Слайд 2
Эссе (франц. «essey» – опыт, набросок) …
жанр философской,
литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора
с непринужденным изложением.
прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета
Слайд 3
Основателем жанра в европейской традиции принято считать французского
философа Мишеля Монтеня («Опыты», 1580). «Опыты» Монтеня содержат философские,
исторические, политические, религиозные, лингвистические, педагогические, этические и др. воззрения автора, от наиболее частных до наиболее общих. Монтень рассказывает о нравах и обычаях разных народов, о содержании прочитанных книг, но все это превратилось бы в обрывочный комментарий, если бы не возвращалось каждый раз к истоку – к образу личности, многое понимающей и приемлющей, но ни к чему не сводимой, не равной даже самой себе.
Слайд 4
Особенности:
ведущая роль личности автора, что является важнейшим структурообразующим
принципом эссе, при этом осуществляется анализ какого-либо, преимущественно гуманитарного,
объекта мысли, а не личности автора;
Слайд 5
актуализированность, соотнесенность с настоящим моментом;
Слайд 6
наличие образности, экспрессивности – всего, что является выражением
его художественности и публицистичности
Слайд 7
диалогичность: какую бы форму для изложения своих мыслей
не избрал эссеист, как бы не выстраивал композицию, главным
всегда остается искренность с читателем.
Слайд 8
мифотворчество: автор строит собственные теории, создавая миф (в
основе мифа – образы), читатель же может верить в
него или не верить
Слайд 9
ВИДЫ
1) художественно-критическое или литературно-критическое
В таком
эссе автор имеет дело не c жизнью, а c
ее отображением в произведениях музыки, живопиcи, литературы. Форма эccе задаетcя cамими произведениями иcкуccтва.
Слайд 10
2)философское
Объектом осмысления в нем
являются философские категории и теории, общие размышления о мире
и о человеке
Слайд 11
3)автобиографическое, личностное эссе.
В
таком эссе автобиография автора становится сюжетной основой текста. Взгляд
на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатления.
Слайд 12
СТИЛЬ
Эссе обладает собственным стилем. Ему характерны образность и
афористичность.
Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе подбирает
аналогии, привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, использует всевозможные ассоциации. В эссе могут чередоваться полемичные высказывания, вопросы, рассуждения, зарисовки, воспоминания.
В эссе используется разнообразная лексика – от высокой до разговорной. Многообразны средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения.
Слайд 13
Например, в эссе «Досужими путями мышления» («Иностранная литература»)
Эльфриде Елинек высказывает парадоксальную мысль о том, что «пишущие»
убили живой язык, и использует не менее парадоксальные, чем сама теория, образы и сравнения: «Сохраняя изящество, я покидаю тело, для прощания с которым постаралась одеться как можно лучше. Сквозь мою прозрачную блузу мысли мерцает чувство ответственности, влекущее моральное требование, за которым, скорее всего, моя привлекательность не поспеет».
Слайд 14
СОВЕТЫ
1. Для создания текста в жанре эссе необходима
четкая и нестандартная (один из основных жанрообразующих признаков эссе
– парадоксальность) авторская позиция.
2. Нужно определить характеристики автора – главного действующего лица эссе. Во-первых, обозначить для себя, в какой роли выступает реальный автор: человек социальный или частный. Во-вторых, необходимо установить отношения автора с читателем. От того, каким в результате станет образ автора, зависит все построение текста, его форма, композиция, лексика, приемы.
Слайд 15
3. Определить, какой будет логика текста: интуитивной или
хронологической. Здесь нужно учесть, что логика строится на интуиции
только в том случае, если автор стремится «захватить» читателя собственными эмоциями, а не увлечь новой и оригинальной теорией. В противном случае логика развивается по примеру логики в аналитической статье: гипотеза – аргументы.
Слайд 16
4. В эссе важен диалог с читателем (важен
как для автора, так и для читателя). Метод, с
помощью которого автор выстраивает этот диалог, выбирается индивидуально. Однако один из самых простых приемов – риторические вопросы: непроизвольно у читателя возникает желание на них ответить. Еще один метод, популярный в современной прессе (используется в молодежном разделе журнала «Журналист») – указывание координат автора (электронная почта, ICQ), чтобы читатель сумел донести свои мысли по поводу текста.
Слайд 17
5. Эссе требует от автора определенного жизненного опыта,
высокого интеллектуального уровня. Начинать работу над эссе рекомендуется с
малых форм: зарисовок, записок и т.п. Необходимо усилить наблюдательность за окружающим миром, постоянно искать интересное в обычных вещах и заворачивать впечатления в слова, т.е. «набить» руку. Только после того как жанры, смежные с эссе, начнут получаться, следует пробовать себя в жанре эссе.