в соответствии с их способностями.
Слайд 24
Воспитание, писал Д. Дьюи, должно опираться на независимое
существование прирожденных способностей; задача воспитания состоит в их развитии,
а не в их создании.
Слайд 25
Педагогические идеи Дьюи в России
В 1928 г. Дьюи
приехал в Советский Союз, чтобы помочь Наркомпросу в освоении
«способа проектов», Н.К. Крупская принимала его в своём кабинете на Чистых прудах. Идеи прагматизма и метод проектов привлекали внимание педагогов многих стран, в том числе и России, и считались средством для построения школы нового типа.
Слайд 26
Профессор В.В. Кумарин пишет: "Луначарский, по совету Ильича,
вместо «прусской модели» ввёл американскую. Ленину очень хотелось, чтобы
пролетарские детишки росли здоровыми, не витали в облаках «всестороннего развития личности» (что такое «личность» и сколько у неё сторон — кто знает, пусть поднимет руку), а как можно раньше распознавали своё призвание и не болтались в жизненной проруби как круглые отличники".