Слайд 2
Теория гуманистического психоанализа Э.Фромма
Фромм считал, что поведение человека
может объясняться в свете влияний культуры, существующих в данный
конкретный момент истории.
личность - это продукт динамического воздействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и правил.
Фромм предпринял фундаментальное исследование феномена человеческой агрессии и насилия, результатом чего стала его работа "Анатомия человеческой деструктивности".
Фромм попытался соединить "теорию среды" и психоанализ в качестве методологии изучения природы человеческой агрессивности и насилия. Он классифицировал виды человеческой агрессии на доброкачественные и злокачественные.
Слайд 4
Роль религии:
в процессе культурного развития инстинкты в поведении
человека ослабевают, и он нуждается в "системе координат", определенных
ценностных ориентирах, позволяющих человеку выжить в окружающем мире.
Потребность в защищенности и безопасности толкает человека на установление сильных эмоциональных связей с миром.
По мнению Фромма, именно сфера религии впервые предоставила человеку не только возможность преодоления животных инстинктов, но и дала чувство единства с окружающим миром и с социумом, систему ценностных ориентиров и авторитетов.
Слайд 5
Экзистенциональные дихотомимии
Пытаясь преодолеть ограниченность биологического и социального подходов
к человеку, Фромм предложил видение человеческой сущности как структуры
фундаментальных противоречий, названных им "экзистенциональными дихотомиями".
Основная экзистенциональная дихотомия - дихотомия жизни и смерти.
Дихотомия человеческих способностей и реализованного в действительности
Дихотомия одиночество
Слайд 6
Дихотомия одиночества
Важнейшая проблема – отчуждение
Изолированность индивида в обществе
обусловлено «бегством от свободы»
- низший тип- свобода от
-высший тип
– свобода во имя
Слайд 7
Человек по Фромму
Человек - единственное животное, - пишет
Фромм, - для которого собственное существование составляет проблему, которую
он должен разрешить и которой он не может избежать.
«Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой; он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет хозяином природы и хозяином самому себе".
Слайд 8
Человек и общество
Наиболее мощные силы, определяющие характер поведения
человека, берут начало в социокультурных условиях его существования -
разум и совесть ориентируют человека на стандартную систему культурных образцов, которые есть в любом обществе. Они составляют собственно человеческие потребности.
Их общей основой для всего человеческого рода является необходимость единения, приобщения к деятельности других людей, сопричастности с себе подобными, в том числе с прошлыми и будущими поколениями.
Даже при полном удовлетворении биологических потребностей человек не удовлетворен. Он стремится к власти или к любви, созиданию или разрушению, ради религиозных или политических идеалов рискует собственной жизнью.
На экзистенциональные потребности каждый индивид дает свой ответ, ищет свой путь сопричастности с другими людьми, с миром в целом.
Человек может вообще отрицать (но не уничтожить!) эту дихотомию путем обращения к религии - христианская вера приписывает душе бессмертие, отрицая тем самым факт, что человеческая жизнь кончается смертью
Слайд 9
Любовь по Фромму
По Фромму, существует лишь один
путь единения человека с миром, который позволяет ему сохранять
и развивать свою индивидуальность, быть самим собой и для себя - любовь.
"Любовь - это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного "Я".
Это переживание причастности и общности, позволяющее человеку полностью развернуть свою внутреннюю активность
Переживание любви делает ненужными иллюзии. Отпадает потребность преувеличивать значение другого человека или свою собственную значимость".
Любовь как выражение человеческой солидарности может проявляться в самых различных сферах жизни. В области мышления она выражается в разумном постижении мира; в области действия - в созидательном труде; в области чувств - в единении с другим человеком, со всеми людьми или природой при сохранении своей индивидуальности, свободы и целостности.
Слайд 10
Любовь
Любовь « — это абстракция; может быть, это
какое-то неземное существо или богиня, хотя никому еще не
удавалось увидеть эту богиню воочию. В действительности же существует лишь акт любви. Любить — это форма продуктивной деятельности. Она предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения».
Слайд 11
ПСЕВДОЛЮБОВЬ
ПСЕВДОЛЮБОВЬ: – согласно Э. Фромму – разнообразные индивидуальный
формы патологии любви, приводящие к страданиям и неврозам (=>
псевдолюбовь: форма нормальная).
Сюда относятся:
1) любовь невротическая – при коей партнеры центрируются на родителях и переносят на партнера чувства ожидания и страхи, испытанные по отношению к родителям;
2) любовь-поклонение – при коей человек теряет себя в любимом вместо того, чтобы найти себя в нем, обнаруживая нищету духа и отчаяние поклоняющегося;
3) любовь сентиментальная – при коей чувство переживается лишь в воображении, а не в реальных отношениях; самый распространенный вид – «заместительное» любовное удовлетворение потребителей песен, фильмов, романов и прочего; другой – временная аберрация, когда партнеры живут воспоминаниями о прежних чувствах и фантазиями о будущей любви;
4) любовь, центрированная на недостатках и слабостях партнера, кои постоянно разоблачаются и обличаются;
5) любовь, проецирующая смысл и проблемы на детей, использующая детей в компенсаторных целях.
Слайд 12
Главный вопрос
Эрик Фромм задавался тем же вопросом,
что и люди во все времена во всех культурах:
как преодолеть отделенность, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единение.
Все это возможно благодаря любви истинной.
Слайд 13
Природа бессознательного
Для Фромма характерна радикальная ревизия Фрейдистских постулатов
о природе бессознательного
Оно не является сугубо биологическим явлением,оно имеет
социальную природу.
Общество создает культурные фильтры (нормы, табу и др.), которые влияют на бессознательное.