Слайд 2
Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — течение в
европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые
десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремился не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, кинематограф, музыку и танец.
Слайд 3
Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция
на уродства капиталистической цивилизации, Первую мировую войну и революционные
движения.
Поколение, травмированное бойней мировой войны, воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх.
Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением. Очень распространены мотивы боли и крика.
Слайд 4
Банальность, уродливость и противоречия современной жизни
порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они
передавали при помощи угловатых, искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Предпочтение отдавалось цветам предельно контрастным с тем, чтобы усилить воздействие на зрителя, не оставить его равнодушным.
Слайд 5
Экспрессионизм
Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против
уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства
бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура.
Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм.
Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.
Слайд 6
Экспрессионизм — художественное направление, утверждающее: отчужденный человек живет
во враждебном мире. В качестве героя времени экспрессионизм выдвинул
мятущуюся, захлестываемую эмоциями личность, не способную внести гармонию в разрываемый страстями мир.
Слайд 8
Стремление к плоскостной трактовке предметов
Деформация предметов
Любовь к резким
красочным диссонансам
Особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм.
Экспрессионизм
Художественные
приемы:
Слайд 9
ЭРИХ ХЕККЕЛЬ. ДЕВОЧКА С КУКЛОЙ
Художественный
язык был обусловлен установкой на своеобразную интуитивную “варварскую” непосредственность:
тяжелые массы пастозных мазков, положенные на крупнозернистые холсты в черных рамах. В картинах выражено предчувствие какого-то ужаса через деформацию предметов, природных форм, как бы разрушается и дискредитируется все, что казалось незыблемым.
Слайд 10
Сравните способ изображения
J.A.D. Ingres (1780-1867)
“Madam de Senonnes portretas,
1814-16.
Ernst Ludwig Kirchner
Two Women in the Street
1914
Слайд 11
Эдвард Мунк – норвежский художник – символист, чье
творчество некоторые исследователи склонны относить к экспрессионистскому течению
ЭДВАРД
МУНК. АВТОПОРТРЕТ
Основоположники направления:
Слайд 12
Эдвард Мунк. (1863-1944 гг.) Норвегия
«Болезнь, безумие и
смерть – чёрные ангелы, которые стояли на страже моей
колыбели и сопровождали меня всю жизнь». (Из дневника Э. Мунка).
Слайд 18
«Мост» :
(Дрезден, 1905 год)
Эрнст Людвиг Кирхнер, Эмиль Нольде,
Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуфф и другие.
Эрнст Людвиг Кирхнер. Художники
руппы «Мост».
Слайд 19
Основоположники направления:
Эрнст Людвиг Кирхнер
1880-1939гг.
«Красная башня».
Слайд 20
Эрнст Кирхнер. Фрэнци в резном кресле
Слайд 23
Франц Марк:
«Нам совершенно безразлично, «понимают» нас или нет,
мы внимаем лишь себе, не времени…».
Слайд 24
Эмиль Ханзен (Нольде)
1867-1956 гг.
Слайд 25
Эмиль Нольде. Пляска вокруг золотого тельца
Слайд 26
Отто Дикс. 1891- 1969гг.
«Тот, кто извлек из
своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он
нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны...»
Анри Барбюс
Слайд 27
ОТТО ДИКС.
ПОРТРЕТ СИЛЬВИИ
ФОН ХАРДЕН. 1926
Слайд 31
Отто Дикс
«Семь смертных
грехов»
Слайд 32
ОСКАР КОКОШКА. АВТОПОРТРЕТ.
1918–1919.
Слайд 35
МАКС ПЕХШТЕЙН. ГОЛОВА БОРОДАТОГО РЫБАКА
МАКС ПЕХШТЕЙН. КРИТИК